В ОДНОЙ известной рекламе утверждается, что двойной контроль – это очень хорошо. Жизнь, во всяком случае, российская, позволяет утверждать обратное. Хочешь, чтобы ответственного было не сыскать – поставь контролировать процесс одновременно двух людей.
Те, кто любит дискутировать с сотрудниками ГИБДД о смысле жизни, причинах правонарушений и полном отсутствии элементарной логики в установке отдельных дорожных указателей, наверняка слышали такую фразу: “Мы за знаки не отвечаем. Наше дело – следить за тем, чтобы водители не нарушали их требований”. Или, как говорили раньше, “я человек маленький”.
Так вот, это неправда. Сотрудники ГИБДД отвечают и за знаки, и за разметку, и за ни к месту “лежащих полицейских”. Правда, спросить с них непросто. Но можно.
ПОНЯТНО, что и знаки, и разметка появляются на дороге не просто так. Весь процесс жестко регламентирован государственными стандартами, в которых все расписано до мелочей. Например, ГОСТ не позволяет “одним махом” ограничивать скорость с 90 км/ч до 50 км/ч. Допускается исключительно ступенчатое ограничение, с максимальным шагом в 20 км/ч. То есть сначала идет знак “70”, и только потом, в 100-150 метрах за ним – “50”. Все эти тонкости должны быть учтены еще на стадии подготовки проекта дороги. Его делает строительная организация. А утверждает отдел ГИБДД, которому впоследствии придется на этой дороге работать. Без визы соответствующего милицейского чина строители не имеют право расставлять знаки, наносить разметку и прибивать гвоздями к асфальту бугры резиновых “полицейских”. Впоследствии жизнь вносит коррективы. Например, выясняется, что автомобили, несмотря на все ГОСТы, бьются на определенном участке нестандартно часто. Тогда ГИБДД вправе вынести предписание об установке дополнительного знака (притом что четких критериев понятия “повышенной аварийности” не существует).
Однако эта схема не дает ответа на вопрос – почему на дорогах так много несуразицы: бестолковых знаков, противоречащей им разметки и искусственных неровностей, больше напоминающих противотанковые надолбы.
“НАСТАВЛЕНИЕ по работе дорожнопатрульной службы” вменяет в обязанность инспекторам “контролировать содержание в исправном и безопасном для движения состоянии улиц, дорог и дорожных сооружений”.
Знаки-разметка, понятно, входят в число объектов интереса инспекторов – хотят они того или нет. Что это означает на практике, “Клаксону” рассказал командир роты одного из московских подразделений ГИБДД: “Я, как и любой другой инспектор, обязан доложить в дежурную часть обо всех проблемах, встретившихся по дороге, будь то закрытый листвой деревьев дорожный знак, провал в асфальте или забытый строителями указатель. Что могу – исправлю сам”. Инспектор не обязан с линейкой измерять, соответствует ли “лежачий полицейский” ГОСТу (по нормативам, максимально допустимая высота препятствия – всего семь сантиметров), однако может вызывать на место представителей отдела по организации дорожного движения – своих коллег, имеющих полный комплекс необходимого диагностического оборудования. Зафиксировав факт несоответствия установленным требованиям, инспекторы пишут предписание дорожникам – те обязаны их исполнить. Другое дело, как признался корреспонденту “Клаксона” руководитель одного из подразделений ГИБДД, отделы по организации дорожного движения комплектуются по остаточному принципу, людей в них катастрофически не хватает (“у меня он состоит из двух человек — начальник и один подчиненный”), а потому сотрудники не то что не успевают совершать предписанные рейды – зашиваются обрабатывать уже поступившие сигналы.
Кроме того, ни в одном документе не прописано, насколько тщательно инспекторы должны следить за состоянием дорог. По сути, привлечь сотрудника ГИБДД за нерадивость можно только в одном случае – если будет доказано, что он заметил “неправильный знак”, но ничего не сделал, что в конечном итоге привело к аварии. Но и в этом пиковом варианте нерадивому работнику грозят только меры дисциплинарного воздействия – выговор или лишение премии.
Кроме того, как знают водители, противоречия в показаниях знаков и разметки или их несоответствие реальной дорожной обстановке – прекрасный повод для остановки.
“Как же, Иван Сергеевич, вы не заметили знака “40”? – говорит лейтенант, и вы понимаете, что парень с удовольствием бы вас отпустил, он понимает всю абсурдность ситуации, но закон есть закон.
Организации, ответственные за состояние дорог, также обязаны следить за их соответствием установленным нормативам, однако, как признают в Росавтодоре, четкого регламента, как часто должен осуществляться контроль, нет. Что же остается? Как это ни странно, жаловаться.
НАЧАЛЬНИК отдела организации и координации деятельности дорожной инспекции Департамента ОБДД МВД России полковник милиции Сергей Соболев признает – контроль за состоянием дорог, знаков и разметки инспектора ведут постоянно, однако “за всем уследить невозможно”.
Но выход существует. У каждого гражданина, не обязательно даже автовладельца, есть право обратиться к начальнику местного отделения ГИБДД и пожаловаться на некорректный дорожный знак, линию разметки или размеры “лежачего полицейского”. Или, наоборот, – вы вправе настаивать на том, чтобы у вашего дома появился светофор, а рядом со школой – указатель “Дети”. И не важно, сколько подписей стоит под заявлением – одна или десять. Если из документа точно понятно, кто на что жалуется, и указаны координаты места, о котором идет речь, вам обязаны мотивированно ответить. Провести проверку и объяснить, следует удовлетворить вашу просьбу или нет. В некоторых подразделениях жалобы принимают даже через Интернет, однако надежнее отправить ее заказным письмом или лично отнести в канцелярию. Ответ, согласно Закону “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, должен быть дан в течение месяца.
Понятно, что “строчить жалобы” многие считают ниже своего достоинства. Но пока утопающие не имеют другого выхода, кроме как самим спасать себя.
Что нам должен “лежачий полицейский”?
Согласно ГОСТу, искусственная неровность должна быть обозначена соответствующим знаком, отмечена полосами световозвращающей ленты (не менее 15 процентов от площади), находиться на освещенном участке дороги и иметь высоту не более семи сантиметров.
Михаил БЛИНКИН, научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства:
К сожалению, в российском законодательстве четко не прописано, кто несет полную ответственность за состояние дорог, разметки и знаков. Поэтому, когда мы обращаемся к дорожникам, те кивают на ГИБДД. Звоним инспекторам – они валят все на дорожников. Но проблема не только в разграничении ответственности. В стране отсутствует современная культура организации дорожного движения. Да, есть ГОСТы, разработанные в те годы, когда в Москве на тысячу жителей приходилось 50 автомобилей. В то время поручить расставлять знаки можно было доверить любому – хоть дирижеру симфонического оркестра. Сегодня автомобиль имеет каждый третий житель столицы, и доверять организацию движения нельзя ни строительным организациям, ни генералам ГИБДД. За рубежом этим занимаются профессиональные инженеры, имеющие профильное образование. Они способны рассматривать проблемы в комплексе. Потому и получается, что в Европе в населенных пунктах ограничение скорости “50”, все его соблюдают, и пробки – редкость. У нас можно разогнаться до 120 километров в час, чтобы через пять минут намертво встать на полчаса. Кроме того, и дорожная инспекция контролирует ситуацию не там, где надо, а где выгодно. Вас с высокой долей вероятности остановят на широченной трассе за превышение знака “60” и никогда – на территориях, отмеченных указателем “Жилая зона”, притом что лихачество во дворах гораздо опаснее.