ВСЕГО в 2009 году в России было реализовано 1.465.917 новых автомобилей, включая отечественные марки и коммерческий транспорт, – это на 49% меньше, чем годом ранее. Причем на легковые машины иностранных брендов пришлось 68% сбыта.
Как и предполагалось, больше всего просели японские компании. Связано это в первую очередь с разницей курсов валют – относительно иены рубль упал гораздо больше, чем относительно евро и доллара. Большинство китайских компаний тоже провалили год. Их продажи сокращались быстрее рынка в целом. Впрочем, есть и исключения (см. табл.). Меньше всего от кризиса пострадал премиумсегмент.
Еще одна тенденция года – из десятка самых успешных брендов девять имеют свои заводы в России. Что доказывает как эффективность создания новых зарубежных автопроизводств в нашей стране, так и необходимость расширять уже существующие мощности.
НА ПЕРВОМ месте “Chevrolet” с результатом 104.398 проданных автомобилей, включая “Niva”. Модель прошла модернизацию, в которой GM (ему принадлежит бренд “Chevrolet”) принимал непосредственное участие. Так что теперь “Niva” можно считать полноценным совместным автомобилем, а не российским с импортным шильдиком. Поэтому мы решили учитывать данную модель в рейтинге “Chevrolet”.
“Renault Logan” стал самой успешной иномаркой по итогам прошлого года. И по традиции – лидером среди машин класса “B”.
Самая популярная в России модель класса “А” в 2009 году – “Daewoo Matiz”.
Помимо “Niva” (24.520) популярностью пользовались “Lacetti” (29.362), “Lanos” (23.170) и “Aveo” (13.754).
Компания “Ford” в 2009 году реализовала на 56% меньше автомобилей, чем в 2008-м. Всего в нашей стране было куплено 82.083 “Форда”, причем, как и прежде, львиная доля пришлась на “Focus” (52.108). “Фокус” остался самой популярной моделью гольф-класса, однако лидерство среди иномарок в целом потерял, уступив пальму первенства бюджетному “Renault Logan”.
“Hyundai” откатилась на одну позицию в рейтинге продаж, реализовав 74.607 автомобилей – на 61% меньше, чем в 2008 году. Прежде всего, это связано с сокращением производства на заводе ТагАЗ, где выпускаются модели компании. Поэтому основные продажи пришлись на импортные машины. Так, самой популярной стала модель “Hyundai Getz”. Этих малолитражек было реализовано 18.560. По-прежнему высоким спросом, несмотря на возраст, пользуется кроссовер “Tucson” – 14.299.
Благодаря огромной популярности модели “Logan”, которая стала самой востребованной иномаркой 2009 года, “Renault” удалось подняться в рейтинге продаж на три строчки вверх. Всего французская компания реализовала на российском рынке 72.284 автомобиля – на 33% меньше, чем в 2008 году. “Logan” разошелся тиражом в 53.869 штук.
Еще больший рывок сделала компания “Kia” – плюс шесть позиций относительно 2008 года. Причин несколько: грамотная маркетинговая и ценовая политика, расширение модельного ряда, увеличение дилерской сети. В результате 70.088 проданных автомобилей, что всего на 20% меньше, чем в 2008-м. Для автомобилей массового сегмента это весьма достойный показатель. Среди моделей наибольшим спросом пользовались “сee’d” (18.943) и компактный внедорожник “Sportage” (13.717).
В “семейном” классе наибольшим спросом пользовался “VW Passat”.
“Ford Focus” теперь довольствуется только лидерством по сбыту в гольфклассе.
“Toyota” с результатом в 68.731 реализованный автомобиль оказалась на шестой строчке хит-парада продаж, потеряв за год три позиции. Виной тому слишком высокие цены, которые из-за разницы курсов валют (падение рубля относительно иены составило почти 55%) сделали модели компании не очень привлекательными на фоне европейских и корейских конкурентов. Неслучайно наибольшим спросом в прошлом году у наших автолюбителей пользовалась модель российской сборки – бизнес-седан “Camry”. Их было продано 16.452 штуки. “Corolla” купили 16.067 потребителей.
На седьмой строчке “Nissan” – 64.221 проданный автомобиль. Это на 56% меньше, чем в 2008 году. Лучше всего расходились кроссоверы компании “Qashqai” (13.640) и “X-Trail” (11.505).
Вопреки предположениям аналитиков “Daewoo” так и не смогла вернуть себе лидирующие позиции на российском рынке. Компания продала в нашей стране 51.414 автомобилей, что позволило подняться на строчку вверх, но в первую пятерку ей попасть не удалось. Не стали популярнее ни седан “Nexia” (28.233), ни малолитражка “Matiz” (23.181).
Сбыт “Mitsubishi” сократился на 63%. В результате компания оказалась на предпоследнем месте в хит-параде рейтинга продаж. Из 41.354 реализованных автомобилей 13.795 пришлось на последнее поколение “Lancer”.
А вот десятое место “Volkswagen” – это настоящее достижение. За год компания реализовала 39.488 автомобилей и поднялась на четыре строчки, войдя в десятку сильнейших. Среди моделей марки на первом месте по популярности “Volkswagen Passat” – всего в России было продано 9.406 этих автомобилей. На втором – “Jetta” с результатом 7.888 штук. На третьем – кроссовер “Tiguan” (7.177).
По продажам в представительском классе лидирует BMW 7-й серии.
В бизнес-классе без изменений. “Toyota Camry” уже несколько лет является наиболее востребованной моделью этого сегмента.
ТАКЖЕ в прошедшем году отмечен еще ряд интересных явлений в области сбыта автомобилей. К примеру, компания “Citroёn” практически единственная в массовом сегменте сумела увеличить свои продажи. По итогам года всего на 1%, но тем не менее. В целом продажи “Citroёn” составили 12.388 автомобилей. Результат – плюс семь строчек в рейтинге.
