Продажи новых мотоциклов в РФ, тыс. ед.Продажи новых мотоциклов в США, тыс. ед.

С приходом весны владельцы мототехники расчехляют свои байки, оглашая окрестности ревом моторов. Нынешний сезон в России обещает стать особенным: эксперты полагают, что продажи мотоциклов в стране установят рекорд в новейшей истории. В частности, прогнозируется, что по итогам нынешнего года в стране будет продано 18–20 тыс. новых мотоциклов, что на 20–30% больше, чем прошлом году, и в несколько раз превысит показатели начала 2000-х, когда на российском рынке продавалось в лучшем случае 6000–8000 новых мотоциклов в год (см. график). В чем же причина такой байкерской активности?

Модно и практично

Наверное, нужно оговориться, что в свое время продажи мотоциклов у нас в стране были просто огромными и во много раз превышали объемы сбыта автомобилей. Речь идет о временах до распада СССР: вплоть до середины 80-х советская промышленность ежегодно выпускала более 1,5 млн (!) единиц мототехники.

Однако тогда мотоцикл покупали от бедности – кому не хватило денег на автомобиль или из-за невозможности купить машину – их дефицит порождал очереди на годы, причем даже попасть в заветный список на своем предприятии было непросто: в него включали лишь ударников труда, активистов, профсоюзных деятелей и т.п. Зато с бурным ростом автомобильного рынка спрос на мотоциклы, как на менее удобный вид транспорта, рухнул – среднестатистический российский потребитель перестал видеть смысл в передвижении на двух колесах, когда появилась возможность ездить на четырех, да к тому же и под крышей.

Но сегодня мототехника в России снова “на коне”: рынок растет минимум на 20–30% в год, и некоторые его участники даже не успевают завозить в салоны новые партии машин. Более того, есть примеры, когда в условиях стагнации и падения автомобильного рынка владельцы автосалонов всерьез подумывают о переориентации своей деятельности на мотоциклетный бизнес, который, по мнению многих, является более перспективным, нежели продажи автомобилей.

Мнение профессионала

Олег Григорян, генеральный директор компании “Квадро Лидер” (продажа и обслуживание мототехники)

Можно говорить о том, что вместе с ростом рынка мототехники происходит и серьезная трансформация связанных с этим бизнесом дилерских сетей. Еще до 2012 г. многие автохолдинги открывали отделы продаж мотоциклов и квадроциклов, но “матричный” подход к продаже мототехники по аналогии с автомобилями не давал желаемых результатов. В итоге убыточное направление всегда держали в “черном теле”, не давая возможности реализации потенциала персоналу, а зачастую просто комплектовали это направление сотрудниками по остаточному принципу. Сейчас же появляется все больше независимых компаний, специализирующихся исключительно на продаже и обслуживании мототехники. И они делают это успешнее, чем мотоотделы автосалонов. Например, работают в сотрудничестве и гибко подстраиваются под запросы всевозможных клубов любителей мотоциклов, квадроциклов, трициклов, скутеров, которые растут буквально как грибы после дождя. На волне этого интереса умелыми продавцами разрабатываются специальные маркетинговые методы, так называемые “воронки продаж”, которые вовлекают все больше и больше пользователей.

Ключевых факторов роста бурного спроса на мототехнику в России несколько. Во-первых, крупные города все больше задыхаются от автомобильных пробок, и мотоцикл в летнее время становится действительно более эффективным средством передвижения по мегаполису. Во-вторых, у людей появились деньги. Многим по карману в дополнение к автомобилю приобрести еще и мотоцикл. В-третьих, иметь мотоцикл стало модно: мощный, сверкающий хромовыми деталями байк – это уже атрибут имиджа успешного человека с активной жизненной позицией. К тому же с помощью мотоцикла (а также квадроцикла или снегохода) можно весело проводить досуг в компании единомышленников.

Китайцы и другие

Росту популярности мотоциклов способствует и растущее многообразие этой техники – сегодня можно выбрать модель на любой вкус и кошелек. Самыми доступными являются так называемые легкие мотоциклы с объемом двигателя от 50 до 200 куб. см. Показательно, что в этом сегменте в последние годы лидирующие позиции прочно заняли “китайцы” – двухколесные машины с шильдиками Lifan, Zongshen и др. можно приобрести всего за 50–100 тыс. рублей. Цены на серьезную мототехнику с двигателями от 500 куб. см начинаются уже с 300 тыс. рублей, и тут правят бал признанные мировые бренды, и прежде всего “японцы” – Yamaha, Honda, Suzuki, Kawasaki. Из европейских марок наиболее удачно развивает свои позиции немецкая BMW. Что касается американцев, здесь по-прежнему силен легендарный Harley-Davidson. При этом в численном выражении китайцы уже доминируют: легким мотоциклам принадлежит приблизительно две трети всего рынка, в то время как емкость рынка серьезных байков оценивается в 6000–7000 единиц в год.

