Насколько подорожают новые автомобили в ближайшее время? Вопрос не праздный: именно ценовой фактор во многом будет определять развитие рынка в 2015 г. Уже сейчас ясно, что лучше всего сдерживать рост цен получится на автомобили, производимые в России
Рухнувший курс рубля заставил вздрогнуть российский автомобильный рынок. За последний год национальная валюта обесценилась более чем на треть, что вынудило продавцов многих товаров переписывать ценники в сторону более крупных цифр. Неизбежно растут цены и на автомобили.
Согласно данным компании «Автостат», уже к концу осени 2014 г. сразу 24 автомобильных марки пересмотрели в России свою ценовую политику в сторону увеличения. Однако до сих пор повышение цен нельзя было назвать значительным – о том, чтобы в строгом соответствии с курсом рубля поднять цены на треть, пока и речи не идет. Некоторые премиальные бренды подняли свои цены на 10%, на 5–7% увеличили стоимость своих машин бюджетные марки.
Впрочем, в 2015 г. подорожание автомобилей продолжится. Аналитики говорят о том, что первая волна роста цен может случиться в феврале, после того как закончатся новогодние акции. Вторая скорее всего придется на весну, когда складские запасы машин прошлого модельного года окончательно закончатся и на рынок начнут поступать авто, закупленные по новым ценам.
Стоит отметить, что все последние годы ценовые показатели на российском автомобильном рынке растут: за минувшие семь лет средняя цена нового автомобиля увеличилась почти в два раза – с 498 тыс. рублей в 2007 г. до 993 тыс. рублей в 2014 г. (график 1). При этом самым дорогим брендом у нас остается Mercedes-Benz – средняя цена его моделей составляет 3,6 млн рублей. При этом самая доступная марка отнюдь не отечественная Lada – это корейская Daewoo со средней розничной стоимостью 396 тыс. рублей (график 2).
Какие из брендов в новом году покажут максимальный ценовой рост? Однозначно можно прогнозировать, что выше всего взлетят цены на импортируемые автомобили. Например, специалисты «Автостата» прочат их повышение на 20–25%. А вот те машины, которые производятся на территории России, подорожают не так существенно. Тот же «Автостат» прогнозирует, что иномарки, собираемые в нашей стране, вырастут в цене на 10–15%. При этом традиционные российские бренды, прежде всего Lada, и вовсе уложатся в 10-процентный предел подорожания.
Связано это в первую очередь с уровнем локализации производства. У традиционных российских производителей она исторически высокая: АвтоВАЗ заявляет, что на сегодня 80% комплектующих для своих машин компания закупает в России.
Подтягиваются к этой планке и выпускаемые в России иномарки, ведь наше законодательство обещает льготы тем производителям, которые в максимальной степени используют местные комплектующие. Так что средний уровень локализации у иностранных автокомпаний сейчас уже достаточно высок – он находится на уровне 45%. Разумеется, есть среди них свои рекордсмены: например, производство ветерана российской сборки Renault Logan локализовано уже на 75%, а самого популярного бюджетного кроссовера Renault Duster – на 66%. Корейский Hyundai заявляет, что производство его продукции на предприятии под Питером локализовано почти на 50%. По Ford Focus, выпускаемому во Всеволожске, этот показатель равен 30%. Чуть хуже обстоят дела с Toyota: заявлено, что степень локализации производства этих японских машин в России составляет примерно 20%, хотя у еще одной японской марки, Mitsubishi, уровень локализации производства под Калугой модели Outlander и того меньше – всего 10%.
Словом, в ценовой борьбе выиграет тот, кто смог в максимальной степени наладить сборку машин из российских комплектующих, которым не так страшны колебания курсов валют. Кстати, производимые в России авто уже и так занимают существенную долю рынка: по последним оценкам, она уже превысила отметку 70%.
При этом иностранные и российские автозаводы в стране в среднем загружены менее чем на 60% от своего потенциала. Наблюдатели говорят о том, что в России на уже существующих производственных мощностях вполне можно выпускать более 3 млн автомобилей в год, то есть с лихвой покрывать весь спрос на новые машины!
Да, существуют премиальные марки, объемы продаж которых в России в штучном выражении невелики и которым нет смысла открывать в нашей стране свои производства. К тому же, скорее всего, модели премиум-брендов в России будут покупать и с 25-процентным подорожанием. А вот что касается массовых автомобильных марок, то тут явно на высоте оказываются те, кто успел открыть на российской территории собственные производственные мощности.
Посмотрим, какие марки уходят из России. В 2014 г. наш рынок покинули SEAT, Dodge, Luxgen. Как раз те, кто не смог наладить в России свое массовое производство. Поговаривают, что в очереди на выход и Fiat, который в свое время поссорился с российским партнером – компанией Sollers, и теперь продажи этих итальянских машин у нас сокращаются.
Ну а чистым импортерам придется волей-неволей повышать цены на свою продукцию. Хотя, наблюдая за тем, что все-таки цены на премиальные авто не выросли на треть (то есть на столько же, на сколько упал рубль), можно предположить, что работающие в России иностранные компании все же имеют возможность затянуть пояса и получать менее высокую прибыль.
Вполне вероятно, что ключевые участники рынка в новом году согласятся уменьшать свою маржу в обмен на то, чтобы сохранить свои позиции на рынке. Ведь все убеждены, что с таким низким уровнем автомобилизации населения, как у нас, в долгосрочной перспективе продажи новых машин в России все равно будут расти. И выиграет тот, кто сейчас согласится потерпеть, не станет резко повышать цены, но зато через год-два с лихвой окупит свои убытки.