ВСЕГО в 2009 году в России было реализовано 1.465.917 новых автомобилей, включая отечественные марки и коммерческий транспорт, – это на 49% меньше, чем годом ранее. Причем на легковые машины иностранных брендов пришлось 68% сбыта.

Как и предполагалось, больше всего просели японские компании. Связано это в первую очередь с разницей курсов валют – относительно иены рубль упал гораздо больше, чем относительно евро и доллара. Большинство китайских компаний тоже провалили год. Их продажи сокращались быстрее рынка в целом. Впрочем, есть и исключения (см. табл.). Меньше всего от кризиса пострадал премиум­сегмент.

Еще одна тенденция года – из десятка самых успешных брендов девять имеют свои заводы в России. Что доказывает как эффективность создания новых зарубежных автопроизводств в нашей стране, так и необходимость расширять уже существующие мощности.

Топ-10

НА ПЕРВОМ месте “Chevrolet” с результатом 104.398 проданных автомобилей, включая “Niva”. Модель прошла модернизацию, в которой GM (ему принадлежит бренд “Chevrolet”) принимал непосредственное участие. Так что теперь “Niva” можно считать полноценным совместным автомобилем, а не российским с импортным шильдиком. Поэтому мы решили учитывать данную модель в рейтинге “Chevrolet”.

“Renault Logan” стал самой успешной иномаркой по итогам прошлого года. И по традиции – лидером среди машин класса “B”.

Самая популярная в России модель класса “А” в 2009 году – “Daewoo Matiz”.

Помимо “Niva” (24.520) популярностью пользовались “Lacetti” (29.362), “Lanos” (23.170) и “Aveo” (13.754).

Компания “Ford” в 2009 году реализовала на 56% меньше автомобилей, чем в 2008-м. Всего в нашей стране было куплено 82.083 “Форда”, причем, как и прежде, львиная доля пришлась на “Focus” (52.108). “Фокус” остался самой популярной моделью гольф-класса, однако лидерство среди иномарок в целом потерял, уступив пальму первенства бюджетному “Renault Logan”.

“Hyundai” откатилась на одну позицию в рейтинге продаж, реализовав 74.607 автомобилей – на 61% меньше, чем в 2008 году. Прежде всего, это связано с сокращением производства на заводе ТагАЗ, где выпускаются модели компании. Поэтому основные продажи пришлись на импортные машины. Так, самой популярной стала модель “Hyundai Getz”. Этих малолитражек было реализовано 18.560. По-прежнему высоким спросом, несмотря на возраст, пользуется кроссовер “Tucson” – 14.299.

Благодаря огромной популярности модели “Logan”, которая стала самой востребованной иномаркой 2009 года, “Renault” удалось подняться в рейтинге продаж на три строчки вверх. Всего французская компания реализовала на российском рынке 72.284 автомобиля – на 33% меньше, чем в 2008 году. “Logan” разошелся тиражом в 53.869 штук.

Еще больший рывок сделала компания “Kia” – плюс шесть позиций относительно 2008 года. Причин несколько: грамотная маркетинговая и ценовая политика, расширение модельного ряда, увеличение дилерской сети. В результате 70.088 проданных автомобилей, что всего на 20% меньше, чем в 2008-м. Для автомобилей массового сегмента это весьма достойный показатель. Среди моделей наибольшим спросом пользовались “сee’d” (18.943) и компактный внедорожник “Sportage” (13.717).

В “семейном” классе наибольшим спросом пользовался “VW Passat”.

“Ford Focus” теперь довольствуется только лидерством по сбыту в гольф­классе.

“Toyota” с результатом в 68.731 реализованный автомобиль оказалась на шестой строчке хит-парада продаж, потеряв за год три позиции. Виной тому слишком высокие цены, которые из-за разницы курсов валют (падение рубля относительно иены составило почти 55%) сделали модели компании не очень привлекательными на фоне европейских и корейских конкурентов. Неслучайно наибольшим спросом в прошлом году у наших автолюбителей пользовалась модель российской сборки – бизнес-седан “Camry”. Их было продано 16.452 штуки. “Corolla” купили 16.067 потребителей.

На седьмой строчке “Nissan” – 64.221 проданный автомобиль. Это на 56% меньше, чем в 2008 году. Лучше всего расходились кроссоверы компании “Qashqai” (13.640) и “X-Trail” (11.505).

Вопреки предположениям аналитиков “Daewoo” так и не смогла вернуть себе лидирующие позиции на российском рынке. Компания продала в нашей стране 51.414 автомобилей, что позволило подняться на строчку вверх, но в первую пятерку ей попасть не удалось. Не стали популярнее ни седан “Nexia” (28.233), ни малолитражка “Matiz” (23.181).

Сбыт “Mitsubishi” сократился на 63%. В результате компания оказалась на предпоследнем месте в хит-параде рейтинга продаж. Из 41.354 реализованных автомобилей 13.795 пришлось на последнее поколение “Lancer”.

А вот десятое место “Volkswagen” – это настоящее достижение. За год компания реализовала 39.488 автомобилей и поднялась на четыре строчки, войдя в десятку сильнейших. Среди моделей марки на первом месте по популярности “Volkswagen Passat” – всего в России было продано 9.406 этих автомобилей. На втором – “Jetta” с результатом 7.888 штук. На третьем – кроссовер “Tiguan” (7.177).