Интересный момент: вместе с общим ростом рынка в последнее время наметилось оживление в области производства мотоциклов на территории России. Конечно, пока о возрождении былых объемов гигантов советской промышленности сейчас не может быть и речи. Из ключевых производителей советских мотоциклов на плаву сейчас остался лишь Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) в Свердловской области, продолжающий выпускать мотоциклы “Урал”. Причем парадоксальным образом эти машины сегодня ориентированы на экспорт. Заводу удалось найти свою нишу на мировом рынке: тяжелые мотоциклы с коляской с полным приводом (с приводом на колесо коляски). В результате “Уралы” продаются сейчас во многих странах мира, включая США, где их приобретают даже звезды Голливуда. В России же уральские мотоциклы оказались недешевы, и люди предпочитают вместо них покупать байки зарубежных марок.

Мнение профессионала

Аркадий Шматов, директор сервисного центра компании “Аркан” (системы безопасности для авто- и мототехники)

Сегодня большой проблемой для владельцев мотоциклов является то, что страховые компании неохотно работают по данному типу техники. Связано это с тем, что мотоциклы действительно часто подвержены угонам, а также оказываются в авариях. По статистике, мотоциклист попадает в ДТП в среднем один раз в год, а ремонт только пластика у официального дилера серьезного японского, немецкого или итальянского бренда обходится не меньше чем в пару тысяч долларов. Что же касается средств защиты, то до недавнего времени на рынке было не так много предложений по противоугонным устройствам для мототехники. Однако сейчас эта ситуация меняется: видя спрос, все больше компаний предлагает интересные сервисы. Некоторые из них помимо охраны даже предусматривают помощь мотоциклисту в возможном ДТП: в случае аварии (сильного удара) оператор компании примет сигнал тревоги и, если не сможет дозвониться до клиента, вышлет пострадавшему помощь.

В остальном же производство мототехники в России связано с ввозом китайских комплектующих и сборкой их на мощностях российских предприятий. По такой схеме ныне работают завод имени Дегтярева (ЗиД, город Ковров Владимирской области), “Балтмоторс” в Калининграде, а также российская компания Stels, которая имеет два сборочных предприятия по выпуску мотоциклов и квадроциклов – в Брянской области и в Краснодарском крае. Пока общий объем выпуска мотоциклов такими компаниями исчисляется тысячами в год, но в ближайшем будущем они рассчитывают на многократное увеличение объемов выпуска своей продукции.

Тормоза развития

Вместе с тем наряду с бурным ростом мотоциклетного рынка на пути его развития в России есть и серьезные преграды. Прежде всего, это климатический фактор, с которым ничего сделать нельзя (нынешний сезон, открытый мотоциклистами чуть ли не в марте, скорее исключение из правил, и на него ориентироваться не стоит). А вот проблема, которую можно и нужно решать, – это вопрос безопасности на дорогах. Сложно спорить с тем, что ездить на мотоцикле по России куда менее безопасно, чем в развитых странах. И причины тут традиционно наши: дураки и дороги. К сожалению, большинство автовладельцев до конца не понимает, что невежливость и невнимательность в отношении мотоциклиста на дороге может обернуться для последнего серьезной травмой, а то и вовсе увечьем или гибелью. Большую опасность для мотоциклистов также представляют ямы и колдобины на российских трассах.

Другая проблема для владельцев мотоциклов (особенно недешевых) – их многочисленные кражи и угоны. И тут есть немало вопросов к представителям страхового бизнеса, который еще далек от того, чтобы повернуться к мотоциклистам лицом. Многие из последних жалуются на завышенные тарифы и невыгодные условия страхования байкеров.

Похоже, до тех пор, пока рынок мотоциклов не станет в России действительно массовым, владельцы этой техники неизбежно будут чувствовать себя ущемленными как на дорогах, так и в отношении различных сервисов. Но с ростом парка двухколесных машин эта ситуация должна меняться. Кстати, например, в Париже все знают, что если кто-либо, будучи за рулем автомобиля, сделает недружественный маневр в отношении мотоциклиста, то ему вполне “заслуженно” могут оторвать зеркало или оставить на кузове глубокую царапину. Надеемся, в России мотоциклистам не придется таким образом отстаивать свое право на вежливое отношение со стороны других участников дорожного движения (как, впрочем, и наоборот). Бизнес же сам должен понять открывающиеся возможности развития рынка мототехники. 

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9