Итак, скептики вновь посрамлены: вопреки их прогнозам в 2010 г. в России продано более 1,91 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, хотя даже при благоприятном раскладе аналитики рассчитывали максимум на 1,5 млн. Разница в 400 тыс. единиц существенна – по сути, это объем реализации за 2,5 месяца, если считать в среднем за год. Что же должно было случиться, чтобы подобный скачок спроса все же состоялся? И чего следует ждать теперь, в году наступившем?

Тонкости статистики

Таблица, представляющая итоги года по маркам, достаточно наглядно демонстрирует все достижения и неудачи брендов. А также их умение просчитывать на несколько ходов вперед, готовность к быстрой перестройке бизнеса и даже чрезмерную осторожность. Так, глава российского дистрибьютора Subaru рассказал нам, что год назад компания перестраховалась и заказала слишком мало машин на своих заводах. Как результат – на фоне общего 30-процентного роста рынка японская компания завершила год с минусом, хотя спрос на ее продукты был. Есть объяснения не лучшим показателям и ряда других фирм (Honda, Cadillac, Chrysler, Jaguar, Mazda). Одни из них стали заложниками потрясений в собственных концернах на глобальном уровне, у других было затишье в обновлении моделей, третьи (например, Saab) вообще ушли из России.

И наоборот, дерзкие и мобильные компании быстро адаптировались к кризисным и посткризисным условиям и даже смогли извлечь из них пользу. В частности, пока многие конкуренты размышляли, куда пойдет рынок, в KIA развили бурную деятельность (рекламная активность, маркетинговые акции, грамотная ценовая стратегия), и в сравнении с предыдущим годом этот бренд в рейтинге продаж скакнул с общего шестого места на третье. Этот случай хорошо иллюстрирует слова председателя Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (по совместительству главы российского подразделения Volvo Cars) Дэвида Томаса о том, что в России следует всегда учитывать местную специфику. В частности, такие факторы, как низкий уровень владения автомобилями в расчете на каждую тысячу жителей, а также наличие одного из самых старых парков машин в Европе – и то, и другое является катализатором спроса, особенно в низком и среднем ценовых сегментах.

МНЕНИЕ

Денис Петрунин, управляющий директор “Хенде Мотор СНГ”

Программа утилизации серьезно стимулировала отложенный спрос в нижнем ценовом сегменте. Причем важен не только прямой сбыт в рамках программы, но и вторичный фактор – психологический. Этот шаг правительства дал сигнал потребителям о том, что в целом ситуация стабильна и опасений быть не должно; по сути, он стал катализатором покупательской активности. Этим воспользовались и те бренды, которые непосредственно в утилизационной программе не участвовали. Но в 2011 г. столь же глобального влияния на рынок этот фактор оказывать уже не сможет. Зато большое значение будет иметь стабилизация финансовых инструментов. Деньги реально подешевели, кредиты стали более доступными, и люди, относившиеся к банковским займам с опаской, теперь начнут пользоваться ими активнее.

Еще один факт, подтверждаемый таблицей, заключается в том, что массовые марки более чувствительны к любым колебаниям рынка, нежели премиум-бренды. В разгар кризиса, когда спрос в целом резко провалился, продавцы самых дорогих машин потеряли куда меньше покупателей. Но и ныне, с новым ростом продаж, их успехи менее значительны, чем у поставщиков бюджетных моделей. Вместе с тем статистика не может показать причин этих тенденций, а ведь тут все далеко не однозначно. В основе достаточно пологой кривой падения и роста продаж в премиум-сегменте лежат как объективные, так и субъективные факторы. В числе первых то, что клиенты таких брендов даже в кризис остаются с деньгами, и тут чаще всего речь идет не об отказе от покупки новой машины, а лишь об отложенном спросе. С другой стороны, сами продавцы автомобилей этот спрос пытались стимулировать небывалым демпингом, благодаря чему в кризис иные модели премиальных марок предлагались чуть ли не дешевле, чем похожие машины из массового сектора.

