В рамках проекта «Открывая Россию» мы вместе с маркой Land Rover отправились в Ханты-Мансийский автономный округ, чтобы посмотреть, как живут нефтяники, а заодно побывали в гостях у хантов и занялись… биатлоном
Когда самолет приземлился в Нижневартовске, вместо обещанных -30 нас встретила оттепель. Глобальное потепление добралось и сюда. Старожилы говорят, что раньше подобного здесь не было никогда – они помнят и 50-градусную стужу. Но оказалось, нашей команде просто повезло, так как спустя неделю морозы в Ханты-Мансийск вернулись. О том, что обычно здесь очень холодно, свидетельствуют свисающие из окон провода, которые тянутся под капоты автомобилей, чтобы утром их можно было завести.
Нижневартовск величают нефтяной столицей России. Впрочем, Сургут, который также находится в ХМАО, готов с этим поспорить. Словом, все тут прочно сидят на «нефтяной игле». Потому что «черное золото» здесь всюду: скважины чуть ли не на каждом шагу. Что же касается самого Нижневартовска, то вблизи него расположено Самотлорское нефтяное месторождение, являющееся крупнейшим в России и шестым в мире по размерам. Названо оно по имени озера Самотлор, которое находится неподалеку. С хантыйского языка это переводится как «мертвое озеро».
Месторождение было открыто в 1965 г. Тогда, 22 июня, из разведочной скважины ударил фонтан огромной мощности – нефть извергалась в объеме более тысячи тонн в сутки. Давление внутри пласта было столь высоким, что нагревались стальные трубы!
Самотлор окружают непроходимые болота. В связи с тем, что опыта разработки месторождений на болотах в мировой практике не существовало, пришлось искать новые способы, так как обычные варианты не подходили категорически. Осушать болота было нельзя из-за опасности возгорания торфа, а строить эстакады и бурить с площадок оказалось крайне невыгодно из-за длительности строительных работ. И выход нашли – буровые вышки начали ставить на искусственных островах.
Пик добычи нефти пришелся на 80-е годы прошлого века. Но затем нефтеносные пласты стали обводняться и процесс пошел на убыль. Впрочем, не все так плохо. Современные способы интенсификации добычи снова позволили увеличить поступление нефти. За годы эксплуатации месторождения было пробурено 16,7 тыс. скважин и добыто более 2,3 млрд тонн нефти. В ближайших планах – бурение еще около 570 скважин. Залежи сырья находятся на глубине от 1,6 до 2,4 км. Геологические запасы месторождения оцениваются в 7,1 млрд тонн. А доказанные извлекаемые запасы составляют 2,6 млрд тонн. Это значит, что нефти хватит на многие годы.
Именно для нефтяников Самотлора и был построен город Нижневартовск. Поскольку возводить его пришлось на болоте, все здания стоят на насыпных песчаных основаниях либо на сваях. Летом здесь практически невозможно находиться из-за комаров и прочего гнуса, зимой лютые морозы переносятся очень тяжело из-за высокой влажности – даже при нулевой температуре небольшой ветерок пробирает насквозь.
Словом, у нефтяников условия жизни далеко не радужные. Тем удивительнее факт, что в 2011 г. город занял четвертое место в России по комфортности жизни, уступив лишь Сургуту, Краснодару и Тюмени (в Сургуте и Тюмени, кстати, условия не лучше). Мне же Нижневартовск понравился. Здесь широкие улицы, чистота, почти нет пробок, вежливые водители. А еще местные жители очень интересно произносят словосочетание «добыча нефти». В слове «добыча» они ставят ударение на «о», а в слове «нефти» – на «и».
Однако пора ехать дальше. Покидаем гостеприимный Нижневартовск, который не стал испытывать нас на прочность лютыми морозами, и колонна внедорожников Land Rover выдвигается на запад, в направлении Ханты-Мансийска. Дороги здесь радуют отличным качеством асфальта, а далеко за городом их чистит грейдер. И практически во всех случаях ширины полотна оказывается достаточно для совершения обгонов даже при наличии встречных автомобилей. К тому же здесь практически не используются реагенты, поэтому на дорогах чисто.
Пневмоподвеска Land Rover Discovery отлично держит кузов на высокой скорости. Несмотря на высокий центр тяжести, внедорожник не раскачивается на волнах и радует отличной курсовой устойчивостью, рулевое управление позволяет четко отслеживать траекторию движения. На шоссе он ведет себя как легковой автомобиль – ни запаздываний на управляющие действия, ни болтанки. Даже на заднем диване пассажир чувствует себя комфортно, хотя там, конечно, по кочкам ехать чуть жестче, чем спереди.
