Всеобщая электрификация и гибридизация автомобилей уже не модный тренд, а лишь одно из многих направлений творческого поиска конструкторов. В отличие от прошлых лет нынешний автосалон в Германии прошел без “зеленых” перекосов.
Что вы делаете, когда в холодильнике заканчиваются продукты? Идете в магазин и покупаете, например, мясо, молоко, йогурты, сыр с колбасой, верно? Вот так и автопроизводители: сейчас, когда страсти по кризису несколько утихли, они деловито, будто хорошая хозяйка, взялись пополнять припасы. Кому-то в модельном ряду не хватало заряженного хэтчбека, кто-то решил освежить слегка заплесневевший седан, иные озаботились созданием городских компактов или семейных минивэнов. Подобную ассоциацию вызвал очередной автосалон во Франкфурте, прошедший этой осенью.
Здесь не случилось, как в иные годы, “залповых” премьер в каком-либо одном сегменте (скажем, в “гольф”-классе или в нише бизнес-седанов), поэтому новинки – как серийные, так и близкие к производству – были представлены на любой вкус и кошелек. Впрочем, один тренд оказался все-таки заметным: SUV, будь то “паркетники”, кроссоверы с полным приводом или действительно серьезные внедорожники, становятся все более востребованными во всем мире. Так, в первой половине года лишь в Европе спрос на компактные SUV увеличился на 81%, средние внедорожники стали популярнее на четверть, большие – на 20%. И это притом что С-класс застрял на прошлогоднем уровне, В-сегмент ушел в минус на 9%, а у купе число поклонников снизилось на 21%.
Тенденция “SUVитизации” рынка во Франкфурте прослеживалась весьма четко. Причем подчас там, где этого и не ждешь. Разве кто-нибудь мог еще пару лет назад представить, что свой внедорожник создаст Maserati? А оно случилось: мощный, элегантный, дерзкий Kubang, сделанный на базе Jeep Grand Cherokee, вне всяких сомнений, “отгрызет” клиентов у Porsche Cayеnne. И, напротив, в нишу небольших кроссоверов В-класса планирует войти SsangYong, представивший концепт-кар XIV1. Правда, здесь не обошлось без “азиатских штучек”. Глядя на него, я пытался понять, на кого больше похож этот автомобиль: на корейский же Kia Soul (он, кстати, прошел фейслифтинг) или на Range Rover Evoque, чьей уменьшенной копией выглядит концепт. В свою очередь, Land Rover показал свое видение того, каким через четыре года может стать новый Defender, считающийся иконой марки. Дизайн спорный, но до 2015 г. он наверняка претерпит изменения и станет не столь вызывающим.
Впрочем, это дело будущего. А уже буквально через два-три месяца у дилеров появятся серийные новинки Франкфурта. И тут в секторе SUV главным возмутителем спокойствия станет Mazda CX-5. Она наверняка задаст трепку и Ford Kuga, и Volkswagen Tiguan, и еще целой когорте конкурентов. Сев в этот автомобиль я даже подумал, что японский бренд специально выжидал, пока соперники осваивали рынок, чтобы учесть все их ошибки. Например, салон маздовского кроссовера очень эргономичен и лишен тех недостатков, за которые обычно критикуют других. В частности, продуманы места для мелочовки, хорошо спланирована вся “приборка”, а на заднем ряду за счет выемки в потолке без проблем сможет разместиться даже человек ростом под два метра. Есть свои “фишки” и в багажном отсеке. Шторка цепляется к задней двери и поднимается вместе с ней, не мешая складывать вещи, а под полом размещен органайзер для инструментов и прочей поклажи.
“Мы действительно постарались учесть все сильные и слабые стороны машин-конкурентов, когда создавали этот продукт, – подтверждает мою мысль вице-президент и главный управляющий Mazda Motor Europe Филип Уоринг. – Хотя, по большому счету, автомобиль создавался практически с чистого листа. Это касается и дизайна, и, главное, его технической составляющей. CX-5 – первая модель, в которой применены совершенно инновационные технологии SkyAktiv, которые станут использоваться во всех наших новых машинах. За счет совершенствования двигателей внутреннего сгорания, трансмиссий, шасси и структуры кузова мы добились и повышения эффективности, и экологических показателей, сопоставимых с гибридными технологиями”.
Знаковым считает топ-менеджер японского бренда и тот факт, что эти новации берут старт именно в классе компактных SUV. По его словам, этот сегмент скоро превысит 1 млн машин в год, и Mazda просто обязана иметь в нем сильный продукт. Кстати, мировой запуск модели намечено сделать уже в феврале в России, а всего в 2012 г. компания рассчитывает продать около 160 тыс. этих автомобилей, цены на которые должны начинаться с отметки менее 1 млн рублей.
