Сегодня на российских дорогах встречается немало автомобилей, доработанных для управления водителями с ограниченными физическими возможностями. Мы испытали такую легковушку, подготовленную специалистами Mercedes-Benz, а заодно выяснили, какие еще варианты дооборудования имеются у россиян
Значение личного транспорта для людей с ограниченными физическими возможностями трудно переоценить. Это и мобильность, и окно в мир, и индивидуальное пространство, и возможность самореализации. На закате советских времен у инвалидов, желающих сесть за руль, был совсем небольшой выбор – автомобили «Ока», «Москвич» и «Таврия» с ручным управлением, произведенные в заводских условиях. А еще многие из нас помнят допотопные мотоколяски, похожие на ту, которой управлял герой Евгения Моргунова в «Операции Ы». Такой транспорт выделялся нуждающимся через органы социальной защиты населения (в те времена – СОБЕСы) с частичной или полной оплатой их стоимости.
Увы, сегодня выпуск легковушек с ручным управлением на заводских мощностях в нашей стране не осуществляется. Тем не менее люди с ограниченными возможностями совсем без транспорта не остались.
Пожалуй, самым бюджетным и часто использующимся вариантом для водителей с ограниченными возможностями является изготовление ручного управления своими силами по имеющимся в свободном доступе чертежам (цена вопроса – менее 10 000 рублей), однако такую конструкцию придется сертифицировать в НАМИ или на предприятии, имеющем лицензию на установку ручного управления. Если этого не сделать, возникнут очевидные проблемы при регистрации такой машины в ГИБДД, а в случае ДТП могут отказать в выплате страховки.
Можно заказать доработку автомобиля и у многочисленных авторизованных частных фирм (разброс цен – от 8000 до 150 000 рублей). Или обратиться к официальным дилерам марок с высокой социальной ответственностью. К примеру, дилер Skoda «Пеликан-Авто» предлагает клиентам серийные автомобили, доработанные чешской компанией HURT, с которой у Skoda налажены партнерские отношения. По словам старшего менеджера «Пеликан-Авто» Александра Туболева, система ручного управления от дилерского центра обойдется клиенту примерно в 50 000 рублей, при этом прилагающиеся сертификаты позволят без проблем поставить машину на учет в ГИБДД.
Есть еще одна возможность, которую предлагает на российском рынке компания Mercedes-Benz. Речь идет о широчайшем наборе вспомогательных устройств, разработанных в заводских условиях для автомобилистов, физические возможности которых ограничены. С октября 2015 года такие комплекты включены в список опционного оснащения для модели B-Class. Наиболее ходовые варианты – ручной блок управления (один из трех – «Классический», Multima II, Easy Speed), рукоятка на рулевом колесе (в том числе и с пультом дистанционного управления), крышка педального узла (не даст случайно нажать на педаль «газа» или тормоза). Также Mercedes-Benz предлагает перенос педали «газа» для управления разгоном левой или правой ногой, подъемные и поворотные сиденья.
В нашем распоряжении оказался бензиновый B-Class 180 (122 л.с., 7-ступенчатый «робот»), доукомплектованный ручным рычагом управления Easy Speed (160 000 рублей), мультифункциональной поворотной рукояткой MFD Touch (270 000 рублей) и ковриком для защиты порога (13 000 рублей).
Выделенные на парковках места обозначаются специальными знаками. Обычно табличка «Инвалиды» располагается под знаком «Место стоянки». Применяется также специальная дорожная разметка. Причем КоАП содержит карательные нормы для лиц, нарушивших правила размещения машин в местах стоянок для лиц с инвалидностью (штраф 5000 рублей). Чтобы автомобили лиц с инвалидностью I или II группы можно было идентифицировать, их водители обязаны устанавливать на свои машины специальный опознавательный знак размером 15х15 см. Но важно знать, что с 6 февраля 2016 года водитель автомобиля с установленным знаком «Инвалид» также обязан иметь при себе документы, подтверждающие инвалидность водителя или пассажира (ПДД требуют предъявлять их сотрудникам ГИБДД). Это связано с тем, что если в машине едет человек с инвалидностью, то знак «Инвалиды» правомерен, но как только он салон автомобиля покидает (к примеру, если это пассажир), наличие такого знака становится нарушением.
Конечно же, комплект недешев. Но тут нужно иметь в виду, что это технологичный инструментарий самого высокого уровня. Скажем, мультифункциональная поворотная рукоятка MFD Touch (в народе похожие набалдашники называют «ленивцами») – это настоящий центр управления. Крупными клавишами на фронтальной плоскости можно включать ближний и дальний свет, указатели поворота, стеклоочистители и даже звуковой сигнал. Рычаг ручного управления (потянул на себя – ускоряешься, толкнул вперед – тормозишь) отделан кожей, как и рукоять MFD Touch, и соотнесен по стилю с другими элементами интерьера. Как следствие, органы управления выглядят органично и даже стильно и уж точно не создают депрессивного настроения, как иные кустарные поделки.
