Итак, скептики вновь посрамлены: вопреки их прогнозам в 2010 г. в России продано более 1,91 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей, хотя даже при благоприятном раскладе аналитики рассчитывали максимум на 1,5 млн. Разница в 400 тыс. единиц существенна – по сути, это объем реализации за 2,5 месяца, если считать в среднем за год. Что же должно было случиться, чтобы подобный скачок спроса все же состоялся? И чего следует ждать теперь, в году наступившем?
Таблица, представляющая итоги года по маркам, достаточно наглядно демонстрирует все достижения и неудачи брендов. А также их умение просчитывать на несколько ходов вперед, готовность к быстрой перестройке бизнеса и даже чрезмерную осторожность. Так, глава российского дистрибьютора Subaru рассказал нам, что год назад компания перестраховалась и заказала слишком мало машин на своих заводах. Как результат – на фоне общего 30-процентного роста рынка японская компания завершила год с минусом, хотя спрос на ее продукты был. Есть объяснения не лучшим показателям и ряда других фирм (Honda, Cadillac, Chrysler, Jaguar, Mazda). Одни из них стали заложниками потрясений в собственных концернах на глобальном уровне, у других было затишье в обновлении моделей, третьи (например, Saab) вообще ушли из России.
И наоборот, дерзкие и мобильные компании быстро адаптировались к кризисным и посткризисным условиям и даже смогли извлечь из них пользу. В частности, пока многие конкуренты размышляли, куда пойдет рынок, в KIA развили бурную деятельность (рекламная активность, маркетинговые акции, грамотная ценовая стратегия), и в сравнении с предыдущим годом этот бренд в рейтинге продаж скакнул с общего шестого места на третье. Этот случай хорошо иллюстрирует слова председателя Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (по совместительству главы российского подразделения Volvo Cars) Дэвида Томаса о том, что в России следует всегда учитывать местную специфику. В частности, такие факторы, как низкий уровень владения автомобилями в расчете на каждую тысячу жителей, а также наличие одного из самых старых парков машин в Европе – и то, и другое является катализатором спроса, особенно в низком и среднем ценовых сегментах.
Денис Петрунин, управляющий директор “Хенде Мотор СНГ”
Программа утилизации серьезно стимулировала отложенный спрос в нижнем ценовом сегменте. Причем важен не только прямой сбыт в рамках программы, но и вторичный фактор – психологический. Этот шаг правительства дал сигнал потребителям о том, что в целом ситуация стабильна и опасений быть не должно; по сути, он стал катализатором покупательской активности. Этим воспользовались и те бренды, которые непосредственно в утилизационной программе не участвовали. Но в 2011 г. столь же глобального влияния на рынок этот фактор оказывать уже не сможет. Зато большое значение будет иметь стабилизация финансовых инструментов. Деньги реально подешевели, кредиты стали более доступными, и люди, относившиеся к банковским займам с опаской, теперь начнут пользоваться ими активнее.
Еще один факт, подтверждаемый таблицей, заключается в том, что массовые марки более чувствительны к любым колебаниям рынка, нежели премиум-бренды. В разгар кризиса, когда спрос в целом резко провалился, продавцы самых дорогих машин потеряли куда меньше покупателей. Но и ныне, с новым ростом продаж, их успехи менее значительны, чем у поставщиков бюджетных моделей. Вместе с тем статистика не может показать причин этих тенденций, а ведь тут все далеко не однозначно. В основе достаточно пологой кривой падения и роста продаж в премиум-сегменте лежат как объективные, так и субъективные факторы. В числе первых то, что клиенты таких брендов даже в кризис остаются с деньгами, и тут чаще всего речь идет не об отказе от покупки новой машины, а лишь об отложенном спросе. С другой стороны, сами продавцы автомобилей этот спрос пытались стимулировать небывалым демпингом, благодаря чему в кризис иные модели премиальных марок предлагались чуть ли не дешевле, чем похожие машины из массового сектора.
