В известной притче Ходжа Насреддин обещал эмиру обучить осла богословию за мешок золота и через 20 лет, при этом справедливо рассудив, что за такой срок кто нибудь – ишак, падишах или он сам – обязательно умрет. Есть ощущение, что боссы некоторых автомобильных фирм не прочь использовать опыт фольклорного персонажа

Байка о Насреддине вспомнилась мне совсем недавно, когда глава АвтоВАЗа сообщил, что завод имеет отличные шансы начать выпуск совместно с государственной компанией «Ростех»… летающих автомобилей Lada. Как раз через 20 лет. Впрочем, полагаю, что этот срок куда более честный, нежели рапорты ряда других производителей о том, что чуть ли не вот-вот случится чудо – мы запросто начнем летать в своих авто.

Идея о машинах, умеющих не только ездить, но и летать по воздуху, появилась еще в начале прошлого века – первый патент на подобное транспортное средство был подан в… 1903 году. Да и Генри Форд – тот самый, отец-основатель конвейерного автопрома, проявлял интерес к таким транспортным средствам. А тут еще такие культовые фильмы, как «Фантомас», «Звездные войны» да «Пятый элемент» подтянулись. В итоге в головах некоторых сограждан летающие автомобили уже стали почти решенным делом.

Казалось бы, плюсов у летающих автомобилей в самом деле множество. Как минимум, они могут решить проблемы крупных городов: исчезнут пробки, а попасть в нужное место, пусть даже на другой конец мегаполиса, любой сумеет всего за несколько минут. Но все-таки, давайте разберемся, могут ли подобные машины стать столь же массовым средством передвижения, как их «приземленные» собратья?

Это лишь в фантастических боевиках автомобили в любой момент способны взлететь и, превратившись в точку, унестись к горизонту. В реальности все существующие и проектируемые транспортные средства такого типа требуют очень много времени на переход из фазы «автомобиль» в фазу «самолет». У них есть крылья, которые при движении по асфальту куда-то убираются, имеется необходимое для полетов навигационное оборудование, часто есть парашюты и так далее.

По сути, все эти приспособления являются скорее самолетом, который заодно может передвигаться по дорогам общего пользования. При этом, как все подобные странные гибриды, такие транспортные средства не могут отличиться ни на земле, ни в воздухе: и летные качества у них плохие, и ездят они так себе. К тому же для взлета и посадки таким штукам требуется много места – проще говоря, взлетная полоса. Как минимум длинная и ровная прямая, причем свободная от другого транспорта. Много у вас таких в округе? Правда, разрабатываются варианты «вертолетного» типа, которым достаточно и небольшой площадки, но дальность полетов, грузоподъемность и скорость у таких «игрушек» совсем небольшая.

Еще можно вспомнить о самолетах с вертикальным взлетом, которые иногда видим в новостях. Картинка красивая: огромная махина легко поднимается вверх и вдруг улетает куда-то по своим делам. Да вот беда, идея таких самолетов большинством экспертов признана ошибочной. Все потому, что вертикальный взлет не просто очень, а очень-очень энергозатратен. К тому же во время взлета подобный лайнер крайне неустойчив – требуется летчик высочайшей квалификации. А значит, слепо переносить на автомобили технологию взлета при «нулевой горизонтальной скорости» нельзя.

Следующая проблема, о которой мало кто задумывается, погода. Представьте себе, что летающие автомобили завоевали мир, и над Москвой, Питером или Казанью вовсю кружат маленькие машинки. А если ураган? Думаю, жители столицы понимают, о чем речь: недавний шквал валил в Первопрестольной деревья и строительные краны, сносил гаражи. А что будет с легковушками, поднявшимися в воздух, когда подует такой ветер, а МЧС забудет всех предупредить о непогоде? Успеют ли они безопасно приземлиться?

Но даже если все хорошо с погодой, что может произойти с летающим автомобилем, когда он сломается? Или столкнется с другим. Если обычные машины в таком случае просто останавливаются, то летающие начнут… падать нам на головы. Как тут не вспомнить, чем закончился золотой век дирижаблей – в 1936 году огромный «Гинденбург» во время посадки сгорел на глазах публики, в аварии погибло 35 из 97 пассажиров и членов экипажа.

А вот еще вопрос: какие будем использовать двигатели для полетов? Нынешние малокубатурные автомобильные моторы внутреннего сгорания не слишком-то подходят для задач авиации. Ставить большие и мощные? Но им объявили настоящую войну экологи. Электрические? Таскать с собой в воздухе тяжелые аккумуляторы – весьма спорное решение. Реактивные? Представьте себе, каким будет уровень шумности!

Все перечисленное выше – это недостатки, лежащие на самой поверхности. Но и они говорят о том, что при современной технике летающие автомобили – утопия. И ситуация изменится лишь в том случае, если мы создадим антигравитационные технологии. Такие, что позволят всякому автомобилю, не распугивая окружающих, взлетать с любого места и быстро набирать скорость, к тому же не расходуя много энергии. Что такое антигравитационные технологии и каким должен быть принцип работы двигателя, я не знаю, можете меня не пытать. Но искренне верю, что мы все-таки придумаем «что-нибудь этакое». И, может быть, даже не через 20 лет...  

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9