Кроме того, вспомогательный инструментарий Mercedes-Benz надежен, эргономичен и максимально безопасен. Так, рукоятка MFD Touch установлена под подушкой безопасности и не помешает ей раскрыться в случае ДТП. В свою очередь, рычаг ручного управления имеет интуитивно понятную механику – за него не цепляешься, но он в буквальном смысле всегда под рукой. И даже фирменный коврик порога (защищает лакокрасочное покрытие от повреждений и царапин, а одежду от уличной грязи) отличается продуманной эргономикой – его можно сложить гармошкой и разместить между сиденьем и порогом.
На содействие федеральных и муниципальных властей при покупке или дооборудовании автомобилей сегодня рассчитывать, увы, не приходится. По словам пресс-секретаря столичного Департамента транспорта Алены Ереминой, муниципальная помощь таким людям заключается лишь в предоставлении бесплатной парковки в зонах, отмеченных знаком «Инвалиды», и права на «Социальное такси», которое создано под эгидой правительства Москвы и наполовину финансируется из городского бюджета (расплачиваться за вызов такой машины можно особыми почасовыми талонами, которые продаются в городском отделении Всероссийского общества инвалидов – ВОИ).
«У нас в стране спасение утопающих – дело рук самих утопающих», – говорит в связи с этим первый заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев. По его словам, в 90-е годы на региональном уровне еще сохранялись остатки льгот, которые давали в 70-е годы ветеранам и инвалидам войны, а позже инвалидам с детства и инвалидам-производственникам. Однако в 2004 году эти льготы были монетизированы и получить специализированные транспортные средства безвозмездно или со скидкой стало невозможно. «Все свелось к формуле: есть у тебя деньги – покупай сам, – поясняет Олег Рысев, сам инвалид-колясочник. – Наша организация долго боролась за то, чтобы машины или хотя бы ручное управление были сохранены как технические средства реабилитации, но, к сожалению, на федеральном уровне решили, что это слишком затратно».
Правилами дорожного движения и Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации для людей с инвалидностью предусмотрены немногочис-ленные льготы. На транспортные средства, управляемые инвалидами I и II групп или перевозящие их, не распространяются знаки: «Движение запрещено», «Движение механических транспортных средств запрещено», «Запрещение стоянки, в том числе с учетом четных или нечетных чисел месяца». К тому же к таким водителям не могут применяться следующие виды административных наказаний: лишение права управления (за исключением случаев управления транспортными средствами в состоянии опьянения, отказа от прохождения освидетельствования или оставления места ДТП), административный арест для инвалидов I и II групп. Кроме того, последние входят в число граждан, которым предоставляются бесплатные места на территории платных муниципальных парковок. Однако если выделенные места заняты, придется парковаться на общих основаниях – за плату.
Разумеется, водители с ограниченными физическими возможностями успешно решают свои транспортные проблемы через корпоративные организации – такие, как ассоциация «Преодоление». Это общественное объединение помогает, к примеру, в подборе спецоборудования по предоставляемому VIN-коду автомобиля. В свою очередь, общероссийская благотворительная организация «Инавто» стремится минимизировать затраты водителей. На официальном сайте компании имеется очень демократичный прайс-лист на установку ручного управления. Скажем, полный комплект установки на импортные модели обойдется заказчику в 8500 рублей. По словам представителя «Инавто» Егора Юдина, допоборудование занимает от трех до пяти часов. При этом заказчик получает вместе с машиной полный комплект разрешительных документов для регистрации в ГИБДД.
Между тем Олег Рысев рассказал нам, что его организация поддерживает клуб МАКИ (Московский автомобильный клуб инвалидов), имеет налаженные контакты с региональными организациями, занимающимися установкой ручного управления. ВОИ сотрудничает также с автошколами, имеющими спецпрограммы по обучению вождению людей с ограниченными физическими возможностями. Благодаря всему этому удается выбивать небольшие скидки.
Чтобы оценить, насколько удобен мерседесовский пакет вспомогательных устройств для реальных владельцев таких машин, мы отправились на нашем B Class к москвичу Тарасу Дроздову, колясочнику, парализованному ниже пояса в результате серьезнейшей автомобильной аварии. История об этом страшном ДТП, признаюсь, задела за живое. …Подмосковье, скорость более 100 км/ч, как вдруг на дорогу выскакивает лось, времени на торможение практические не остается. Итог – столкновение с животным, сломанный позвоночник, не вполне квалифицированная помощь врачей на месте, тяжелейшая операция и... полностью отказавшие ноги.
Сегодня Тарас производит впечатление энергичного и целеустремленного человека. В том числе потому, что он мобилен. Более того, мужчина приезжает на встречу с нами на собственном «горячем» гибриде Lexus GS 450h, оборудованном системой ручного управления, изготовленной «в соседнем гараже».