Наконец, сводная таблица не показывает динамики продаж в течение года. А она любопытна: еще в первом квартале спрос на новые автомобили был на 7% ниже, чем за год до этого. Затем он начал расти, а в последние три месяца года и вовсе рванул вверх, превзойдя такой же показатель 2009 г. на 60%. Как отметил в разговоре с нами Дэвид Томас, он видит ряд факторов, повлиявших на подобный ход событий. В их числе – рост потребительской уверенности, обусловленный общей стабильностью российской экономики и стабильным курсом валют, оживление на рынке автокредитов (в том числе заметное снижение процентных ставок по займам), действие правительственной программы утилизации старых машин, которая сама по себе обеспечила порядка 30–35% от общего прироста сбыта. Если так пойдет и дальше, полагает наш собеседник, то возврата рынка на докризисный уровень (2,9 млн новых автомобилей) можно ожидать уже в 2012 г.
25 наиболее продаваемых моделей в России в 2010 г. и в декабре 2010 г. (по данным Комитета автопроизводителей AEБ) | |||||||
Модель
| Марка
| 2010 г.
| 2009 г.
| Прирост
| Декабрь 2010 г.
| Декабрь 2009 г.
| Прирост
|
2105/2107
| Lada
| 136 006 | 67 216 | 102% | 11 806 | 4843 | 144% |
Priora
| Lada
| 125 235 | 99 473 | 26% | 11 910 | 8230 | 45% |
Kalina
| Lada
| 108 989 | 60 746 | 79% | 11 583 | 4590 | 152% |
Samara
| Lada
| 101 958 | 90 428 | 13% | 9305 | 6849 | 36% |
Focus
| Ford
| 67 041 | 52 108 | 29% | 8359 | 4617 | 81% |
Logan
| Renault
| 62 862 | 53 869 | 17% | 6743 | 5143 | 31% |
4x4
| Lada
| 44 635 | 26 726 | 67% | 4989 | 3161 | 58% |
Nexia
| Daewoo
| 43 943 | 28 233 | 56% | 4284 | 2715 | 58% |
Niva
| Chevrolet
| 35 380 | 24 520 | 44% | 3952 | 2593 | 52% |
Lacetti
| Chevrolet
| 31 885 | 29 362 | 9% | 3311 | 2834 | 17% |
Matiz
| Daewoo
| 30 476 | 23 181 | 31% | 2627 | 1736 | 51% |
Astra (вкл. Astra Cabrio)
| Opel
| 30 432 | 18 952 | 61% | 4241 | 1066 | 298% |
Rio
| KIA
| 29 165 | 10 164 | 187% | 2200 | 1913 | 15% |
сee'd
| KIA
| 26 647 | 18 943 | 41% | 1796 | 1945 | –8% |
Getz
| Hyundai
| 24 243 | 18 560 | 31% | 2763 | 1092 | 153% |
Aveo
| Chevrolet
| 22 784 | 15 996 | 42% | 2288 | 1299 | 76% |
Qashqai
| Nissan
| 21 489 | 16 058 | 34% | 2716 | 1522 | 78% |
Sportage
| KIA
| 20 274 | 13 717 | 48% | 1415 | 1893 | –25% |
Sandero
| Renault
| 19 232 | 0 | – | 2930 | 0 | – |
Cruze
| Chevrolet
| 18 857 | 1958 | 863% | 2193 | 977 | 124% |
Octavia
| Skoda
| 18 256 | 9713 | 88% | 2352 | 1239 | 90% |
308
| Peugeot
| 17 427 | 11 271 | 55% | 1656 | 989 | 67% |
RAV 4
| Toyota
| 16 479 | 9167 | 80% | 1811 | 1260 | 44% |
Grand Vitara
| Suzuki
| 16 457 | 12 679 | 30% | 1523 | 1672 | –9% |
Corolla
| Toyota
| 16 417 | 16 067 | 2% | 2123 | 636 | 234% |
Между тем хотелось бы понять и спрогнозировать, как станет развиваться ситуация уже сейчас, в 2011 г. Эксперты едины в том, что рост спроса на российском рынке сохранится. К этому располагает все: и стабильность экономики страны, и цены на нефть, от которых мы сильно зависим, и дальнейшая либерализация банковской политики в области кредитов, и намерения государства продолжить программу утилизации. Однако в оценках конечной цифры продаж новых автомобилей аналитики расходятся, причем существенно. Так, консолидированный (а значит, усредненный, компромиссный) прогноз Комитета автопризводителей Ассоциации европейского бизнеса составляет 2,42 млн машин, что подразумевает увеличение сбыта на 27%.