Сворачиваем с шоссе направо. Прямо в лес ведет просека, на которой с трудом могут разъехаться автомобили. И вот первая проблема – навстречу едет КАМАЗ. Собственно, проблемы возникли у него, а не у нас. Наши внедорожники уверенно съехали правыми колесами в снег и спокойно двинулись дальше, а вот грузовик застрял. Впрочем, затем он смог сдать назад и продолжил движение. А нас ждет еще один поворот. Теперь едем по снежной колее, и случись на пути встречный транспорт, кому-то придется долго сдавать задним ходом. Discovery и тут показывает себя молодцом: играючи справляется с колеей, причем для этого не требуется ни поднимать подвеску, ни включать внедорожные режимы.
Наконец впереди, среди деревьев, видим приземистые, врытые в землю жилища – это деревня хантов. Ханты – коренной народ, проживающий в основном по берегам Оби и Иртыша. Их вместе с манси, обитающими несколько севернее, принято объединять общим названием «обские угры». Говорят ханты на своем собственном, хантыйском языке, который вместе с мансийским и венгерским относится к угорской группе финно-угорских языков.
Ханты произошли от древних уральских племен, промышлявших охотой и рыболовством, имеют монголоидный тип лица. В прошлом их расселение было очень широким – от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья на западе.
Сейчас больше половины хантов живет в Ханты-Мансийском автономном округе, примерно треть – в Ямало-Ненецком и совсем немного в Томской области. Всего около 30 тыс. человек. Они разводят оленей, охотятся и ловят рыбу. Их деревянные дома на метр-полтора врыты в землю, а амбары для хранения зерна, наоборот, стоят на сваях – чтобы грызуны не забрались. Поскольку кочевой образ жизни ханты давно не ведут, в чумах они не живут. Но нам показали традиционный конический дом из жердей. Его покрывают берестой, войлоком или оленьими шкурами, а наверху оставляют отверстие, куда выходит дым от расположенного в центре костра.
Сегодня ханты – люди вполне современные. Для связи с городом используют автомобили, летом по рекам передвигаются на моторных лодках, зимой – на снегоходах. К снегоходу цепляются сани и – вперед. Туристов же катают на оленях. Нас провезли и на оленях, и на снегоходе – на втором интереснее, потому что быстрее. И веселее. Дело в том, что сани не выдержали вес нескольких человек и на полном ходу зарылись в снег. Когда я попытался встать, то провалился практически по пояс! То же самое произошло и с коллегами. Снег набился в обувь, зато какое слияние с природой!
А потом организаторы мероприятия устроили нам пробег по замерзшему озеру, засыпанному плотным слоем снега. Правда, к хантам это уже отношения не имеет. Зато имеет отношение к главным участникам автопробега – автомобилям Land Rover. Проехать надо было всего-то 100 м, вот только слой снега составлял около 40 см. Кто проедет первым, получит приз. На все про все отвели 30 минут. Автомобили коллег тронулись, пропахали по паре метров и завязли. Но мы с напарником спешить не стали: плотность снега позволяла на нем стоять, а значит, если спустить шины и сделать плавный заезд, есть вероятность удержаться на поверхности. Главное, на нее заехать. Спускаем шины до минимума, плавно трогаемся, и... спокойно въезжаем на наст, преодолеваем нужную дистанцию и также без проблем возвращаемся. Дело сделано! Надо сказать, что повторить это смог только еще один экипаж, остальные так прочно засели, что не успели за отведенное время откопаться.
Путешествие продолжается, и мы въезжаем в Ханты-Мансийск. Город, как и Москва, построен на семи холмах, причем прямо в лесу. Поэтому здесь очень живописно. Чтобы попасть на природу, не нужно никуда ехать – кругом вечнозеленые ели и сосны. А еще здесь течет река Иртыш, чья набережная поднята на 15 м – на случай половодья. Когда весной река разливается, то не видно противоположного берега!
Практически в центре города расположился горнолыжный склон, а за ним, в низине, среди вечнозеленых деревьев вьется трасса для биатлона, где проводится один из этапов Кубка мира. Нам как раз туда. Да-да, мы заехали на биатлонный стадион прямо на внедорожниках Land Rover! Правда, чтобы не повредить лыжную трассу, пришлось снова приспустить шины. А потом мы стреляли по тем самым мишеням, в которые метят лучшие биатлонисты планеты. Причем стреляли из настоящих биатлонных винтовок: все по-честному, только без бешеного пульса после лыжной трассы. Хотя... Признаюсь честно, мы выполняли стрельбу из положения лежа, в то время как мишени нам поставили побольше – как для стрельбы стоя.
Первую «лежку» я отработал чисто – все пять мишеней закрыл. Здесь важно точно разместить цель в кругляше прицела. А вот вторую стрельбу «запорол» – расслабился. Вроде бы все правильно делал, но точно прицелиться уже не смог. А потому пришлось наматывать три штрафных круга. Вот только не на лыжах, а за рулем Land Rover Discovery. Но, главное, как говорится, не победа, а участие. Ведь это был первый автомобильный биатлон! И тут британский внедорожник, в отличие от человека, не подвел!
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках