Вместе с компанией Land Rover мы продолжаем участвовать в проекте “Открывая Россию”. Его очередной этап прошел в еще одном отдаленном уголке страны – в Приморском крае
Безжизненная горная пустыня с высохшими руслами рек на подлете к Хабаровску сменилась обширными водными пространствами с торчащими из воды деревьями. Амур в этом году разлился неожиданно широко, став причиной стихийного бедствия – за ситуацией в Приморском крае не так давно следила вся страна. Мы побывали здесь спустя всего лишь три недели после наводнения.
Хабаровск, расположенный на правом берегу реки Амур, первоначально был основан как военный пост Хабаровка в 1858 г. Назван он был в честь известного землепроходца XVII века Ерофея Хабарова, занимавшегося исследованием здешних мест. В 1880 г. Хабаровка получила статус города, а в 1893 г. была переименована в Хабаровск. Сейчас это один из крупнейших на Дальнем Востоке экономических, транспортных и культурных центров России, где живет и трудится почти 600 тыс. человек. До границы с Китаем отсюда около 65 км, до Москвы по воздуху – 6100 км, а по железной дороге – 8533 км.
Движение в городе плотное, не редкость и пробки. Качество асфальта достаточно неплохое. Для пневматической подвески нашего Land Rover Discovery местные неровности сущий пустяк – внедорожник не едет, а плывет над дорогой. Автопарк, как и везде на Дальнем Востоке, состоит в основном из “праворукого” японского секонд-хэнда, но довольно часто встречаются и свежие представители Страны восходящего солнца. А вот отечественных автомобилей, как и европейских (особенно дорогих) намного меньше. Водители ведут себя большей частью вежливо, но “аварийкой” не благодарят – здесь так не принято.
На первый взгляд никаких последствий наводнения не видно, однако реальный ущерб городу нанесен нешуточный. Так, набережная возвышается над берегом на 6,2 м, но Амур поднялся еще на два метра выше. Под водой оказались все близлежащие улицы и дачные поселки, был затоплен местный стадион. Обычно до другого берега Амура в районе города расстояние составляет 3 км, но во время наводнения эта цифра выросла до 20 км – жители просто не видели противоположного берега. Однако паники в городе удалось избежать. По предварительным оценкам, ущерб от стихии в Хабаровском крае составил около 15 млрд рублей. Тем не менее местные жители не унывают – здешняя природа хлюпиков не терпит.
Наш путь лежит на юг, в Большехехцирский заповедник, расположенный в месте впадения реки Уссури в Амур, что у самой границы с Китаем. Ехать недалеко, всего около 60 км. Дорога хорошая, встречных и попутных автомобилей почти нет. Впрочем, даже напряженные обгоны для 3-литрового турбодизеля, развивающего 211 л.с., не проблема. Нужно только подождать секунды две, пока “автомат” сбросит пару передач при “кикдауне”, и мощное ускорение обеспечено. На загородном шоссе наш Land Rover продолжает великолепно сглаживать неровности, причем даже на задних сиденьях дискомфорта нет, хотя покачивает чуть сильнее, чем спереди. Интересно, что Discovery едет даже мягче, чем флагманский Range Rover, что делает его самым комфортабельным автомобилем в семействе, а значит, и лучшим путешественником.
Казавшиеся издалека обычными холмами, отроги хребта Большой Хехцир вдруг показываются из-за очередного поворота высокими лесистыми горами. Значит, мы на месте. Как рассказывают жители местных деревень, их частенько посещают гималайские медведи – покопаться в мусорных баках. Причем если медведь один раз порылся в этом месте, он будет приходить сюда всегда. Особенно много мишек заходит в гости в нынешнем году – из-за наводнения им пришлось покинуть обычные места обитания и отправиться на поиски пищи.
А пару лет назад здесь появился голодный амурский (он же уссурийский) тигр. Опасность была столь велика, что дети ходили в школу под охраной пограничников с автоматами. Участь того зверя печальна. Однажды ночью он забрался в деревенский двор, задавил собаку и улегся на крыльце. Тигр настолько обессилел, что даже не смог съесть добычу. Вышедший по нужде хозяин увидел “кису” и, как поговаривают злые языки, до туалета не дошел – в смысле, он уже стал ему без надобности. Если не считать этой оказии, человек не пострадал. Приехавшая же бригада МЧС выстрелила в животину снотворным и увезла к ветеринарам. Вердикт врачей оказался неутешительным: тигр умирал от истощения, и, чтобы не мучился, его было решено усыпить.
Мы, увы, не видели ни тигров, ни медведей, зато побывали в настоящей уссурийской тайге. Стоит на несколько метров удалиться от дороги, попадаешь в царство могучих деревьев, мхов, лишайников и кристально чистых ручьев, ледяная вода которых сладковата на вкус. Пьешь ее и чувствуешь, как твое тело наполняется первобытной силой природы.
Правда, так хорошо здесь не всегда. Вообще для туризма Приморский край мало приспособлен. Посещать эти места можно в сентябре – октябре и в марте. Зимой тут слишком холодно, ветрено и снежно, а уже с апреля начинается нашествие клещей, являющихся переносчиками энцефалита и множества других заболеваний. Понятное дело, в лес в это время ходить не рекомендуется. А когда клещи сходят на нет, появляются полчища комаров и мошки, сезон которых длится все лето. В общем, местным жителям не позавидуешь.
Следующий пункт назначения – Комсомольск-на-Амуре. Это значит, что нам придется преодолеть около 400 км в северном направлении. Но сначала, примерно на полпути, посещаем этническую деревню Сикачи-Алян. Это нанайское поселение знаменито высеченными на камнях петроглифами, возраст которых оценивается в 14 тыс. лет. Петроглифы расположены на берегу Амура, и добраться до них можно только пешком. Рассмотреть их довольно сложно – куда виднее увековеченные в камне надписи вроде “Здесь был Вася” и “ДМБ-97”. В общем, наша “культура” добралась и сюда.
А потом мы чуть не застряли. Съехав на берег реки по травянистому склону между холмами, внедорожники срезали верхний слой почвы, обнажив скользкую глину, и все семь автомобилей из нашей колонны оказались отрезанными от дороги. Впрочем, не так страшно бездорожье, как его малюют. Цепляем первую машину лебедкой за дерево, потом еще за одно и потихоньку вытаскиваем ее наверх. Второй внедорожник и вовсе забрался своим ходом, проложив новую дорогу. В общем, помучившись всего пару часов, счастливые и грязные, мы вызволили все автомобили и тронулись дальше.
Оставшуюся часть пути приходится ехать в темноте. Дорога снова радует неплохим (хотя и не идеальным) качеством асфальта. А вот местные “праворульные” особенности движения в это время суток не радуют совсем. Дело в том, что зеркально настроенные (по отношению к европейским нормам) фары ближнего света встречных “японцев” слепят так, словно у них включен дальний, и “моргать” им бесполезно. Кроме того, водители автомобилей с правым рулем, чтобы оценить возможность для обгона, практически на корпус вылезают на “встречку” – иначе им ничего не видно. Словом, ночью здесь ездить не особенно приятно.
Второе, неофициальное название Комсомольска-на-Амуре – Город юности. Оно и понятно, так как в 1932 г. сюда добровольно приехали отряды комсомольцев, которые и начали грандиозное строительство на левом берегу Амура. Правда, город строили не только они. Об этом в СССР не принято было говорить, но сейчас уже никто не скрывает, что сюда были брошены еще и отряды заключенных. Город строился как удаленная от Европы производственная база на случай войны. Здесь расположились авиастроительный, судостроительный, нефтеперерабатывающий и металлургический заводы. Сейчас в Комсомольске проживает около 300 тыс. человек, и они продолжают трудиться на своих предприятиях. В частности, на местном авиазаводе выпускается гражданский лайнер Sukhoi Superjet.
Широкие проспекты Комсомольска-на-Амуре очень напоминают Санкт-Петербург – архитектор в 30-е годы прошлого столетия у них был один. Город красивый, светлый и просторный. Асфальт на улицах, в отличие от многих российских городов, радует хорошим качеством. И вот всю эту красоту чуть не смыло буквально месяц назад.
Когда начиналось строительство города, местные нанайцы предупреждали, что нельзя строить жилье в низине у реки. Они говорили, что временами в эти края приходит большая вода. Сами нанайцы строили свои деревни как можно выше, на утесах. Именно в таком месте расположилась деревня Сикачи-Алян, куда мы заезжали днем ранее. Но советской партийной номенклатуре советы аборигенов были “до лампочки”. Как результат, поднявшаяся в этом году на 9,26 м вода в Амуре чуть не похоронила под собой все постройки. Город спасла спешно возведенная десятиметровая дамба, на строительство который были брошены силы МЧС. Участвовали в этой работе и местные жители, но все равно прибрежные районы оказались подтоплены: ущерб городу оценивается приблизительно в 50 млн рублей. Ну а мы едем дальше – на горизонте соблазнительно маячат отроги хребта Сихотэ-Алинь.
Пока что на протяжении нашего пути снега не было – температура воздуха колебалась в районе пяти-десяти градусов тепла. Но стоило отъехать от Комсомольска-на-Амуре на каких-то 30 км, как все резко изменилось, причем несмотря на то, что высота над уровнем моря осталась прежней. Дорога вьется по небольшому ущелью, а вокруг нас сопки с усыпанными снегом елями. На асфальте – ледяные наросты. Постепенно сопки становятся выше и превращаются в настоящие горы. Въезжаем на территорию горнолыжной базы “Холдоми”.
Самое время проверить Land Rover на проходимость. А посему отправляемся прямиком на снежный горнолыжный склон. Отключаю систему стабилизации, включаю пониженную, плавно трогаюсь с места, вручную фиксирую вторую передачу и выдерживаю обороты в районе полутора тысяч. В этих условиях главное не переборщить с “газом”, иначе колеса сорвутся в пробуксовку на скользкой поверхности. А скользить задом вниз по склону ох как далеко... Впрочем, пробуксовки удалось избежать, и Discovery уверенно вскарабкался на самую макушку горы. Виды вокруг – потрясающие. А вот и следы медведя – он прогуливался здесь утром. Обратный спуск никаких проблем не составил.
Покидаем горнолыжную базу и движемся дальше в горы. Вокруг, несмотря на календарный октябрь, уже самая настоящая зима – ветви окружающих елей с трудом удерживают нависший на них снег. Скорость – в районе 40 км/ч. Едущий впереди меня автомобиль на безобидном с виду уклоне вдруг резко замедляется и начинает шлифовать колесами лед. Жму на тормоз. Впередиидущий кое-как проходит скользкий участок и удаляется. А мне скорости уже не хватает, Land Rover потихоньку останавливается и... начинает сползать назад. Никакой реакции ни на “газ”, ни на тормоз, ни на руль. Метров через двадцать появляется возможность рулить, и удается прижать автомобиль к обочине, где есть рыхлый снег. Останавливаюсь, пытаюсь поехать вперед – никакого эффекта. Снова двигаюсь назад – еще метров тридцать. Наконец удается зацепиться. Постепенно набираю ход, и Discovery выбирается из ледяной ловушки. Шины у нас всесезонные, внедорожные, естественно – нешипованные. Они достаточно универсальны, но на скользких дорогах шипы ничто не заменит.
Впрочем, это было единственное затруднение на маршруте. Зато наверху открылись такие виды, от которых захватывает дух: сверкающие горные вершины, заснеженные ели и ледяная гладь горного озера внизу... Признаюсь: здесь хочется остаться навсегда.
Наше путешествие подошло к концу. Спускаемся на равнину, и напоследок – в качестве бонуса – организаторы предлагают съездить на рыбалку. Всего-то три часа тряски по ухабистой грунтовке, пара бродов глубиной по верх колесных арок, и мы на месте. Рыбу мы так и не поймали, но это совершенно не важно. Главное, побывали в одном из самых диких и прекрасных уголков природы. Что может быть лучше журчащей лесной реки вдали от цивилизации? И полной тишины вокруг...
Проехать сюда на автомобиле практически нереально, если это, конечно, не Land Rover Discovery. Пожалуй, этот внедорожник – один из лучших вариантов для дальних путешествий по закоулкам нашей огромной страны. Он радует хорошей курсовой устойчивостью на асфальтовых трассах, а на бездорожье равных ему среди серийных автомобилей практически нет. Словом, настоящий профессионал.
Рассказать друзьям:
Рассказать во ВКонтакте Рассказать в Одноклассниках