Талант писателя, как я неоднократно замечал, замешан на интуиции, а быть может, даже на провидении. Осознавал ли Василий Аксенов, что предсказывает в своем «Острове Крым» грядущий излом мироустройства современной Тавриды? Сейчас мне кажется, что и осознавал, и предчувствовал

Как миллионы обывателей, я никакого изменения миропорядка в Крыму на протяжении многих лет не ждал: в силу обстоятельств наезжал в Севастополь почти каждый год и неизменно ловил кайф от этого замороженного во времени края, который у меня ассоциировался с Кубой времен правления Фиделя Кастро. Но вот, как говорит наш президент, крымчане «вернулись в родную гавань», и ростки перемен, в том числе и в автомобильной жизни, начали всходить. Ведь новые дорожные реалии неотделимы ныне от политики и экономики. Поэтому делюсь пакетом свежих наблюдений и эмоций, полученных в ходе очередного вояжа в город-герой.

Летел самолетом. Керченская переправа ныне – выбор заядлых автопутешественников и смелых экспериментаторов. У меня же на многочасовые очереди на паром нет времени. Родственник встречает на старенькой вазовской «четверке». Звонит и просит пройти от аэропорта с полкилометра вперед, подъезжать к выходу опасается – не все в порядке то ли с талоном техосмотра, то ли со страховкой, а по периметру здания на фоне частокола из знаков «Остановка запрещена» караулят потенциальных жертв сотрудники ДПС.

На улице же ливень. Поэтому бегу, мокну, загружаемся, трогаемся и сразу попадаем в многокилометровую пробку – дороги, не оборудованные сточными люками, залиты водой так, что не видать разметки. Во многих местах в центре Симферополя машины погружаются в воду по пороги, и мне кажется, что мы не едем, а плывем на катере. Видимо, от перегрузки в «Жигулях» перестают работать «дворники». Водитель постоянно выбегает из машины, подгибает стальные направляющие, что-то трясет, и на какое-то время это помогает. Потом то ли в шутку, то ли всерьез говорит, что надо бы бросить в салон веревку: если моторчик перестанет действовать, можно привязать ее к стеклоочистителям, наладив, таким образом, механическую связь.

Да, у севастопольцев нет денег. Их нет, потому что нет работы. С момента присоединения Крыма ситуация в этом плане изменилась минимально. Мой родственник не планирует менять не только машину, но и украинские номера на ней. Переоформление – это трата времени и средств. И таких, как он, тысячи. Машин, где на номера нанесены литеры UA, масса. У кого-то на замену нет денег, у кого-то времени, кто-то не может оформить это юридически, ведь зачастую автомобиль куплен у гражданина Украины и эксплуатируется по доверенности. Вот местные и заклеивают буквы «UA» «заплаткой» с изображением российского триколора.

В который раз удивляюсь, сколь дисциплинированы крымские водители. Законопослушность, впитанная еще с советских времен, заставляет их поворачивать строго из своего ряда, они не думают, что можно объехать пробку по обочине или развернуться в неположенном месте. Хотя уже немало и тех, кто демонстрирует дурной пример. Вот дорогущий внедорожник с московскими номерами дерзко объезжает всех по «встречке», еще одна новенькая иномарка обгоняет поток на безумной скорости. Пока крымчане лишь удивляются этим диковинным пируэтам, что будет дальше – любопытно. А вот столичным «шумахерам» в Крыму раздолье. Я видел лишь пару камер наблюдения, и те – в паре километров от аэропорта, а в Севастополе не заметил ни одного сотрудника ДПС.

Пришлось привыкать крымчанам и к более жестким, чем на Украине, ПДД. Драконовские штрафы за «встречку» и езду «под мухой» сделали изначально законопослушных водителей еще более ответственными. Они быстро научились пристегиваться и усаживать малышей в детские кресла – на нарушение этих требований украинская милиция смотрела сквозь пальцы.

Отдельная песня – местный автопарк. Пару лет назад вполне престижным и массовым автомобилем в Крыму считался Chevrolet Lanos украинской сборки – эти машины были востребованы и в такси, и в частном секторе. Теперь «украинцы» сходят с авансцены, теряясь в потоке подержанных машин, хлынувших из России. Чаще всего их покупают в Воронеже и Краснодаре (в основном это продукция АвтоВАЗа), изредка едут за «новьем» в Москву. Продажи новых автомобилей в Крыму невелики и сосредоточены главным образом в Симферополе: здесь можно взять у дилеров новую Lada, Volkswagen Polo, Hyundai Solaris или Renault Logan. Кто-то привез из Симферополя новенький Duster. Эти модели выпускаются в России и не подпадают под санкции Евросоюза в отношении Крыма. В какой-то севастопольский таксопарк закупили стоковые Chevrolet Aveo – бюджетную модель компании, которая покидает рынок.

Как я отношусь к набирающей обороты автомобилизации ставшего российским Крыма? С одной стороны, мне безумно жаль, что «моя Куба» стремительно превращается в задыхающуюся от пробок Москву, вот и мой родственник поведал, что уже не всегда может найти место для парковки возле дома. С другой – очень надеюсь, что эти перемены все-таки принесут какой-то позитив и пользу. Ведь как ни хороши не прогнивающие в южном климате «Жигули», «Москвичи» и «Волги», ездить по горным серпантинам на такой «автоэкзотике» попросту опасно. Верю, что уже в обозримом будущем крымчане начнут получать достойные зарплаты и смогут позволить себе надежные и удобные машины, которые можно будет приобрести у дилера поблизости, что грамотные люди начнут строить хорошие дороги, появится, наконец, качественный сервис. Все это, как ни крути, важнее, чем исчезающая аура советского ретро.

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9