Словно обидевшись на обвинения в застое, который якобы поразил глобальный автопром, производители машин решили попросту… высадить нас всех из-за руля. Разом открыв шлюзы своих многолетних наработок, они обрушили на мир мощный поток новейших технологий. Надеюсь, мы в нем не утонем
Я много лет слышал от коллег, что ныне у автомобильных инженеров дефицит идей, а времена, когда они совершали настоящие прорывы, ушли в прошлое. Дескать, возятся тихонечко с моторами, по капле улучшая их характеристики, или годами думают, как бы добавить еще ступень в коробку передач. А где что-нибудь сенсационное, такое, чтобы аж в зобу дыханье?!
И вот ответ получен: ряд концернов почти одновременно начали демонстрировать модели, оснащенные автопилотом. Из разных уголков планеты приходят подтверждения, что уже есть машины, способные самостоятельно ездить не только по закрытым полигонам, но и из одного города в другой, при этом маневрируя в потоке, двигаясь строго по разметке, реагируя на знаки и паркуясь. Зашитые в машины технологии уверенно обеспечивают полное взаимодействие систем подруливания, распознавания препятствий, экстренного торможения…
Дальше – больше. Ныне тестируются функции этического выбора – кого давить, если наезд на живое существо все-таки неизбежен. Увы, каким бы совершенным ни был робот, без ДТП не обойтись. И тут автомобилю самому придется принимать решение – сбить пьяного, рванувшегося под колеса, или же свернуть и въехать на автобусную остановку, где стоят семь бабушек. Для этого ныне полным ходом идет оцифровка фауны, уже давно электроника может распознавать коров, лошадей, оленей. Недавно вот разобрались и с кенгуру, которые в Австралии скачут где попало. Работа кропотливая, но нужная. Ведь человеческий глаз не всегда способен распознать, к примеру, лося за деревьями. А лазерный детектор выявит его, и автомобиль либо притормозит заранее, либо изменит траекторию.
Вполне работоспособен и целый ряд других систем, еще недавно встречавшихся только у фантастов. Представьте себе: в заданное время машина на автопилоте выехала со стоянки и подала сама себя к подъезду, вы сели за руль (автопилотирование все-таки предполагает, что люди будут управлять транспортными средствами хотя бы ради удовольствия), и тут уже электроника берет на себя контроль за вашим состоянием. Ведь, по статистике, почти целый процент аварий случается, когда водитель теряет сознание. Автопилот распознает его состояние, датчики в руле отреагируют на пульс, температуру и потливость рук, камера станет контролировать зрачки. И если человек уснул или отключился, машина сразу остановится.
Но чтобы все это вошло в жизнь, надо изменить законы. И бюрократы разных стран сейчас стремительно утверждают новые регламенты. Не так давно они, например, сдались под напором инженеров и пошли на то, что можно отменить жесткое требование, согласно которому любой водитель обязан при движении строго держать руки на руле. Хотя тут есть и другой аспект: в противном случае будет затруднено отруливание машин в автоматическом режиме с полосы, где движется спецтранспорт – полиция, «скорая помощь» или членовоз с чиновником (причем, даже если он едет без сирен или маячков, система работает по протоколу «автомобиль-автомобиль»).
Вот здесь мы и подбираемся к корням все возрастающей сговорчивости бюрократов. Дело в том, что у них появился вполне материальный интерес к новациям. В частности, чиновники получают инструмент не только для тотального контроля всех и вся, но и для того, чтобы лишить граждан свободы бесплатного передвижения. Ведь массовое внедрение автопилотов невозможно без инфраструктуры, так называемых умных дорог, где датчики и камеры стоят везде – в дорожном полотне, на светофорах, знаках, разделителях полос. Все это, безусловно, обеспечивает безопасность (система в состоянии предупредить машину о яме на дороге, о залитой дождем колее, о наледи), но вместе с тем электроника отслеживает, кто и куда поехал, с каким весом и на какой скорости, где и зачем остановился.
Следующий этап – сбор денег. Причем бесконтактный: голландцы уже отработали проект взимания абонентской платы за пользование автомобилем. Своего рода черный ящик фиксирует все действия транспортного средства – движется ли оно по городу или по проселку, как часто выезжает на шоссе, где паркуется… Всего около двадцати градаций, на каждую – свой тариф. Машина же «привязана» к собственному счету, с которого и списываются средства. При этом внедрение автопилотов позволит попросту блокировать запуск двигателя, если депозит пуст.
Вы думаете, все это далеко от нас во времени и пространстве? Ошибаетесь! Россия, пусть и с отставанием, но движется в общем направлении. Любая платная магистраль (а скоро, кажется, все федеральные трассы станут платными) дает возможность внедрять эти технологии. К примеру, строящуюся ЦКАД уже делают как «умную» дорогу. И РФ-ID-метки, которые позволяют идентифицировать любой автомобиль в любых условиях, тоже уже есть – с ними идет эксперимент в Татарстане. При этом рассчитывать на то, что невозможно заменить весь парк старых машин в стране, наивно. Для этого есть и отработанный в Европе при внедрении каталитических нейтрализаторов опыт введения финансовых льгот и неподъемных налогов, и китайская практика принудительной утилизации. А тот, кому инновационный личный транспорт окажется не по карману или не по нраву, должен будет пересесть в транспорт общественный.
Словом, жизнь нас ждет интересная, с коллизиями и сюрпризами. Но мы ведь сами жаловались, что в автоиндустрии наступил технический застой и скука. Думаю, теперь не будем.