С приходом весны владельцы мототехники расчехляют свои байки, оглашая окрестности ревом моторов. Нынешний сезон в России обещает стать особенным: эксперты полагают, что продажи мотоциклов в стране установят рекорд в новейшей истории. В частности, прогнозируется, что по итогам нынешнего года в стране будет продано 18–20 тыс. новых мотоциклов, что на 20–30% больше, чем прошлом году, и в несколько раз превысит показатели начала 2000-х, когда на российском рынке продавалось в лучшем случае 6000–8000 новых мотоциклов в год (см. график). В чем же причина такой байкерской активности?
Наверное, нужно оговориться, что в свое время продажи мотоциклов у нас в стране были просто огромными и во много раз превышали объемы сбыта автомобилей. Речь идет о временах до распада СССР: вплоть до середины 80-х советская промышленность ежегодно выпускала более 1,5 млн (!) единиц мототехники.
Однако тогда мотоцикл покупали от бедности – кому не хватило денег на автомобиль или из-за невозможности купить машину – их дефицит порождал очереди на годы, причем даже попасть в заветный список на своем предприятии было непросто: в него включали лишь ударников труда, активистов, профсоюзных деятелей и т.п. Зато с бурным ростом автомобильного рынка спрос на мотоциклы, как на менее удобный вид транспорта, рухнул – среднестатистический российский потребитель перестал видеть смысл в передвижении на двух колесах, когда появилась возможность ездить на четырех, да к тому же и под крышей.
Но сегодня мототехника в России снова “на коне”: рынок растет минимум на 20–30% в год, и некоторые его участники даже не успевают завозить в салоны новые партии машин. Более того, есть примеры, когда в условиях стагнации и падения автомобильного рынка владельцы автосалонов всерьез подумывают о переориентации своей деятельности на мотоциклетный бизнес, который, по мнению многих, является более перспективным, нежели продажи автомобилей.
Ключевых факторов роста бурного спроса на мототехнику в России несколько. Во-первых, крупные города все больше задыхаются от автомобильных пробок, и мотоцикл в летнее время становится действительно более эффективным средством передвижения по мегаполису. Во-вторых, у людей появились деньги. Многим по карману в дополнение к автомобилю приобрести еще и мотоцикл. В-третьих, иметь мотоцикл стало модно: мощный, сверкающий хромовыми деталями байк – это уже атрибут имиджа успешного человека с активной жизненной позицией. К тому же с помощью мотоцикла (а также квадроцикла или снегохода) можно весело проводить досуг в компании единомышленников.
Росту популярности мотоциклов способствует и растущее многообразие этой техники – сегодня можно выбрать модель на любой вкус и кошелек. Самыми доступными являются так называемые легкие мотоциклы с объемом двигателя от 50 до 200 куб. см. Показательно, что в этом сегменте в последние годы лидирующие позиции прочно заняли “китайцы” – двухколесные машины с шильдиками Lifan, Zongshen и др. можно приобрести всего за 50–100 тыс. рублей. Цены на серьезную мототехнику с двигателями от 500 куб. см начинаются уже с 300 тыс. рублей, и тут правят бал признанные мировые бренды, и прежде всего “японцы” – Yamaha, Honda, Suzuki, Kawasaki. Из европейских марок наиболее удачно развивает свои позиции немецкая BMW. Что касается американцев, здесь по-прежнему силен легендарный Harley-Davidson. При этом в численном выражении китайцы уже доминируют: легким мотоциклам принадлежит приблизительно две трети всего рынка, в то время как емкость рынка серьезных байков оценивается в 6000–7000 единиц в год.
Интересный момент: вместе с общим ростом рынка в последнее время наметилось оживление в области производства мотоциклов на территории России. Конечно, пока о возрождении былых объемов гигантов советской промышленности сейчас не может быть и речи. Из ключевых производителей советских мотоциклов на плаву сейчас остался лишь Ирбитский мотоциклетный завод (ИМЗ) в Свердловской области, продолжающий выпускать мотоциклы “Урал”. Причем парадоксальным образом эти машины сегодня ориентированы на экспорт. Заводу удалось найти свою нишу на мировом рынке: тяжелые мотоциклы с коляской с полным приводом (с приводом на колесо коляски). В результате “Уралы” продаются сейчас во многих странах мира, включая США, где их приобретают даже звезды Голливуда. В России же уральские мотоциклы оказались недешевы, и люди предпочитают вместо них покупать байки зарубежных марок.
В остальном же производство мототехники в России связано с ввозом китайских комплектующих и сборкой их на мощностях российских предприятий. По такой схеме ныне работают завод имени Дегтярева (ЗиД, город Ковров Владимирской области), “Балтмоторс” в Калининграде, а также российская компания Stels, которая имеет два сборочных предприятия по выпуску мотоциклов и квадроциклов – в Брянской области и в Краснодарском крае. Пока общий объем выпуска мотоциклов такими компаниями исчисляется тысячами в год, но в ближайшем будущем они рассчитывают на многократное увеличение объемов выпуска своей продукции.
Вместе с тем наряду с бурным ростом мотоциклетного рынка на пути его развития в России есть и серьезные преграды. Прежде всего, это климатический фактор, с которым ничего сделать нельзя (нынешний сезон, открытый мотоциклистами чуть ли не в марте, скорее исключение из правил, и на него ориентироваться не стоит). А вот проблема, которую можно и нужно решать, – это вопрос безопасности на дорогах. Сложно спорить с тем, что ездить на мотоцикле по России куда менее безопасно, чем в развитых странах. И причины тут традиционно наши: дураки и дороги. К сожалению, большинство автовладельцев до конца не понимает, что невежливость и невнимательность в отношении мотоциклиста на дороге может обернуться для последнего серьезной травмой, а то и вовсе увечьем или гибелью. Большую опасность для мотоциклистов также представляют ямы и колдобины на российских трассах.
Другая проблема для владельцев мотоциклов (особенно недешевых) – их многочисленные кражи и угоны. И тут есть немало вопросов к представителям страхового бизнеса, который еще далек от того, чтобы повернуться к мотоциклистам лицом. Многие из последних жалуются на завышенные тарифы и невыгодные условия страхования байкеров.
Похоже, до тех пор, пока рынок мотоциклов не станет в России действительно массовым, владельцы этой техники неизбежно будут чувствовать себя ущемленными как на дорогах, так и в отношении различных сервисов. Но с ростом парка двухколесных машин эта ситуация должна меняться. Кстати, например, в Париже все знают, что если кто-либо, будучи за рулем автомобиля, сделает недружественный маневр в отношении мотоциклиста, то ему вполне “заслуженно” могут оторвать зеркало или оставить на кузове глубокую царапину. Надеемся, в России мотоциклистам не придется таким образом отстаивать свое право на вежливое отношение со стороны других участников дорожного движения (как, впрочем, и наоборот). Бизнес же сам должен понять открывающиеся возможности развития рынка мототехники.