В канун начала очередного мотоциклетного сезона выяснилось, что в России насчитывается довольно внушительный парк двухколесного транспорта. Однако он весьма стар, а его обновление идет чрезвычайно вяло

Лето оживило не только мотоциклистов на дорогах, но и маркетологов, которые задались целью узнать, насколько значим парк двухколесной техники в России. В результате исследования цифра оказалась внушительная: по данным Аналитического агентства «Автостат», ныне за российскими гражданами числится 2,4 млн мотоциклов.

Понятно, что часть таких машин, стоящих на учете, уже не всегда в состоянии самостоятельно передвигаться и доживает век в гаражах и сараях. Но все же выявленная цифра – достаточное основание утверждать, что мотоциклами в России пользуется не совсем узкий круг людей.

Советское наследие

Исследование «Автостата» показало, что нынешний мотопарк России – это чистой воды наследие советского прошлого. Напомним, в СССР мотоциклетная промышленность была довольна развита, вплоть до середины 1980-х в стране выпускался кажущийся сейчас невероятным объем мототехники – порядка 1 млн единиц в год. Но связано это вовсе не с тем, что российские граждане были особенно лояльны к байкерскому образу жизни. Дело в банальной бедности и «недоавтомобилизации» населения: машина считалась роскошью, приобрести ее могли немногие, а остальные имели личный транспорт лишь в виде мотоцикла.

Времена изменились, большинству граждан автомобиль стал доступен, а роль мотоцикла как чисто транспортного средства снизилась. Тем не менее по городам и весям страны сохранился внушительный парк этой техники. Как говорит исследование, из первых десяти самых распространенных в России мотоциклетных брендов первые строки занимают традиционные советские марки.

Со значительным отрывом первенство принадлежит марке «Иж»: мотоциклы эти, как известно, выпускались с 1929 по 2008 год на заводе «Ижмаш». По данным «Автостата», сейчас в России на учете состоит более 750 тыс. таких машин. Второе место занимает «Урал» (350 тыс.), далее идут милые слуху поклонников советской мототехники марки «Восход» (240 тыс.) и «Минск» (203 тыс.), вслед за которыми сумела втиснуться с показателем 153 тыс. единиц Jawa, производившаяся в социалистической Чехословакии. Однако за ней снова стоят «Тула» (147 тыс.) и «Днепр» (144 тыс.). И лишь затем значатся признанные зарубежные бренды, которые успели «понаехать» в Россию уже в постперестроечное время – все они представлены японскими производителями: Honda (67 тыс.), Yamaha (53 тыс.) и Suzuki (31 тыс., см график 1).

Обновление тормозит

Доминирование советских марок в мотоциклетном парке страны наводит на мысль, что возраст этой техники весьма внушителен. Действительно, в среднем он, увы, сравним с юрским периодом в палеонтологии. Сейчас этот показатель достигает 26 лет, причем доля мотоциклов, уже перешагнувших 15-летний рубеж, доходит до 91%.

Такие цифры обусловлены тем, что мотопарк страны обновляется довольно слабо. Распад СССР подкосил продажи новых мотоциклов до совсем небольших объемов – теперь они исчисляются десятками тысяч в год. Это вам не Италия или другие южные европейские страны, в которых ежегодные продажи новых байков идут на сотни тысяч, и уж тем более не Китай с Индией, где мотоциклы продаются миллионами.

Но все-таки рынок мотоциклов в России существует, и на нем проявляют активность ведущие мировые производители. Например, по итогам 2014 года объем продаж такой техники вырос более чем на 50%, превысив отметку 30 тыс. единиц. В позапрошлом же году падение курса рубля больно ударило по продажам, из-за чего в последние два года спрос снизился почти в три раза: в 2016-м продажи новых мотоциклов составили всего 11,4 тыс. единиц, что на 39% меньше, чем годом ранее.