Такой знак не спасет от эвакуации, если автомобиль не внесен в реестр парковочных разрешений, по которому сотрудники ГИБДД проверяют, имеет право данная машина стоять на местах для инвалидов или нет. И наоборот, при наличии автомобиля в этой базе данных его не увезут на штрафстоянку даже в том случае, если на стекле отсутствует наклейка. Для внесения в реестр нужно подать заявление через портал госуслуг или обратиться в любой многофункциональный центр (МФЦ). Правда, есть и еще одна проблема. В Москве, к примеру, в этот перечень включены только москвичи, а потому транспортные средства иногородних граждан с инвалидностью (самых настоящих) в столице все равно наверняка эвакуируют. Увы, единой базы по стране пока нет.
«В Mercedes, я смотрю, используется длинный рычаг управления справа от руля. У меня же механизм организован по обе стороны от баранки. Эту схему, кстати, я скопировал также с немецкой конструкции. Друг, тоже колясочник, пригнал из Германии Mercedes-Benz с ручным управлением, я показал его нашим кулибиным, а они сделали копию, что называется, из сопутствующих материалов: взяли железные трубки, шарнирчики от задних дверей ВАЗ 2109, приварили где нужно, где надо – скрепили хомутами. Ну и для пущего комфорта рукоятки обтянули кожей. Получилось недорого, материалы обошлись примерно в 10 000 рублей», – делится Тарас. По его словам, он хотел было сертифицировать конструкцию в НАМИ, но не стал этого делать: «Техосмотр я и так пройду, да и с постановкой машины на учет проблем не возникает».
Тарас подъезжает к водительской двери на коляске, открывает створку и лихо перебирается на кресло, сделав комплимент широкому дверному проему и защитному коврику порога. «Такой, – говорит, – точно приобрел бы, а то приходится бросать на порог полотенце». Коляска в сложенном виде при этом с легкостью помещается в багажнике B-Class. Но обычно, как и большинство колясочников, Тарас предпочитает закидывать ее на заднее сиденье.
За рулем наш «тест-пилот» осваивается очень быстро, несмотря на то, что схема управления здесь сильно отличается от привычного для него инструментария в «японке». Уже через пять минут эксплуатации он пускает немецкий хэтчбек «в галоп», резко маневрируя (заправски орудуя «ленивцем») и так же уверенно и предсказуемо оттормаживаясь. Для человека с ограниченными возможностями Тарас ведет машину неожиданно уверенно, возможно, даже резковато. Видно, что вождение – одно из его хобби. В итоге мерседесовская «умная» рукоятка на руле заслуживает его наивысшей похвалы: «Ленивец» ваш – просто потрясающая вещь! Очень удобно, руки не устают, и все нужные кнопки под рукой». Еще один комплимент испытателя получает система Auto-Hold, которая активируется небольшой клавишей на рукояти рычага, задействующего акселератор и тормоз: «Просто незаменимая вещь – нажал на кнопку, и тормоз не нужно удерживать рукой!»
Правда, не обошлось и без придирок. Схема, когда органы управления сосредоточены строго под рулем (как самодельный инструментарий в его Lexus), кажутся Тарасу удобнее рычага, размещенного справа от обода (как в B-Class). Мерседесовский вариант, по его мнению, подойдет для любителей спокойной и размеренной езды, а он, хотя и с ограниченными физическими возможностями, любит погонять. И еще Тарас доукомплектовал бы машину крышкой или решеткой педального узла, чтобы случайно не прижать напольные педали ногой.
Следует признать, что модификация Mercedes-Benz B 180 с 1,6-литровым 122-сильным бензиновым мотором и 7-ступенчатым секвентальным «роботом» отлично подходит для эксплуатации людьми с ограниченными возможностями. У этого автомобиля живые, но в то же время не резкие реакции на «газ», а если хочется добавить хэтчбеку прыти, можно выбрать клавишей на центральной консоли режим Sport. Рулевое управление очень точное, а усилие на ободе при этом не большое, а потому водителю легко управляться с баранкой, даже если она не оснащена опционной рукояткой. Подвеска с легкостью справляется с дорожными изъянами. Наконец, тормоза у машины, с одной стороны, цепкие, с другой – срабатывают не резко, а система стабилизации всегда начеку, вмешиваясь в ситуацию при малейшем поползновении автомобиля уйти с курса.
Разумеется, цена на такой B Class покусывается – за версию с «роботом» DCT просят около 1,7 млн рублей. С учетом же специальных доработок сумма переваливает уже за 2 млн рублей. Станет ли это барьером для покупателей? Думаю, тут все так же, как и с обычными автомобилями: у Mercedes-Benz cвоя категория клиентов, в том числе и с ограниченными физическими возможностями. А значит, в России спрос на подобные модификации пусть и небольшой, но может быть – об этом свидетельствует опыт и других автомобильных марок, стремящихся учитывать потребности людей с инвалидностью.