Впрочем, свою долю рынка намерен получить и другой бренд из Японии – Subaru. На выставке он показал новый полноприводной кроссовер XV. И это уже не “полупаркетник” Impreza XV, которую нам предлагали раньше. Новый автомобиль стал больше и в колесной базе, и в багажном отсеке, и на пассажирских местах, а в гамме его моторов будет два агрегата – объемом 1,6 и 2 л. Этот игрок тоже появится у дилеров в первой половине следующего года.
Наконец, развивая внедорожную тему, нужно сказать о пикапах. На европейских автосалонах эти автомобили обычно встречаются редко, однако на этот раз посетителям было на что посмотреть. Ford выкатил новый Ranger, тот же SsangYong – следующее поколение Actyon Sports, а стенд Chevrolet украсил раллийный шоу-кар Colorado. И хотя представитель этой марки говорит, что выводить пикапы в Европу пока не планируется, звоночек все-таки прозвенел: а зачем, спрашивается, тогда вообще привозить его в Старый Свет? Думаю, американцы решили прощупать рынок.
Целая серия любопытных премьер состоялась и в других классах автомобилей. Причем их разброс по сегментам чрезвычайно велик. Чего только стоит лавина модификаций маленького Volkswagen Up! Кроме “простого” Up немцы представили электрический e-Up и рачительный eco-Up, “заряженный” GT Up, спортивный Up buggy и псевдовнедорожный cross Up. И это помимо дизайнерских белого и черного Up. Правда, до россиян все эти изыски маркетологов вряд ли дойдут – столь компактный сегмент у нас не в почете. А вот новый Hyundai i30, стремительная Astra GTC или самобытная Honda Civic следующего поколения вполне могут рассчитывать на интерес покупателей.
Как, впрочем, и Skoda Mission L, представленная в виде концепт-кара. Однако член совета директоров чешской компании Эберхард Шольц рассказал нам, что уже в нынешнем году начнется обкатка предсерийных экземпляров, а в будущем она пойдет в серию. Автомобиль, созданный на платформе Volkswagen Polo седан, сначала тоже создавался для России, но оказался столь удачным, что было решено продавать его на всех рынках. К ней в конкуренты чехи записали Hyundai Solaris и Kia Rio, а также массовые европейские компакты.
Очередные схватки мы увидим также в премиум-сегменте. На стенде BMW нельзя было пройти мимо красавицы M5, потрясшей как дизайном, так и техническими параметрами (560 л.с., разгон до 100 км/ч – 4,4 с, средний расход бензина всего 9,9 л/100 км). Павильон Mercedes-Benz однозначно украсили новый ML (опять внедорожник!) и тоже новый B-класс, который избавился от “кургузости” и невнятности предыдущей версии, став вполне перспективным продуктом.
Третий же игрок “Большой немецкой тройки” – Audi – на этот раз обошелся концептами. Но настолько перспективными и интересными, что не сказать о них невозможно. И в первую очередь следует взглянуть на A2, предшественник которого был снят с производства из-за небольшого спроса. Теперь же он обещает возродиться, словно птица Феникс. Даже если не брать в расчет тот факт, что он нашпигован инновациями, автомобиль может стать очень популярным. Будучи даже чуть короче, чем A1, он за счет большей высоты обеспечивает внутренний простор. “Смысл концепции – дать пассажирам больше пространства, – поясняет региональный менеджер концерна Audi по Центральной и Восточной Европе Александр Бук. – Это отличное сочетание: уменьшенные габариты при большем объеме салона, что чрезвычайно важно для городского автомобиля. А мы видим будущий A2 именно в качестве сити-кара. Ведь проблемы парковок и пробок в мегаполисах повсеместны и с каждым годом лишь усугубляются. Кстати, создавая эту модель, мы имели в виду и Россию”.
На нашу страну делает ставку и японский премиальный бренд Lexus. Рассказывая нам о новом поколении седана GS, представленного во Франкфурте, вице-президент его европейского подразделения Энди Пфайффенбергер поведал, что бензиновая полноприводная версия автомобиля с двигателем объемом 3,5 л в первую очередь рассчитана на нашу страну, в то время как гибрид больше ориентирован на западноевропейцев. К числу ключевых конкурентных преимуществ своей новинки топ-менеджер марки относит хороший баланс драйверских характеристик и комфорта на заднем ряду, увеличившиеся размеры салона и инновационные технологии.
Могу подтвердить: салон японского бизнес-седана действительно стал еще более удобным и просторным, а навигационная система теперь избавлена от многих несуразиц, которыми грешил этот тойотовский продукт. Что же касается ездовых качеств, то уже в этом году мы сможем протестировать и Lexus GS, и Mercedes-Benz B-класса, и Mazda CX-5, и целый ряд других премьер Франкфуртского салона. И, соответственно, рассказать о них в нашем журнале.