Наконец, сводная таблица не показывает динамики продаж в течение года. А она любопытна: еще в первом квартале спрос на новые автомобили был на 7% ниже, чем за год до этого. Затем он начал расти, а в последние три месяца года и вовсе рванул вверх, превзойдя такой же показатель 2009 г. на 60%. Как отметил в разговоре с нами Дэвид Томас, он видит ряд факторов, повлиявших на подобный ход событий. В их числе – рост потребительской уверенности, обусловленный общей стабильностью российской экономики и стабильным курсом валют, оживление на рынке автокредитов (в том числе заметное снижение процентных ставок по займам), действие правительственной программы утилизации старых машин, которая сама по себе обеспечила порядка 30–35% от общего прироста сбыта. Если так пойдет и дальше, полагает наш собеседник, то возврата рынка на докризисный уровень (2,9 млн новых автомобилей) можно ожидать уже в 2012 г.

25 наиболее продаваемых моделей в России в 2010 г. и в декабре 2010 г.

(по данным Комитета автопроизводителей AEБ)

Модель

 

Марка

 

2010 г.

 

2009 г.

 

Прирост

 

Декабрь 2010 г.

 

Декабрь 2009 г.

 

Прирост

 

2105/2107

 

Lada

 

136 006

67 216

102%

11 806

4843

144%

Priora

 

Lada

 

125 235

99 473

26%

11 910

8230

45%

Kalina

 

Lada

 

108 989

60 746

79%

11 583

4590

152%

Samara

 

Lada

 

101 958

90 428

13%

9305

6849

36%

Focus

 

Ford

 

67 041

52 108

29%

8359

4617

81%

Logan

 

Renault

 

62 862

53 869

17%

6743

5143

31%

4x4

 

Lada

 

44 635

26 726

67%

4989

3161

58%

Nexia

 

Daewoo

 

43 943

28 233

56%

4284

2715

58%

Niva

 

Chevrolet

 

35 380

24 520

44%

3952

2593

52%

Lacetti

 

Chevrolet

 

31 885

29 362

9%

3311

2834

17%

Matiz

 

Daewoo

 

30 476

23 181

31%

2627

1736

51%

Astra (вкл. Astra Cabrio)

 

Opel

 

30 432

18 952

61%

4241

1066

298%

Rio

 

KIA

 

29 165

10 164

187%

2200

1913

15%

сee'd

 

KIA

 

26 647

18 943

41%

1796

1945

–8%

Getz

 

Hyundai

 

24 243

18 560

31%

2763

1092

153%

Aveo

 

Chevrolet

 

22 784

15 996

42%

2288

1299

76%

Qashqai

 

Nissan

 

21 489

16 058

34%

2716

1522

78%

Sportage

 

KIA

 

20 274

13 717

48%

1415

1893

–25%

Sandero

 

Renault

 

19 232

0

2930

0

Cruze

 

Chevrolet

 

18 857

1958

863%

2193

977

124%

Octavia

 

Skoda

 

18 256

9713

88%

2352

1239

90%

308

 

Peugeot

 

17 427

11 271

55%

1656

989

67%

RAV 4

 

Toyota

 

16 479

9167

80%

1811

1260

44%

Grand Vitara

 

Suzuki

 

16 457

12 679

30%

1523

1672

–9%

Corolla

 

Toyota

 

16 417

16 067

2%

2123

636

234%

Надежды и опасения

Между тем хотелось бы понять и спрогнозировать, как станет развиваться ситуация уже сейчас, в 2011 г. Эксперты едины в том, что рост спроса на российском рынке сохранится. К этому располагает все: и стабильность экономики страны, и цены на нефть, от которых мы сильно зависим, и дальнейшая либерализация банковской политики в области кредитов, и намерения государства продолжить программу утилизации. Однако в оценках конечной цифры продаж новых автомобилей аналитики расходятся, причем существенно. Так, консолидированный (а значит, усредненный, компромиссный) прогноз Комитета автопризводителей Ассоциации европейского бизнеса составляет 2,42 млн машин, что подразумевает увеличение сбыта на 27%.

МНЕНИЕ

Юрген Зауэр, генеральный директор “Мерседес-Бенц РУС”

На конкуренцию в автомобильном премиум-сегменте в 2011 г. будет влиять ряд тенденций ушедшего года. На примере марки Mercedes-Benz могу сказать, что у нас несколько изменилась структура спроса. В частности, намного более востребованными стали автомобили Е-класса, очень хороший спрос мы видим и на С-класс. Конечно же, по-прежнему популярны лимузины S-класса, но их сбыт сам по себе ограничен целевой аудиторией этой модели. Что же касается сегмента SUV, то могу сказать, что объем продаж GL-класса в России второй в мире после США. Вместе с тем должен признать, что малые сегменты – модели А- и В-класса – на российском рынке пока еще не стали популярными. По этой причине мы перестали продавать здесь 3-дверную версию А-класса и пока не будем выводить на рынок Smart.

Однако один из самых энергичных игроков рынка – российский дистрибьютор Hyundai полагает, что это слишком оптимистичный ориентир. В интервью нашему журналу управляющий директор “Хенде Мотор СНГ” Денис Петрунин заметил: “Даже если утилизационную программу, которая в прошлом году привлекла около 400 тыс. новых клиентов, продлят, столь же активного роста реализации новых автомобилей ожидать не следует. Думаю, он будет на уровне около 15%”. В то же время в группе Sollers, являющейся мультибрендовым производителем и импортером автомобилей (UAZ, SsangYong, Fiat), напротив, рассчитывают на еще более высокий результат. Директор по маркетингу этой компании Валерий Тараканов поясняет: “Мы думаем, что естественный спрос не только поддержит рынок, но и существенно подтянет его вверх. Поэтому наш прогноз на 2011 г. больше, чем объявленный Комитетом автопроизводителей АЕБ примерно на 150 тыс. единиц”.

Кто более прозорлив в расчетах, узнаем через год. Но при любом раскладе ясно: успехи дистрибьюторов и продавцов машин, скорее всего, нанесут удар по… автовладельцам. Напомним: одним из позитивных последствий кризиса стала переориентация дилеров с вала продаж на повышение качества работы с клиентами (на чем-то зарабатывать ведь надо было!). Тогда многие стали говорить о том, что в России “рынок продавца” начал наконец превращаться в “рынок покупателя”. Теперь же, видимо, об этом благе вновь придется забыть.

Проблема в том, что еще до кризиса у дилеров наблюдался явный дефицит сервисных мощностей, а в течение двух последних лет инвестировать в новое строительство возможности у них не было. Да и сейчас зачастую нет. “У многих предприятий еще не погашены долги по старым кредитам, – замечает Валерий Тараканов. – К тому же условия кредитования бизнеса по-прежнему драконовские, многие банки на кризисе даже заработали, и сейчас менять свои условия не спешат”. А значит, растущий спрос позволит многим продавцам опять сосредоточиться только на сбыте, пустив на самотек такие вещи, как очереди на сервис, качество обслуживания и ремонта, предоставление дополнительных услуг.

МНЕНИЕ

Валерий Тараканов, директор по маркетингу группы Sollers

Главная проблема двух предыдущих лет – неуверенность потребителей, которая привела к огромному отложенному спросу. Но теперь она постепенно тает. Однако все же не стоить думать, что уже в нынешнем году будет какой-то мощный всплеск продаж автомобилей, ведь далеко не у всех групп населения мы наблюдаем реальный рост доходов. Вместе с тем у значительной части россиян, а это около 20% потенциальных покупателей, материальное положение позволяет осуществить замену машин, приобретенных еще до кризиса. Поэтому мы ожидаем, что спрос, отложенный из-за кризиса, теперь пойдет вверх и поддержит рынок даже по завершении программы утилизации. Надеюсь, что в отличие от Европы, где после свертывания таких программ наблюдался резкий спад, в России таких провалов не будет.

К последним, например, следует отнести работу с постгарантийными автомобилями – в возрасте три, пять и более лет. Сейчас именно из них активно формируется вторичный рынок. Во время кризиса некоторые бренды начали внедрять привлекательные для автовладельцев программы обслуживания таких машин, но рост продаж новых автомобилей (с сопутствующей загрузкой сервисных мощностей) грозит свернуть и эти начинания.

Впрочем, ситуация не безнадежна: по мнению специалистов, тут появляется шанс у крупных предприятий, не входящих в пул авторизованных дилеров. Если они сумеют грамотно построить бизнес, привлечь клиентов и обеспечить качественный и надежный сервис, то в будущем смогут рассчитывать не только на серьезные доходы, но и на официальное партнерство с мировыми брендами.