«Новые русские» марки

Что касается самых продаваемых у нас марок мотоциклов, то за последнее время на первый план вышли «новые русские» – компании, которые наладили в нашем отечестве сборку мототехники из иностранных комплектующих. Производство советских мотоциклов типа «Иж», «Восход», «Минск» кануло в лету, им на смену пришли такие новые российские бренды, как Racer, Stels, Irbis, Baltmotors (см. график 2).

Например, мотоциклы Racer выпускаются одноименной компанией из Алтая. Потенциал барнаульского завода этой фирмы – около 100 тыс. единиц в год, а комплектующие поступают преимущественно из Китая. При этом представители теперь уже ведущего российского мотопроизводителя утверждают, что выпускаемые ими машины собираются по чертежам российских инженеров с использованием собственных ноу-хау.

Компания Stels имеет производственные мощности в Брянской области и Краснодарском крае. По такому же принципу работает и марка Irbis, которая начинала свою деятельность на Дальнем Востоке, а теперь перебралась в Подмосковье.

Из иностранных мотоциклетных брендов на российском рынке лучше других чувствует себя BMW, который за прошлый год продал 1,4 тыс. мотоциклов, при этом упав гораздо меньше рынка (-7%). Другие самые популярные иностранные мотоциклетные марки сегодня – это Yamaha, Harley-Davidson и Honda, занимающие в рейтинге наиболее востребованных россиянами мотоциклов с 5-го по 7-е место.

Кстати, любопытно, что, например, Harley-Davidson сейчас не только не снижает объемы продаж на российском рынке, но и наращивает их: по итогам года прирост сбыта этого бренда составил 5%. Здесь налицо давно замеченный маркетологами факт, что премиальные бренды (в том числе мотоциклетные) страдают от кризиса меньше. Богатые люди все равно покупают дорогие и статусные транспортные средства, к которым, несомненно, относится и Harley-Davidson.

Комфортная среда

Продолжающееся сокращение продаж новых мотоциклов и слабое обновление мотопарка – факты, конечно, грустные. Но все же они далеки от того, чтобы заставить участников рынка говорить о его скорой гибели. Многие аналитики убеждены, что черная полоса скоро закончится и спрос на байки снова пойдет вверх. Все дело в том, что потенциал этого сегмента рынка личного транспорта в России действительно высокий. Продавцы, к примеру, утверждают, что сейчас становится все более модным и престижным жить за городом, а в личных домах, соответственно, удобно хранить мототехнику.

Но главное, что с повышением плотности движения в городах и расширением зон платной парковки ездить на мотоцикле быстрее и выгоднее. Кроме того, мотоцикл всегда имел некий ореол романтики, а потому иметь такое транспортное средство и модно, и стильно, и престижно. Наконец, не стоят на месте и современные технологии: в частности, большое будущее (в том числе в России) прочат электрическим мотоциклам, которые экологичнее и экономнее в плане расходов на эксплуатацию.

Правда, серьезной проблемой для распространения мотоциклов в России является климат, а также невысокая культура вождения со стороны автомобилистов. Но если с первым ничего уже не сделать, то работа по улучшению отношения к мотоциклистам все-таки ведется. Например, этой весной было предложено внести несколько значимых поправок в ПДД, призванных повысить безопасность передвижения на мотоциклах. Речь идет о создании отдельной стоп-линии для удобного старта на перекрестках и разрешении мотоциклистам ездить между рядами машин.

Тем не менее в ближайшее время рассматривать мотоцикл в качестве альтернативы автомобилю готова лишь небольшая часть автолюбителей. Согласно опросам, доля таких водителей составляет максимум 10–15%. А значит, и о конкуренции мотоциклов с автомобилями пока речи не идет: скорее всего, мотоциклетный рынок будет развиваться параллельно с автомобильным, и мототехнику будут по-прежнему считать лишь дополнительным средством передвижения, в качестве основного имея в виду автомобиль.   

Вам понравилась эта статья?




Тест-драйвы, которые читают с этой статьей:


Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9