Сравнительное исследование приобретения и обслуживания автомобилей в разных странах не так давно провела аналитическая компания Economist Intelligence Unit (EIU), которая является подразделением известного британского журнала The Economist. Согласно данным английских экономистов, в Москве купить и содержать автомобиль обходится дороже, чем в Париже, Лондоне, Токио, Нью-Йорке и других крупных городах мира.

За основу стоимости владения авто исследователи Economist взяли среднюю цену покупки нового семейного автомобиля (с мотором 1,8–2,5 л), а также расходы на его обслуживание в течение трех лет, включая налоги, страховку, сервис и затраты на топливо. Так вот, по подсчетам Economist, подобная модель в российской столице обходится в среднем в 34 тыс. долларов, в то время как, например, в Лондоне – в районе 30 тыс. долларов. А содержание машины в Москве за три года, по мнению британских экономистов, составляет приблизительно 17 тыс. долларов, притом что в Нью-Йорке эта сумма колеблется на уровне 11 тыс. В целом же по дороговизне владения автомобилем Москва занимает восьмое место среди мегаполисов планеты, хуже дела обстоят лишь в Шанхае, Сан-Паулу, Дели и четырех других городах (см. график).

В Америке – вдвое меньше

О том, что в России приобретать и содержать автомобиль дороже, говорят не только британские аналитики. Недавно свои расчеты в этой области представила одна из ведущих мировых консалтинговых компаний PricewaterhouseCoopers. По ее данным, в России содержание автомобиля примерно на 40% выше, чем в США. Согласно PwC, стоимость нового автомобиля в США (класса Volkswagen Golf) обойдется в пересчете на российскую валюту в 716 тыс. рублей, в России – в 744 тыс. А если принять во внимание расходы на налоги, страхование, проценты по кредиту, цены на топливо, то разница станет еще больше: годовое содержание машины в нашей стране обойдется в 304 тыс. рублей, в то время как в США – всего в 223 тыс.

Впрочем, чтобы понять, что новые автомобили в России стоят существенно дороже, не обязательно проводить сложные экономические исследования. Достаточно зайти на официальные сайты, например, американских автодилеров. В Соединенных Штатах, скажем, кроссовер Suzuki Grand Vitara предлагается менее чем за 20 тыс. долларов, то есть в полтора раза дешевле, чем у нас (в России эта машина стоит как минимум 1 млн рублей, или более 30 тыс. долларов). Но особенно впечатляет разница в цене в сегменте премиальных автомобилей: новый внедорожник BMW Х5 в американских шоу-румах можно найти за 47,5 тыс. долларов (3-литровая версия xDrive35i), в то время как в России за такую же машину нужно выложить не менее 2,9 млн рублей, или 92 тыс. долларов. То есть, почти вдвое больше!

Разница между Россией и европейскими странами не столь существенна, но все же она есть. Например, в Германии BMW 7-й серии в топовой удлиненной версии (760Li) предлагается за 138,8 тыс. евро (5,6 млн рублей), в России же он ровно на миллион дороже (6,6 млн). Во Франции Audi A8 (290-сильная модификация 3.0 TFSI quattro) предлагается за 86,5 тыс. евро (3,5 млн рублей), а для россиян ее цена составляет 3,9 млн рублей.

Мнение профессионала

Любомир Найман, руководитель марки Skoda в России

Ситуация, когда в России цены на новые автомобили выше, чем на других развитых рынках, чаще всего касается компаний, которые реализуют автомобили зарубежного производства, полностью импортируемые, либо осуществляют контрактную сборку продукции. Ценовое различие в данном случае обусловлено высоким налогом на добавочную стоимость, утилизационным сбором, транспортными расходами, тарифами и торговыми пошлинами. Соответственно, локальное производство полного цикла позволяет снизить конечную стоимость автомобиля. Ключевую роль локальной сборки марка Skoda осознала давно и уже с 2007 г. успешно производит автомобили в России. Сегодня у нас две освоенные площадки – в Калуге и в Нижнем Новгороде, где мы производим три модели, а в 2014 г. их станет уже четыре. Это позволяет обеспечить привлекательное предложение для российских клиентов. Стоимость новой Skoda Octavia, например, в России существенно ниже, чем в Европе: если в Германии стартовая цена составляет 15 990 евро (около 697 тыс. рублей), то в России модель продается по цене от 589 тыс. рублей. Вместе с тем ценовые предложения ряда производителей на автомобили локальной сборки зачастую все же выше, чем за рубежом, что объясняется необходимостью окупать инвестиции в строительство новых заводов и развитие локальных мощностей.

Впрочем, справедливости ради следует отметить, что в некоторых случаях цены на новые машины в Европе могут быть даже выше, чем в России. Это касается в первую очередь бюджетных моделей. Например, во Франции Peugeot 308 в топовой версии Allure (с мотором 1,6 л и 120 л.с. и механической коробкой передач) предлагается за 23,8 тыс. евро (961 тыс. рублей). У российских дилеров машина в такой же комплектации сейчас предлагается на 20% дешевле – за 790 тыс. рублей.