Как уже отмечалось, лучше всего в кризисный год чувствовали себя премиальные бренды; они же показали наименьшее падение продаж. Так, BMW сократил сбыт на 11%, реализовав 16.350 машин. У “Audi” продажи уменьшились на 12% и составили 15.009. У “Mercedes-Вenz” – на 28%, до 12.050 проданных автомобилей.
Но есть и совершенно противоположные примеры. Продажи некоторых компаний сокращаются значительно быстрее, чем рынок в целом. Скажем, сбыт у американской тройки “Dodge”, “Jeep” и “Chrysler” упал соответственно на 90%, 86% и 76%. Такое положение дел объясняется довольно просто. Эти марки и раньше не могли похвастать выдающимися результатами продаж, а после банкротства “Chrysler” потребители просто боятся покупать их машины.
Также провалило год большинство китайских автопроизводителей. Продажи BYD, “Chery” и “Great Wall” сократились соответственно на 81%, 69% и 70%. Исключение составила компания “Geely”, которую представляет в России группа “Рольф”. На ее счету 7.681 проданная машина (против 3.780 в 2008 году).
ПО МНЕНИЮ участников рынка, в 2010 году начнется постепенное восстановление рынка. Способствовать этому должны программы поддержки продаж новых машин. В частности, субсидированные госкредиты и премии за сдачу старых автомобилей в утиль.
– Мы ожидаем, что в этом году рынок составит 1,4 млн легковых автомобилей или 1,5 млн, включая легкие коммерческие модели. Этот прогноз довольно оптимистичен и исходит из того, что меры государственной поддержки будут достаточно эффективны. При этом легкое оживление рынка наступит скорее всего не раньше второй половины года, – говорит Мартин Ян, вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ.
Что касается тенденций 2010 года, то эксперты и непосредственно участники рынка сходятся во мнении, что лучше всего себя будут чувствовать по-прежнему представители премиум-сегмента. Также в выигрыше окажутся те, в чьей гамме есть доступные автомобили ценой до $13.000. Ну и, конечно же, на успех той или иной компании повлияет наличие производства в России.
Продажи зарубежных автомобилей, шт. | |||
Марка | Продажи
в 2009 году | Продажи
в 2008 году | Изменение позиции
за год |
Chevrolet | 104398 | 235466 | |
Ford | 82083 | 186828 | 2 |
Hyundai | 74607 | 192719 | –1 |
Renault | 72284 | 108070 | 3 |
Kia | 70088 | 88152 | 6 |
Toyota | 68731 | 189966 | –3 |
Nissan | 64221 | 146548 | –2 |
Daewoo | 51414 | 95510 | 1 |
Mitsubishi | 41354 | 111567 | –3 |
Volkswagen | 39488 | 50525 | 4 |
Opel | 34277 | 98800 | –3 |
Skoda | 33002 | 50733 | 1 |
Mazda | 30643 | 73271 | –1 |
Peugeot | 29748 | 48085 | 1 |
Suzuki | 25335 | 38314 | 1 |
Honda | 23222 | 89152 | –6 |
Fiat | 18100 | 26058 | |
BMW | 16350 | 18383 | 3 |
Audi | 15009 | 17076 | 4 |
Citroen | 12388 | 12245 | 7 |
Mercedes-Benz | 12050 | 16764 | 3 |
Subaru | 9598 | 21780 | –4 |
Land Rover | 9275 | 20433 | –3 |
SsangYong | 9020 | 14406 | –2 |
Geely | 7681 | 3780 | 8 |
Chance | 7344 | ||
Volvo | 6894 | 21041 | –8 |
Lexus | 6400 | 14796 | –2 |
ТагАЗ | 5187 | ||
Chery | 4914 | 15728 | –5 |
Infiniti | 4630 | 7793 | –2 |
Lifan | 2673 | 4755 | |
Great Wall | 2490 | 8324 | –5 |
Cadillac | 1529 | 1596 | 5 |
Porsche | 1266 | 1941 | 2 |
Hummer | 1123 | 679 | 7 |
BYD | 1001 | 5341 | –7 |
Jaguar | 933 | 1689 | |
Seat | 869 | 2182 | –4 |
Mini | 686 | 853 | 2 |
Dodge | 441 | 4473 | –9 |
Jeep | 416 | 2901 | –8 |
Saab | 368 | 1269 | –2 |
Chrysler | 346 | 1425 | –4 |
Alfa Romeo | 104 | 321 | |
Всего | 1003980 | 2051738 |
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ).
Самые популярные модели 2009 года | ||
Модель | Продажи, шт. | Динамика, в % |
Renault Logan | 53869 | –27 |
Ford Focus | 52108 | –44 |
Chevrolet Lacetti | 29362 | –64 |
Daewoo Nexia | 28233 | –44 |
Chevrolet Niva | 24520 | –48 |
Daewoo Matiz | 23181 | –48 |
Chevrolet Lanos | 23170 | –53 |
Opel Astra | 18952 | –53 |
Kia сee‘d | 18943 | –24 |
Hyundai Getz | 18560 | –51 |
Toyota Camry | 16452 | –41 |
Toyota Corolla | 16067 | –75 |
Chevrolet Aveo | 13754 | –52 |
Hyundai Tucson | 14299 | –33 |
Mitsubishi Lancer | 13795 | –76 |
Kia Sportage | 13717 | 106 |
Nissan Qashqai | 13640 | –57 |
Mazda 3 | 13006 | –67 |
Suzuki Grande Vitara | 12679 | –36 |
Nissan X-Trail | 11505 | –53 |