Рынок мотоциклов в последнее время напоминает прыжки лихого гонщика на кроссе: два года назад он стремительно взмыл ввысь, а в году ушедшем почти так же резко упал. Чего же ждать в 2016-м?
Пришла весна, а значит, уже совсем скоро дороги огласит рев байков всех мастей. Однако в нынешнем сезоне лихих мотоциклистов в наших городах и селах станет ненамного больше, нежели год тому назад. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», в 2015 году объем российского рынка новых мотоциклов и мототехники рухнул почти так же, как продажи новых автомобилей – на 37,6% до отметки 18,9 тыс. единиц. Это резко контрастирует с показателями 2014 года, когда спрос на мотоциклы в России вдруг подскочил на 52,5%, перешагнув рубеж 30 тыс. штук (см. график).
С чем связаны такие взлеты и падения? И что будет происходить на этом рынке в ближайшие месяцы?
Стоит отметить, что в целом доля российского рынка мотоциклов на фоне многих других стран – что капля в море. Взять ту же Италию, где ежегодный объем новой мототехники исчисляется сотнями тысяч единиц в год. А у нас и двух десятков тысяч не набирается… Понятно, что главный тормоз для развития такого транспорта – российский климат. Попробовали бы итальянцы поколесить в снег да в дождь, к тому же еще и по грязным трассам! Увы, но в России настоящее лето – это, как правило, всего два месяца.
Не прибавляет оптимизма и прошлогодний провал продаж. Участники рынка говорят, что 2015 год оказался столь драматичным прежде всего из-за падения курса рубля, в результате чего цены на мотоциклы взлетели. Причем они выросли в строгом соответствии с курсовыми изменениями, а не так, как это случилось с автомобилями, где цены увеличились на 20–30%, в то время как российская валюта сдала позиции на все 80–90%.
Дело в том, что рынок мототехники в России ни один из зарубежных производителей всерьез не рассматривает. И почти никто из них не намерен покрывать за свой счет разницу цен, как это происходит в случае с автомобилями. Изменится курс вдвое, значит, в той же пропорции перепишут ценники. Понятно, что все это нанесло чувствительный удар по интересам и планам байкеров, оттого и столь значимое падение продаж.
Российский мотоциклетный рынок примечателен также пестротой своих участников. Если еще относительно недавно здесь правили бал признанные мировые марки, то сейчас заметны (и, более того, даже начинают доминировать) новые отечественные бренды, которые, как правило, предлагают технику, собранную из импортных компонентов на территории России.
Вообще-то в свое время в СССР была довольна мощная мотоциклетная промышленность, которая вплоть до середины 1980-х выпускала кажущийся сегодня невероятным объем продукции – около 1 млн мотоциклов в год! Люди постарше наверняка помнят модели «Урал», «Минск», «Иж-Юпитер», «Восход», на которых их сначала возили отцы и деды, а потом, вероятно, они ездили и сами. Но массовость таких машин в СССР объяснялась отнюдь не их техническим совершенством, а элементарной бедностью – иметь собственную машину в советские времена могли себе позволить не многие, вот и приходилось довольствоваться транспортом попроще. Поэтому с превращением автомобиля в массовый продукт упал спрос и на двухколесные средства передвижения.
Увы, почти все советские производители мотоциклов исчезли под натиском рыночной экономики. Остался в живых, пожалуй, только бренд «Урал» – эти мотоциклы выпускает Ирбитский завод под Екатеринбургом. Правда, они почти не продаются в нашей стране, а отправляются преимущественно на экспорт.
Впрочем, сейчас отечественный моторынок, накрывает новая волна продукции российских производителей. Впрочем, российскими их можно назвать весьма условно. Речь идет о компаниях, решивших собирать технику внутри нашей страны, но, как правило, полностью из зарубежных комплектующих, прежде всего из Китая.
И вот уже первые строчки продаж по итогам 2015 года в России занимает марка Racer, продукция которой выпускается одноименной компанией из Барнаула (см. таблицу). Производственные мощности этого алтайского завода – около 100 тыс. мотоциклов в год, комплектующие туда поступают преимущественно из Поднебесной. А сами мотоциклы, как утверждают представители компании, собираются по чертежам российских инженеров с использованием собственных ноу-хау. Модельный ряд компании впечатляет разнообразием: предлагаются и модели для мотокросса, и круизеры, есть даже техника для коммерческих перевозок с небольшим кузовом.
В десятку самых продаваемых мотоциклов в РФ входят модели и других российских сборщиков. В частности, известных под марками Irbis, Stels и Baltmotors. Так, Stels имеет свои производственные мощности в Брянской области и Краснодарском крае, а Baltmotors – в Калининграде. Конечно, по качеству и ходовым характеристикам мотоциклы этих российских брендов явно уступают признанным зарубежным брендам, зато у них есть свой и весьма сильный козырь – доступная цена, которая порой в несколько раз ниже, чем на байки от лидеров мирового рынка.
Что же касается наиболее авторитетных зарубежных мотопроизводителей, то лучше всего себя в России сегодня чувствуют себя такие компании, как немецкая BMW, японские Yamaha, Kawasaki, Honda, а также американская Harley Davidson и… китайская Lifan. Все это говорит о том, что в нашей стране сформировался весьма разнообразный спрос на подобную продукцию. Так, у японских марок особенно хорошо продаются скоростные спортбайки, которые на трассе легко «делают» даже самый мощный спорткар. В BMW же отмечают потребительское внимание к мотоциклам класса «эндуро», способным отменно ехать как по ровной дороге, так и по пересеченной местности. В Harley Davidson делают ставку на продажи так называемых круизеров, в седле которых можно комфортно передвигаться на большие расстояния.
Да, упавший рубль сильно поднял цены на двухколесные машины этих марок – теперь хорошую модель меньше чем за миллион рублей не купишь. Но представители мотоциклетного бизнеса говорят о том, что российский рынок все же имеет большой потенциал. По их словам, главный фактор, стимулирующий спрос продаж в нашей стране, это уплотнение городского трафика: в условиях многочасовых пробок на мотоцикле в городе можно добраться до точки назначения гораздо быстрее, нежели на машине, и к этой возможности в последнее время прбегает все больше автомобилистов.
В пользу передвижения на мотоцикле свидетельствует также расширение платных парковок, рост цен на страховки и бензин. Одновременно продавцы мототехники говорят о таком факторе, как… романтизация поездок. Мотоцикл становится не просто средством передвижения, а стилем и образом жизни. В России множатся клубы байкеров, организовываются массовые мотопробеги и путешествия. Мотоцикл с его динамичными ускорениями и преодолением встречных потоков воздуха действительно дарит незабываемые ощущения. Правда, в поисках адреналина люди меньше обращают внимание, например, на проблемы безопасности, связанные с плохими дорогами и низкой культурой вождения окружающих водителей.
Что же касается продавцов байков, то даже на фоне падения рынка они не теряют бодрости духа и верят в то, что в ближайшее время спрос на двухколесные транспортные средства в стране снова пойдет вверх. Хотя и с оговоркой, что это может произойти все-таки не в нынешнем году.