Вопреки всевозможным инвестпрограммам, различным концессиям, частно-государственным партнерствам и прочим «солидным» проектам, российские дороги, в том числе и платные, остаются, мягко говоря, так себе. Как качественно, так и количественно

Есть чудесная песня. Романтичная – про ощущение дороги в душе. О путешествиях, разлуках и друзьях. «Длинной длинной серой ниткой стоптанных дорог штопаем ранения души», – пел ее автор, бесспорно, главный романтик советской эпохи Юрий Визбор. Он на своих «Жигулях», увы, не застал дорог, по которым нынче на иномарках с несколько большим комфортом пытаемся раскатывать мы.

Многие, когда с городов сняли пандемические кандалы, ринулись «на юга» – штопать после самоизоляции собственные «ранения души». Граница по-прежнему на замке. Выходит, дорога одна – трасса М4. Лишь она, как это ни странно, ведет к Черному морю, куда в июле-августе и устремились сотни тысяч, нет, миллионы людей на собственном транспорте в поисках тепла, фруктов, чебуреков, подгоревшего шашлыка и прочих морских удовольствий.

Расслабленные. С небольшим запасом сэкономленной «посткоронавирусной» копеечки. С зелеными, одичавшими от Интернета и удаленки детьми, мы помчали по частично платной трассе на юг. «Нет мудрее и прекрасней средства от тревог, чем ночная песня шин», – льется из динамиков приятный голос Юрия Иосифовича. Сил придавало и осознание того, что накануне открытия сезона «Автодор» все же домучил (достроил) платный обход Лосево-Павловска под Воронежем. Затор на несколько десятков километров в этом районе еще год назад называли не иначе, как мать всех российских пробок. И мне тут в свое время дважды «посчастливилось» отметиться. Ощущения незабываемые.

Новый обход, кстати, получился что надо! За скорость и красоты вдоль трассы ему, обходу, даже прощаешь стоимость. Теперь это самый дорогой платный участок на М4 – для легковушки что-то порядка 240 руб­лей днем. И вот, казалось бы, когда до Ростова на-Дону остаются сущие пустяки, а на дорожных указателях начало мелькать имя города Шахты, мы снова упираемся в гигантский хвост. О боги!

Темнело, навигатор предрекал более десятка «бордовых» километров, на расправу с которыми отводил около полутора часов. На практике вышло больше двух. Как это понимать? Почему? Сил больше нет! Весь день за рулем…

…На обратном пути с курорта пробок было уже три. Совокупно часов на пять. Причем, если первые две, из-за ремонтов путепроводов в районе тех же Шахт, имели место на бесплатных участках трассы, то последняя – из-за сужения в ремонтных целях – нагло алела уже на платном перегоне. Ночной 15-километровый затор притаился в районе Каширы, при пересечении М4 с Окой. И за мучения в нем «Автодор» почему-то берет плату! Но какого рожна, если платные дороги подразумевают быстрое и комфортное перемещение? Без пробок! Не в этом ли состоит бизнес идея «платников»?

Словом, дорога на юг и обратно по прежнему выпивает из путешественников все соки. Трассу М4 «Автодор» самоотверженно где-то строит, где-то реконструирует и доводит до ума уже много лет, однако комфортно передвигаться по ней в сезон отпусков все еще невозможно. А ведь она обязана ехать при любом раскладе, будь то ремонт моста или даже война, – на то она и трасса! Представьте, напали на нас какие-нибудь условные финны или, скажем, норвежцы, и мы все в испуге ринулись на юг по М4. А в очередных Шахтах опять путепровод просел – ремонт. И все стоят на радость врагу… Шведы давят, вокруг детский плач, стоны матерей, коллапс, разруха…

Быть может, кто-то сочтет эти эмоции надуманными. Скажет, мол, любая, даже самая современная дорога, мосты и путепроводы на ней требуют профилактического и текущего ремонта. «Дороги трудны, но хуже без дорог», – опять же пел бард, и с ним трудно не согласиться. Чего возмущаться-то? А того, что за благополучные «нефтяные» десятилетия мы построили от силы пару тысяч действительно скоростных километров. И все! Эх, сверхдержава, долго тебе еще вставать с колен.

И посмотрите на Китай. Дорог, сопоставимых качеством с нашими «платниками», еще к 2013 году там было протянуто более 100 тыс. км. Сегодня же их совокупный километраж вырос едва ли не в полтора раза. Китайцы на протяжении уже многих лет строят по 750 м скоростных трасс в час! Даже калькулятор не нужен, чтобы понять, что ежесуточно сеть скоростных автобанов в Поднебесной прирастает условной трассой длиной, скажем, как от Москвы до Твери. Каждый божий день! Темпы аналогичного строительства в России, мягко говоря, ниже. Почти в сто раз!

Ну хорошо, пусть не в сто. Недавно коллеги подсчитали, что китайцы открывают свыше 26 тыс. км автобанов ежегодно. У нас – не более 300–350 км в тот же год, что в 75–90 раз меньше. Да и эти немногие километры идут со скрипом – со сменой инвесторов, с нарушением правил строительства, перерасходом средств, коррупционными скандалами и прочими отягощениями.

В общем, за последние четверть века китайцы отгрохали у себя более 4 млн км новых дорог, включая те самые 150 тыс. км автобанов. И на сегодня у них самая могучая дорожная сеть в мире, превосходящая сети США, Европы и Японии вместе взятых. Полагаю, когда в Поднебесной построят 10 млн км, мы еще будем асфальтировать свои федеральные трассы, которых у нас всего-то 50 тыс. км.

А Юрий Визбор, автор той милой песенки, был все же неизлечимым оптимистом, когда пел: «Придут другие времена, мой друг, ты верь в дорогу». Не знаю, найдется ли во мне столько же оптимизма, чтобы поверить?

PS Позиция редакции может не совпадать со взглядами автора

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9