Как проверить эффективность системы “стоп-старт”? Да очень просто. Нужно проехать по одному и тому же маршруту с включенной и выключенной электроникой. Так и сделаем! В качестве “подопытного” выбрали Mazda CX-5 с 2-литровым 150-сильным бензиновым мотором и современным 6-диапазонным “автоматом” – при создании этого автомобиля японские инженеры особое внимание уделили снижению расхода топлива. Результатом их усилий стал целый комплекс технических решений, для которых даже придумали общее название – Skyactive. В числе прочего установили и уже проверенный временем элемент – систему автоматического включения и выключения двигателя. На этой машине она называется i-stop, но по сути ничем не отличается от аналогов, установленных на автомобилях других марок.
Итак, готовимся к испытанию. Никаких особых измерительных приборов мы решили не использовать – вполне достаточно показаний бортового компьютера. Зато мы провели один дополнительный тест: установили величину среднего расхода в трассовом режиме. По результатам 100-километрового “забега” при средней скорости 91 км/ч автомобиль показал превосходный результат – 5,9 л/100 км. Вы можете спросить, о чем говорит эта цифра, ведь на шоссе электроника не глушит мотор. Не спешите судить. Сначала постоим в городских пробках, а уж потом обработаем цифры.
В любой другой день каждого из нас ужасно расстроил бы тот факт, что на преодоление 26-километрового маршрута из Московской области в сторону центра столицы может уйти больше двух часов. Но еще никогда мы так не радовались глухим московским пробкам, как во время этого теста. Цели поставить рекордные значения у нас нет, поэтому темп и стиль езды самые обычные: едем (а точнее, ползем) без резких ускорений, но не отставая от потока.
Провести время с какой-либо пользой не получается – несмотря на мизерную скорость движения отвлекаться от дороги никак нельзя. Единственное развлечение – отслеживать величину расхода топлива в режиме реального времени. Сразу наглядно видна закономерность: как только упираешься в очередное скопление машин, значения в окошке бортового компьютера начинают стремительно расти.
Даже удалось зафиксировать своеобразный антирекорд: в одном особо глухом заторе расход превысил 22 л/100 км. Зато, как только удается прорваться на относительно свободный участок, пугающе большие значения начинают таять, словно глыба льда под палящим солнцем. Результат заезда получился закономерным: на дорогу ушло 127 минут. Не удивило и то, что расход вышел внушительным – 15,1 л бензина на “сотню”.
Вполне предсказуемо, что второй этап – с включенной i-stop – оказался на порядок интереснее. Та же дистанция, такие же условия – плотный, еле движущийся в сторону центра поток. Изменилось лишь одно: у нас включена система “стоп-старт”. Вопреки опасениям держаться в потоке она не мешает. На пробуждение двигателя после коротковременной спячки уходит меньше секунды, так что соседи по затору наверняка не успевают заметить особенности этого автомобиля. И даже если бы со мной в салоне были непосвященные пассажиры, они тоже вряд ли бы задумались об источнике легких вибраций при трогании с места. Тем более что на слух заметить работу системы тоже сложно – выручает отличная шумоизоляция.
Зато водителю есть к чему привыкать. Например, если тормозить аккуратно, продавливая педаль лишь для того, чтобы удержать машину на месте, электроника мотор не глушит. Система срабатывает только после того, как педаль пересекает некий невидимый порог. К сожалению, расположен он чуть дальше, чем хотелось бы, – пришлось бороться с собственными рефлексами, чтобы каждый раз нажимать на тормоз сильнее, чем привыкли.
Впрочем, все это мелочи. Главный вывод – система работает четко и точно. Доехав до места назначения, смотрим данные статистики на экране бортового компьютера и удивляемся: оказалось, что из 139 минут, которые ушли на преодоление тестового маршрута, двигатель молчал целых 26 минут. То есть почти 19% времени он вообще не расходовал бензин! Естественно, это не могло не сказаться на расходе – он составил 13 л на “сотню”.
Конечно, результаты наших замеров не позволяют вынести категоричное суждение, ведь мы не проводили прямого сравнения двух автомобилей, не пользовались точной аппаратурой и общепринятыми методиками. Но все же можно сделать общий вывод: система “стоп-старт” действительно помогает сберегать топливо.
Конечно же, найдутся скептики, которые укажут, что даже экономия на уровне 2 л в городских условиях не очень значительна. В качестве контраргумента предложим вместе заняться арифметикой. Предположим, что человек ездит на машине, оснащенной системой “стоп-старт”.
Допустим, что половина его пробега приходится на город, другая – на трассу (хотя, по статистике, доля городского пробега обычно намного больше), а за год он проезжает 25 000 км. Несложно подсчитать, что при отказе от электронного помощника средний расход за это время составит 10,5 л/100 км. Значит, за год он сожжет 2625 л топлива. Но если водитель не будет принудительно отключать автоматику, средний расход упадет до 9,5 л на “сотню”. В пересчете на год получается 2375 л горючего, то есть применение современной электроники позволит сэкономить 250 л.
При нынешних ценах на бензин (около 30 рублей за литр 95-го) это значит, что на заправках он оставит на 7500 рублей меньше. Согласитесь, разница ощутимая. А значит, при выборе нового автомобиля действительно стоит обратить внимание на наличие такой опции.
Как фирмы-производители получают данные о расходе? Существует несколько методик замера расхода топлива – американская, японская, австралийская, европейская. С последней мы сталкиваемся чаще других, поэтому изучим ее внимательно. Эту работу проводят на специальном стенде с беговыми барабанами в четко регламентированных условиях: температура окружающего воздуха должна быть в диапазоне от 20 до 30 °C, а испытуемый автомобиль обязан пройти предварительную обкатку (по разным методикам его пробег должен составлять от 3000 до 15 000 км). Испытание состоит из двух этапов – имитации городского и загородного режимов. Оба теста проводят без прогрева мотора, сразу после его запуска. На первом, “городском” испытании автомобиль “проезжает” 4 км за 780 секунд. За это время он 12 раз останавливается и снова трогается с места, чтобы сымитировать движение в пробке. При этом его скорость не превышает 50 км/ч. Зато во время второго теста машина разгоняется до 120 км/ч и успевает “пробежать” 7 км за 400 секунд. Результаты замеров фиксируют и на их основе высчитывают величину среднего расхода топлива.