Взлеты и падения

По продажам в представительском классе лидирует BMW 7-й серии.

В бизнес-классе без изменений. “Toyota Camry” уже несколько лет является наиболее востребованной моделью этого сегмента.

ТАКЖЕ в прошедшем году отмечен еще ряд интересных явлений в области сбыта автомобилей. К примеру, компания “Citroёn” практически единственная в массовом сегменте сумела увеличить свои продажи. По итогам года всего на 1%, но тем не менее. В целом продажи “Citroёn” составили 12.388 автомобилей. Результат – плюс семь строчек в рейтинге.

Как уже отмечалось, лучше всего в кризисный год чувствовали себя премиальные бренды; они же показали наименьшее падение продаж. Так, BMW сократил сбыт на 11%, реализовав 16.350 машин. У “Audi” продажи уменьшились на 12% и составили 15.009. У “Mercedes-Вenz” – на 28%, до 12.050 проданных автомобилей.

Но есть и совершенно противоположные примеры. Продажи некоторых компаний сокращаются значительно быстрее, чем рынок в целом. Скажем, сбыт у американской тройки “Dodge”, “Jeep” и “Chrysler” упал соответственно на 90%, 86% и 76%. Такое положение дел объясняется довольно просто. Эти марки и раньше не могли похвастать выдающимися результатами продаж, а после банкротства “Chrysler” потребители просто боятся покупать их машины.

Также провалило год большинство китайских автопроизводителей. Продажи BYD, “Chery” и “Great Wall” сократились соответственно на 81%, 69% и 70%. Исключение составила компания “Geely”, которую представляет в России группа “Рольф”. На ее счету 7.681 проданная машина (против 3.780 в 2008 году).

Перспективы

ПО МНЕНИЮ участников рынка, в 2010 году начнется постепенное восстановление рынка. Способствовать этому должны программы поддержки продаж новых машин. В частности, субсидированные госкредиты и премии за сдачу старых автомобилей в утиль.

– Мы ожидаем, что в этом году рынок составит 1,4 млн легковых автомобилей или 1,5 млн, включая легкие коммерческие модели. Этот прогноз довольно оптимистичен и исходит из того, что меры государственной поддержки будут достаточно эффективны. При этом легкое оживление рынка наступит скорее всего не раньше второй половины года, – говорит Мартин Ян, вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ.

Что касается тенденций 2010 года, то эксперты и непосредственно участники рынка сходятся во мнении, что лучше всего себя будут чувствовать по-прежнему представители премиум-сегмента. Также в выигрыше окажутся те, в чьей гамме есть доступные автомобили ценой до $13.000. Ну и, конечно же, на успех той или иной компании повлияет наличие производства в России.

 

Продажи зарубежных автомобилей, шт.
Марка Продажи

 

в 2009 году

Продажи

 

в 2008 году

Изменение позиции

 

за год

Chevrolet 104398 235466  
Ford 82083 186828   2
Hyundai 74607 192719 –1
Renault 72284 108070   3
Kia 70088 88152   6
Toyota 68731 189966 –3
Nissan 64221 146548 –2
Daewoo 51414 95510   1
Mitsubishi 41354 111567 –3
Volkswagen 39488 50525   4
Opel 34277 98800 –3
Skoda 33002 50733   1
Mazda 30643 73271 –1
Peugeot 29748 48085   1
Suzuki 25335 38314   1
Honda 23222 89152 –6
Fiat 18100 26058  
BMW 16350 18383   3
Audi 15009 17076   4
Citroen 12388 12245   7
Mercedes-Benz 12050 16764   3
Subaru 9598 21780 –4
Land Rover 9275 20433 –3
SsangYong 9020 14406 –2
Geely 7681 3780   8
Chance 7344    
Volvo 6894 21041 –8
Lexus 6400 14796 –2
ТагАЗ 5187    
Chery 4914 15728 –5
Infiniti 4630 7793 –2
Lifan 2673 4755  
Great Wall 2490 8324 –5
Cadillac 1529 1596   5
Porsche 1266 1941   2
Hummer 1123 679   7
BYD 1001 5341 –7
Jaguar 933 1689  
Seat 869 2182 –4
Mini 686 853   2
Dodge 441 4473 –9
Jeep 416 2901 –8
Saab 368 1269 –2
Chrysler 346 1425 –4
Alfa Romeo 104 321  
Всего 1003980 2051738  

 

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ).

 

Самые популярные модели 2009 года
Модель Продажи, шт. Динамика, в %
Renault Logan 53869 –27
Ford Focus 52108 –44
Chevrolet Lacetti 29362 –64
Daewoo Nexia 28233 –44
Chevrolet Niva 24520 –48
Daewoo Matiz 23181 –48
Chevrolet Lanos 23170 –53
Opel Astra 18952 –53
Kia сee‘d 18943 –24
Hyundai Getz 18560 –51
Toyota Camry 16452 –41
Toyota Corolla 16067 –75
Chevrolet Aveo 13754 –52
Hyundai Tucson 14299 –33
Mitsubishi Lancer 13795 –76
Kia Sportage 13717 106
Nissan Qashqai 13640 –57
Mazda 3 13006 –67
Suzuki Grande Vitara 12679 –36
Nissan X-Trail 11505 –53

 

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9