Но если начальные цены в Старом Свете могут быть и выше, то многие составляющие расходов на содержание машин там оказываются дешевле. В первую очередь, это процентные ставки по кредитам. Российская ставка, начинающаяся от 14–15% годовых, не идет ни в какое сравнение с европейскими (4–5%) и уж тем более с американскими (всего 2–3%). Не в пользу россиян и стоимость страховых полисов. В Германии страховка типа каско для автовладельца со стажем может обойтись в 600 евро в год, у нас эта сумма получится в полтора-два раза выше. Что касается обслуживания автомобиля, то в среднем за ТО модели среднего класса в массовом сегменте официальный дилер в Германии попросит 500–700 евро, то есть даже больше, чем в российских авторизованных сервис-центрах. Однако в небольших ремонтных мастерских базовые работы по обслуживанию машины в Германии можно произвести за 30–50 евро, при этом вы можете быть уверены, что вам не “впарят” (как в наших “гаражах”) бракованные или бэушные запчасти и контрафактные расходные материалы и мастер сделает все правильно, а не так, что потом в любой момент машина может встать посреди дороги.
Наконец, в Европе более демократичные цены на парковку, если, конечно, речь идет не об уличной стоянке (где цены могут достигать более 20 евро в сутки), а о возможности ставить машину около своего дома. Как правило, стоимость аренды парковочного места в жилых комплексах среднего класса включается в счет за квартиру и в той же Германии может составлять всего евро в сутки, или 30 евро в месяц. Это существенно меньше, чем платные парковки в жилых кварталах в Москве, где ежемесячная плата редко бывает ниже 3000 рублей.

Потенциал снижения

Почему же в России иметь в собственности авто получается дороже? И это притом, что российские зарплаты, мягко говоря, заметно ниже европейских и американских. В отношении США столь существенную разницу в ценах на новые автомобили производители объясняют тем, что общие объемы продаж машин в Америке почти в пять раз больше, чем в России, поэтому продавцы могут зарабатывать на обороте. Не стоит забывать и про высокие таможенные пошлины, введенные РФ на импортируемые авто, – они составляют 25–30% первоначальной цены ввозимой машины. Дополнительные траты продавцы несут и на логистику – доставку автомобилей в Россию с заводов, подчас расположенных на других континентах планеты. Если же говорить не о ввозимых, а выпускаемых в нашей стране иномарках, то завышенная по сравнению с заграницей цена оправдывается производителями необходимостью окупать вложенные в российские заводы средства.

Что же касается обслуживания, то тут разница в цене еще менее оправданна. Начать с того, что автопроизводители подчас устанавливают в России укороченные сроки межсервисных пробегов. Например, в Европе нередки случаи, когда автомобиль может приезжать на сервис после 20 тыс. и даже 25 тыс. км пробега. Но в нашей стране компании назначают обязательный визит в сервисный центр через каждые 10–15 тыс. км. Они объясняют это “тяжелыми российскими условиями”, однако даже при условии плохих дорог и не всегда качественного бензина, думается, межсервисный интервал мог бы не отличаться столь значительно.

Мнение профессионала

Дмитрий Астрахан, менеджер по корпоративным продажам и автомобилям с пробегом “Jaguar Land Rover Россия”

Чтобы осуществить анализ реальной стоимости владения автомобилем на российском рынке, необходим более полный объем исходной информации, нежели тот, которым сейчас располагают специалисты. Дело в том, что на государственном уровне пока не запущен механизм учета стоимости продажи новых и подержанных машин, и, соответственно, нет возможности объективно оценить стоимость на вторичном рынке той или иной модели. А без учета этого важнейшего параметра любая попытка подсчитать стоимость владения автомобилем будет иметь значительную погрешность. Что же касается вопроса о покупке машин или запчастей за рубежом, где цены могут быть немного ниже, то, несомненно, есть клиенты, которые умеют и способны совершать такие приобретения. Однако для большинства автовладельцев, к тому же не располагающих подобными возможностями, важными факторами являются скорость исполнения заказа, гарантия продавца и защита потребителя автопроизводителем и законом.

Завышены в России и цены на запчасти. Продавцы автомобильных комплектующих констатируют, что, например, лампочки, которые в США стоят 10 долларов, у официальных дилеров в России продаются вчетверо дороже! А цены на более серьезные детали могут отличаться еще более существенно.

По мнению экспертов, потенциал для снижения стоимости владения автомобилями в России есть. В частности, можно разрешить (как это принято на многих развитых рынках) поставлять запчасти и другие комплектующие независимым импортерам. Есть также куда снижать цены и на автомобильные страховки, не говоря уже о ставках на кредиты. Словом, государство и бизнес в состоянии найти рычаги, благодаря которым цены и тарифы, применяемые на автомобильном рынке, могут быть уменьшены. Кстати, им самим это будет выгодно, ведь снижение стоимости владения авто станет мощным стимулом для развития всей российской автомобильной отрасли и смежных с ней рынков услуг. 

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9