В рамках проекта «Открывая Россию» десятки участников этих экспедиций обрели поистине бесценный опыт езды по бездорожью. Его основные компоненты нам помог систематизировать Алексей Симакин, руководитель экспедиции, инструктор внедорожного вождения Land Rover Experience
В мире немало любителей бездорожья, специально выискивающих самые сложные маршруты, а потом пытающихся штурмовать их. Если, к примеру, есть две дороги – через яму и без нее, то они поедут через яму, решив героически преодолеть ее. В школе Land Rover Experience поступят ровно наоборот. Прежде всего потому, что эта школа предлагает комплексную систему знаний, которая начинается с постановки целей и задач, после чего ты смотришь на бездорожье по-другому.
Сначала следует обозначить цель. Например, добраться из пункта «А» в пункт «Б» при том, что дороги в этом направлении отсутствуют. Главное – доехать безопасно. То есть с минимальным риском и для человека, и для окружающей среды, и для автомобиля. Обязательно в такой последовательности! Отсюда следует ключевое понятие – «оценка риска». Когда риск высок, его нужно минимизировать: если можно объехать яму, ее надо объехать. Штурмовать препятствие при таком взгляде на бездорожье просто глупо.
Если же миновать препятствие нельзя, принимается решение его форсировать. Для этого нужно выйти из автомобиля и произвести оценку риска. Осматривая препятствие, оцениваем, что может произойти, предполагая худший вариант развития событий. Например, машина может опрокинуться, утонуть, под ней провалится почва… Если что-либо из подобного вероятно, необходимо принять меры, дабы этого не произошло. Следует поднять подвеску (либо, наоборот, опустить), включить пониженную передачу или требуемый внедорожный режим, если такая функция у автомобиля есть. Затем улучшить внешние условия – подложить под колеса бревна или ветки, использовать лопату… Словом, лучше потратить время на подготовку, чем потом вытаскивать застрявшую машину.
Еще один важный момент: всегда нужно учитывать, что развитие событий может пойти не по плану и придется отступить. То есть надо выяснить, удастся ли в случае неудачи вернуться назад – к примеру, если при преодолении подъема ничего не выйдет, получится ли безопасно съехать вниз. И лишь после этого можно заводить речь о технических приемах, требующихся для преодоления препятствий.
Первый принцип, который необходимо усвоить, звучит так: «Настолько медленно, насколько это возможно, настолько быстро, насколько это необходимо». С его помощью преодолеваются все препятствия. В общей сложности типов препятствий в школе Land Rover Experience насчитывают пять. Это глубокий брод, глубокая колея, подъем, спуск и боковой уклон. Все остальные виды являются их сочетанием.
Глубокий брод. После того как проведена оценка риска (для чего могут потребоваться и болотные сапоги), начинается движение. Скорость должна быть такой, чтобы волна бежала впереди автомобиля в том же темпе. Тем самым понижается высота водной преграды, так как после волны образуется провал и глубина брода как бы уменьшается. Поехав быстрее или медленнее, внедорожник встретится с пиком волны и возрастет риск гидроудара. Обычно этой скорости соответствует вторая пониженная передача и обороты двигателя в районе 2000–2500.
Глубокая колея. Надо поднять подвеску максимально, если у автомобиля есть возможность такой регулировки («старшие» модели Land Rover ею оснащены). Помимо правильного выбора передачи и скорости (аналогично водной преграде) здесь важно аккуратное руление. Точнее, рулить практически не нужно – как в анекдоте, мол, никуда автомобиль из колеи не денется. Требуется и точная работа «газом» – необходимо исключать пробуксовку, но обеспечивать достаточную тягу. Иногда колея становится слишком глубокой, и из нее нужно уметь выезжать, например, встав в межколейное пространство. Делается это одновременным поворотом руля и сбросом «газа». Но еще лучше заранее в нужном месте прокопать дорожку лопатой.
Подъем. Движение должно вестись строго перпендикулярно, иначе возникает риск соскальзывания и переворота. Далее все зависит от сцепления с покрытием. Чем оно хуже, тем выше первоначальная скорость, автомобилю должно хватить инерции. Обычно используется вторая или третья пониженная передача. Обороты – 2500–3000. Руление очень плавное. Кстати, все Land Rover способны преодолевать 100-процентный уклон – это 45 градусов. Вроде бы не очень много, но в реальности такой уклон выглядит устрашающе: в лобовое стекло дороги не видно вообще.
Спуск. Несмотря на то что внедорожники Land Rover оснащены системой помощи спуска с горы, где водитель вообще не нажимает педали, навыки движения без этой системы все же не помешают. Как и при подъеме, траектория спуска строго перпендикулярная из-за опасности переворота. Руление максимально плавное. Если возможно, нужно предельно опустить подвеску, чтобы понизить центр тяжести. Тормозами пользоваться запрещено, иначе колеса могут заблокироваться и автомобиль поедет как на лыжах (если после этого отпустить тормоз, не факт, что колеса снова начнут вращаться). Передача и обороты – как при преодолении водной преграды. При хорошем сцеплении с покрытием можно включить первую передачу. Правда, в этом случае есть риск возникновения скольжения при ухудшении сцепления. Если это произошло, нужно быстро переключиться на вторую передачу и... добавить «газ», что психологически в этих условиях сделать сложно. Потом медленно отпустить педаль акселератора, чтобы вновь не допустить скольжения.
Боковой уклон. Максимально понизить подвеску. Если уклон действительно предельный для данного автомобиля, снять поклажу с крыши. Особенно надо следить за колеей, чтобы в нижней колее не было ямок, а в верхней – кочек, иначе угол наклона внедорожника может внезапно увеличиться и превысить критический. Поворачивать руль надо только в сторону спуска – если повернуть вверх, автомобиль перевернется. Рекомендация выбора передачи и оборотов такая же, как и при водной преграде.
Надо сказать, что большинство моделей Land Rover оснащено уникальной системой Terrain Response. В сложных условиях эта поистине умная система берет на себя львиную долю работы, которую должен выполнять водитель. Она самостоятельно включает пониженную передачу, блокирует дифференциалы, активирует или, наоборот, выключает систему стабилизации и задействует тормоза. Водителю нужно лишь в зависимости от покрытия выбрать один из вариантов настроек – «колея», «камни», «песок» или «грязь». С помощью этой системы даже неопытный автомобилист может справиться с серьезным бездорожьем. Однако дополнительные навыки никогда не бывают лишними.
А напоследок несколько прописных истин. Во всех условиях движения предельно аккуратно, даже нежно, пользоваться рулем, педалью акселератора и тормозами. На бездорожье можно выезжать только с полным баком топлива. Перед выездом проверить шины. После бездорожья снова их проверить и опять заправиться, если придется съехать с трассы еще раз. Не забыть зарядить телефон и взять с собой автомобильную «зарядку». Сообщить знакомым, когда и куда вы выезжаете, когда примерно можете прибыть в пункт назначения. В холода стоит взять с собой теплые вещи. И лучше не ехать в одиночку.
Бездорожье не терпит беспечного к себе отношения. Но если пользоваться приведенными рекомендациями, оно станет вполне преодолимым.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках