Во все времена автосалон во Франкфурте славился обилием серийных новинок, которые почти сразу после выставки появлялись и на рынке. Но в сентябре нынешнего года их было меньше обычного, зато на стендах оказалось непривычно много концепт-каров. Возможно, это реакция на общеевропейский кризис, из-за которого спрос на машины в Старом Свете сильно снизился. Компании как будто взяли паузу, чтобы через год-другой, когда клиенты вновь потянутся в салоны дилеров, выставить свежие модели, ныне представленные лишь как проекты будущего. Благодаря этому мы смогли увидеть, по каким главным направлениям развивается мировая автоиндустрия.
Как ни крути, а тему спада в экономике Европы на Франкфуртском салоне обойти не получилось. Тем более что континентальный тренд затронул и Россию – в сравнении с прошлым годом сбыт новых машин в нашей стране к началу осени снизился на 7%. И наши собеседники, топ-менеджеры мировых брендов, также вынуждены были говорить об этом. При этом разные компании по- разному оценивают ситуацию на рынках и, соответственно, ее возможное развитие.
«Мы представили концепт кроссовера Jaguar C-X17, желая показать, на что в принципе способен бренд. Одновременно хотим посмотреть реакцию публики и прессы, понять, в правильном ли направлении стратегически движется компания. Вместе с тем использованная в нем новая платформа уже сейчас задействована для создания других моделей, в первую очередь – компактного, более доступного для потребителей седана, который сохранит все лучшие качества спортивных машин марки. Хочу подчеркнуть, что эта платформа едва ли не самая гибкая в современной автоиндустрии. Она, например, позволяет использовать любой привод: передний, задний, полный, а также самые современные двигатели и коробки передач, подвески.»
Так, Марк Темплин, вице-президент Lexus, полагает, что европейский кризис уже достиг дна и теперь спрос будет идти только вверх. Кроме того, он ситуацию не драматизирует еще и потому, что она неоднородна как по странам (если Испания и Франция “упали” в пропасть, то Великобритания может похвастаться ростом продаж), так и по сегментам (пока масс-маркет переживает трудности, премиум-бренды увеличивают сбыт). Однако член правления и главный исполнительный директор Mazda Motor Corporation Юдзи Накамине, смотрит на все это с меньшим оптимизмом. “Я предпочитаю ориентироваться на худшие сценарии развития событий и быть к ним готовым, нежели надеяться на радужные перспективы, – говорит он. – Мы для себя решили, что в ближайшее время ситуация в Европе будет оставаться сложной, и исходя из этого планируем свой бизнес. Если ошибемся, то порадуемся, но пока каких-либо предпосылок к позитиву мы не видим”.
Столь же разнородным представляется специалистам и российский рынок. Например, президент Kia Motors Rus Ким Сонг Хван признался, что прорыв этого бренда в лидеры по итогам восьми месяцев стал сюрпризом даже для самой компании, а одним из факторов своего успеха считает уменьшение продаж у многих конкурентов. Что касается дальнейших перспектив, то глава дистрибьютора корейской марки замечает: “Несмотря на положительные результаты нынешнего года, мы должны быть прагматиками. Это значит, что не ждем каких-то больших скачков в 2014 г., в массовом сегменте рынок будет умеренным”.
Свое мнение о происходящем изложил нам и Франк Виттеманн, генеральный директор компании “Jaguar Land Rover Россия”, чьи продажи (причем по обеим маркам) сейчас однозначно идут вверх. “Конечно, общие результаты рынка ниже показателей 2012 г., но при этом они лучше, чем в 2011 г. А значит, не все так плохо. Более того, в премиум-сегменте сейчас спрос даже выше, чем был еще год назад, если же сравнить с 2011 г., то он вообще вырос почти вдвое. Согласитесь, такое движение нельзя назвать отрицательным”.
«На нашем бренде европейский кризис отразился в меньшей степени, чем на большинстве конкурентов. Как раз с началом нынешних проблем в экономике Старого Света в линейке Mazda стали появляться новые модели, и когда у других марок началось падение продаж, наши автомобили оказались очень востребованными. В частности, хорошо принят кроссовер CX-5, который отлично продается на континенте, и в этом сегменте мы даже видим рост своей доли рынка. А теперь выходит новая Mazda 3, и есть все основания снова рассчитывать на ее успех. Вместе с тем компания не намерена вступать на дорогу скидок – этим можно убить бренд. Нам важны не столько объемы продаж, сколько прибыль, которую будем инвестировать в развитие марки и моделей.»
Действительно, в логике никому из наших собеседников не откажешь, хотя каждый из них смотрит на происходящее со своих позиций, и подчас они заметно разнятся в зависимости от тактических и стратегических задач бренда.
Тем не менее в современной автоиндустрии есть немало общих тенденций. В основном они проявляются в продуктах – новых серийных и концептуальных моделях. Переходя от одного стенда автосалона к другому, я постоянно вспоминал девиз Олимпийских игр: “Быстрее, выше, сильнее”. Если его переиначить в “Легче, чище, мощнее”, получится как раз про перспективные машины. То есть стандарты экологической безопасности остаются важным фактором, но он становится как бы обыденным – шумихи вокруг даже самых “зеленых” моделей на этот раз во Франкфурте не было, процессы снижения вредных выбросов перешли в разряд планово-повседневных. Но одновременно конструкторы создают все более скоростные и маневренные модели. А это значит, что именно на них есть и будет продолжать расти спрос потребителей, иначе вкладывать миллионы евро или долларов в новинки никто не стал бы.
Примеров тому франкфуртская выставка показала множество. Прежде всего, одним из самых громких (в прямом и переносном смысле) дебютов стала презентация самого мощного, самого быстрого и технически самого совершенного за всю историю Porsche спорткара – 887-сильного 918 Spyder. В соседнем павильоне опять же мощностными характеристиками публику удивлял Mercedes-Benz, представивший своего флагмана – новый S-Class – в версии S 63 AMG. Под ее капотом стоит 5,5-литровый V8, несущий 585 л.с. и 900 Нм. В свою очередь, BMW выкатила суперкар i8, расширивший “электролинейку” бренда. Впрочем, он электрический только отчасти: автомобиль располагает и бензиновым мотором, пусть даже и… 1,5-литровым. Что не мешает этому купе иметь суммарную мощность 362 “лошади” и набирать “сотню” всего за 4,5 с. По пути “самых-самых” пошла также Audi. Компания представила концепт (способный, кажется, чуть ли не завтра встать на конвейер) Audi Sport Quattro. У ингольштадтского бренда еще никогда не было столь сильной и скоростной серийной машины: общая мощность гибридного привода 700 л.с. и 800 Нм крутящего момента, как и разгон до 100 км/ч за 3,7 с, говорят сами за себя.
«В нашей корпоративной философии мы концентрируемся на трех основных направлениях. Первое – привлекательный дизайн, второе – отличная управляемость автомобилей, третье – новейшие технологии. Выйдя на рынок 24 года назад, Lexus поставил перед собой цель: предоставить клиентам самые передовые в автоиндустрии продукты. Эта задача сохраняется и ныне, но, используя три упомянутых выше компонента, мы намерены добавить в модельный ряд больше эмоций. Наши автомобили ассоциируются со спортом, динамикой и одновременно демонстрируют очень высокий уровень надежности и безопасности. В частности, машины защищены такими технологиями, как лазерная сварка, различные “электронные помощники”, самые передовые приводы.»
Помимо премиальных “немцев” вектор мощности выбирают и другие марки, в том числе заокеанские и массовые. Так, концепт-кар Cadillac Elmiraj оснащен вполне “живым” двигателем V8 мощностью 500 л.с. Да и кабриолет Chevrolet Camaro, чей мировой дебют тоже прошел во Франкфурте, “слабеньким” не назовешь. Клиентов же масс-маркета порадовал Volkswagen. В целой обойме премьер этой марки (от электрофургончика up! до прототипа минивэна Golf Sportsvan) явно выделялся Golf R, ставший самым быстрым представителем седьмого поколения этой модели. Его 2-литровый двигатель несет в себе 300 “лошадей” и может разогнать хэтчбек до “сотни” менее чем за 5 с. Рассказывая о машине, главный дизайнер экстерьеров вольфсбургского бренда Марк Лихте поясняет, что Golf R в отличие от версии GTI рассчитан на более взрослую, солидную аудиторию и, несмотря на сдержанную внешность, в дизайне имеет ряд важных отличий от остальных моделей фирмы. Тут и нетипичная для VW форма решетки радиатора, и сразу четыре выхлопных трубы, и алюминиевые элементы экстерьера, а также 18-дюймовые колеса, выглядящие на размер больше.
Подобный крен в сторону спорта (а иногда и настоящих суперкаров) обусловлен быстрым развитием ультрасовременных технологий. За счет новых турбомоторов, гибридных приводов, трансмиссий, существенного снижения веса автомобилей конструкторам удается совмещать в них до сих пор невиданные показатели динамики и мощности с одной стороны и экономичности с экологичностью с другой. Хотя еще недавно подобные задачи многим казались нерешаемыми.
Впрочем, уже ясно, что в ближайшем будущем отрасль уйдет еще дальше. Одно из самых перспективных направлений во Франкфурте продемонстрировала компания Jaguar Land Rover. Она представила концепт первого в истории Jaguar кроссовера C-X17. Но главным в нем стал даже не кузов, прежде не свойственный этому бренду, а новая алюминиевая платформа, которая к тому же подразумевает и полностью алюминиевый кузов. Она обеспечивает модульность и вариативность производства – на такой базе можно производить совершенно разные машины. И в доказательство этого директор Jaguar Land Rover по производству Кевин Страйд рассказал нам, что привезенный на немецкую выставку кроссовер еще не получил “добро” на окончательную разработку, зато его платформа совершенно точно ляжет в основу нового компактного седана Jaguar, который будет самым маленьким в линейке бренда. “Этот автомобиль появится уже в 2015 г., – замечает собеседник, – и российский рынок станет для него одним из самых важных”.
«В мире дизайна ничего не делается случайно или просто так. Когда восемь лет назад мы разрабатывали свою стратегию, то решили не работать в азиатском стиле. Это обусловлено тем, что Kia стремится быть успешной на всех рынках мира, и именно этим компания сильно отличается от большинства корейских брендов, исповедующих азиатские традиции дизайна. Нам же скорее ближе европейский, западный стиль, и не случайно помимо корейского дизайн-офиса у Kia есть студии в США и Германии. Каждое из этих подразделений генерирует новые идеи и играет свою важную роль в общем творческом процессе – на этом этапе у нас нет подчиненных служб, все команды доверяют друг другу. Но финальное решение о запуске той или иной модели принимается в Сеуле.»
Другой ключевой технический аспект – развитие гибридов. Те же британцы представили во Франкфурте свои самые первые гибридные модификации Range Rover и Range Rover Sport. И уж тем более сильны в этой дисциплине первопроходцы технологии – японцы из Toyota. Эта компания на сегодняшний момент продала в мире более 5,5 млн гибридных машин, которые ездят по дорогам 80 стран и сэкономили около 13 млрд литров топлива. Свой вклад в эту статистику внес и премиальный бренд корпорации – Lexus. “Мы начали выпускать премиальные гибриды, когда еще не было ни Youtube, ни Facebook, – подчеркивает его вице-президент Марк Темплин. – И в следующем году у нас будет уже девять-десять гибридных модификаций, в то время как другие производители лишь начинают двигаться в этом направлении”. Конечно же, с этим не поспоришь, но следует признать и то, что все автопроизводители стремительно движутся по этому пути и конкуренция в сегменте обостряется.
Казалось бы, в эпоху высоких технологий они и должны определять выбор потребителей. Но в жизни все иначе: топ-менеджеры совершенно разных фирм нам подтвердили, что ключевым фактором при выборе автомобиля для покупателя становится дизайн. Именно внешний вид модели заставляет совершить покупку более чем в половине случаев. Если учесть, что на втором месте по значимости стоит дизайн и качество интерьера, то переоценить роль стилистов невозможно.
Зная это, уже не удивляешься обилию новых дизайнерских концепций, представленных в 2013 г. во Франкфурте. В частности, сильный ход сделала Volvo. Представленный шведами Coupe Concept стал первым из тех трех концепт-каров, что появятся в течение ближайших шести месяцев. Он вобрал в себя множество деталей, которые перекочуют на различные серийные машины марки, в частности, некоторые элементы нового стиля скандинавов уже в 2014 г. мы увидим на XC90 следующего поколения. При этом важно, что дизайн разработан специально под новую модульную платформу, способную нести разные модели. Перспективный взгляд на дизайн своих брендов представила и корпорация General Motors. Причем обе ее разработки – Cadillac Elmiraj и Opel Monza – журналисты почти единодушно назвали одними из самых красивых на салоне.
«Когда мы создаем новый автомобиль, то полагаем, что его дизайн должен стать неким универсальным языком, который смогут легко понять клиенты во всем мире. Например, бутылку Coca-Cola узнают все и сразу. Такой же узнаваемости добиваются и дизайнеры Volkswagen: мы так разрабатываем машины, чтобы они были хорошо приняты на любом рынке планеты. Вместе с тем есть задача развести между собой в соответствии с позиционированием модели, создаваемые на одних платформах, но под разными марками нашего концерна. Поэтому дизайнерские команды Audi, SEAT, Skoda и Volkswagen время от времени собираются в секретном офисе, чтобы сравнить свои разработки и избежать повторений.»
Свою роль в автоиндустрии осознают и дизайнеры. Рассказывая о новых проектах – концепте мини-кроссовера Niro и втором поколении Soul, глава европейского дизайн-центра Kia Грегори Гийом подчеркивает, что при их создании стилисты корейской марки получили чуть ли не полную свободу творчества, благодаря чему смогли использовать ассоциации с такими интересными вещами, как, например, объективы дорогих фотоаппаратов. О большем уровне влияния дизайнеров сказал и Марк Лихте из Volkswagen. Поскольку именно внешний вид автомобиля становится залогом его рыночного успеха, то, по словам собеседника, конструкторы и инженеры сейчас все чаще уступают художникам даже в вопросах технологий. “Когда мы говорим, что нужно изменить какие-то пропорции, сделать интересный элемент, они идут нам навстречу”, – замечает представитель немецкого концерна.
Что ж, потребителей такой подход может только радовать. Ведь это значит, что в ближайшем будущем на улицах окажется меньше машин скучных, безликих и больше автомобилей, способных подчеркнуть индивидуальность каждого из нас.