Продажи иномарок в России в 2010 г. и в декабре 2010 г.

(по данным Комитета автопроизводителей AEБ)

Марка

 

2010 г.

 

2009 г.

 

Прирост

 

Декабрь 2010 г.

 

Декабрь 2009 г.

 

Прирост

 

Lada

 

517 147

349 490

48%

49 597

27 813

78%

Chevrolet

 

116 233

104 398

11%

12 552

9298

35%

KIA

 

104 235

70 088

49%

7690

8001

–4%

Renault

 

96 466

72 284

33%

11 408

6266

82%

Ford

 

90 166

82 083

10%

11 471

7005

64%

Hyundai

 

87 081

74 607

17%

9402

7886

19%

Nissan

 

79 614

64 221

24%

10 323

4961

108%

Toyota

 

79 315

68 728

15%

8525

5840

46%

ГАЗ

 

76 646

58 205

32%

9189

5920

55%

Daewoo

 

74 419

51 414

45%

6911

4451

55%

Volkswagen

 

58 989

39 488

49%

6770

3017

124%

УАЗ

 

49 043

34 660

41%

7013

5571

26%

Skoda

 

45 631

33 002

38%

4111

2913

41%

Mitsubishi

 

45 538

41 354

10%

5314

2316

129%

Opel

 

40 875

34 277

19%

5534

1761

214%

Peugeot

 

35 734

29 748

20%

3718

1998

86%

Suzuki

 

28 690

25 335

13%

3083

2648

16%

Mazda

 

24 926

30 643

–19%

3178

1716

85%

Fiat

 

21 943

18 100

21%

2995

2418

24%

BMW

 

20 584

16 350

26%

2010

1744

15%

Mercedes-Benz

 

19 724

12 050

64%

2211

1095

102%

Audi

 

18 510

15 009

23%

1503

1091

38%

Honda

 

18 159

23 222

–22%

1826

1439

27%

Chance

 

17 541

7344

139%

1640

1572

4%

Citroen

 

17 419

12 388

41%

2008

1080

86%

SsangYong

 

12 526

9020

39%

1216

1291

–6%

Lexus

 

10 981

6400

72%

1169

514

127%

Volvo

 

10 650

6894

54%

1512

545

177%

Vortex

 

10 100

5922

71%

1751

134

1207%

Land Rover

 

9970

9275

7%

1503

968

55%

Chery

 

8909

4922

81%

432

575

–25%

Subaru

 

8552

9598

–11%

747

1079

–31%

Lifan

 

7700

2673

188%

935

45

1978%

Богдан

 

7612

0

440

0

ТАГАЗ

 

7284

5187

40%

56

913

–94%

Volkswagen NFZ

 

7227

5650

28%

1114

763

46%

Infiniti

 

4674

4630

1%

575

239

141%

Great Wall

 

3637

2490

46%

448

129

247%

ИЖ (вкл. ВАЗ-2104)

 

2755

5735

–52%

954

50

1808%

Mercedes-Benz LCV

 

2124

1385

53%

406

112

263%

Geely

 

1944

7681

–75%

250

304

–18%

Porsche

 

1572

1264

24%

145

115

26%

Cadillac

 

1459

1529

–5%

209

113

85%

Iveco

 

1173

626

87%

226

83

172%

Seat

 

955

869

10%

69

20

245%

Jaguar

 

858

933

–8%

96

67

43%

Jeep

 

809

416

94%

145

26

458%

MINI

 

751

686

9%

105

68

54%

Hummer (продажи остановлены в декабре 2010 г.)

 

612

1123

–46%

0

55

Isuzu

 

330

86

284%

44

3

1367%

Dodge

 

272

441

–38%

46

27

70%

Saab (продажи остановлены в сентябре 2010 г.)

 

197

368

0

33

Chrysler

 

179

346

–48%

10

24

–58%

BYD (продажи остановлены в июне 2010 г.)

 

77

1001

0

19

Alfa Romeo

 

56

104

–46%

1

3

–67%

Всего

 

1 910 573

1 465 742

30%

204 586

128 137

60%

Вам понравилась эта статья?




Интересные новости по теме


Комментарии

Обзоров машин на сайте:

5 2 5 9