Юрген Зауэр, генеральный директор “Мерседес-Бенц РУС”
На конкуренцию в автомобильном премиум-сегменте в 2011 г. будет влиять ряд тенденций ушедшего года. На примере марки Mercedes-Benz могу сказать, что у нас несколько изменилась структура спроса. В частности, намного более востребованными стали автомобили Е-класса, очень хороший спрос мы видим и на С-класс. Конечно же, по-прежнему популярны лимузины S-класса, но их сбыт сам по себе ограничен целевой аудиторией этой модели. Что же касается сегмента SUV, то могу сказать, что объем продаж GL-класса в России второй в мире после США. Вместе с тем должен признать, что малые сегменты – модели А- и В-класса – на российском рынке пока еще не стали популярными. По этой причине мы перестали продавать здесь 3-дверную версию А-класса и пока не будем выводить на рынок Smart.
Однако один из самых энергичных игроков рынка – российский дистрибьютор Hyundai полагает, что это слишком оптимистичный ориентир. В интервью нашему журналу управляющий директор “Хенде Мотор СНГ” Денис Петрунин заметил: “Даже если утилизационную программу, которая в прошлом году привлекла около 400 тыс. новых клиентов, продлят, столь же активного роста реализации новых автомобилей ожидать не следует. Думаю, он будет на уровне около 15%”. В то же время в группе Sollers, являющейся мультибрендовым производителем и импортером автомобилей (UAZ, SsangYong, Fiat), напротив, рассчитывают на еще более высокий результат. Директор по маркетингу этой компании Валерий Тараканов поясняет: “Мы думаем, что естественный спрос не только поддержит рынок, но и существенно подтянет его вверх. Поэтому наш прогноз на 2011 г. больше, чем объявленный Комитетом автопроизводителей АЕБ примерно на 150 тыс. единиц”.
Кто более прозорлив в расчетах, узнаем через год. Но при любом раскладе ясно: успехи дистрибьюторов и продавцов машин, скорее всего, нанесут удар по… автовладельцам. Напомним: одним из позитивных последствий кризиса стала переориентация дилеров с вала продаж на повышение качества работы с клиентами (на чем-то зарабатывать ведь надо было!). Тогда многие стали говорить о том, что в России “рынок продавца” начал наконец превращаться в “рынок покупателя”. Теперь же, видимо, об этом благе вновь придется забыть.
Проблема в том, что еще до кризиса у дилеров наблюдался явный дефицит сервисных мощностей, а в течение двух последних лет инвестировать в новое строительство возможности у них не было. Да и сейчас зачастую нет. “У многих предприятий еще не погашены долги по старым кредитам, – замечает Валерий Тараканов. – К тому же условия кредитования бизнеса по-прежнему драконовские, многие банки на кризисе даже заработали, и сейчас менять свои условия не спешат”. А значит, растущий спрос позволит многим продавцам опять сосредоточиться только на сбыте, пустив на самотек такие вещи, как очереди на сервис, качество обслуживания и ремонта, предоставление дополнительных услуг.
Валерий Тараканов, директор по маркетингу группы Sollers
Главная проблема двух предыдущих лет – неуверенность потребителей, которая привела к огромному отложенному спросу. Но теперь она постепенно тает. Однако все же не стоить думать, что уже в нынешнем году будет какой-то мощный всплеск продаж автомобилей, ведь далеко не у всех групп населения мы наблюдаем реальный рост доходов. Вместе с тем у значительной части россиян, а это около 20% потенциальных покупателей, материальное положение позволяет осуществить замену машин, приобретенных еще до кризиса. Поэтому мы ожидаем, что спрос, отложенный из-за кризиса, теперь пойдет вверх и поддержит рынок даже по завершении программы утилизации. Надеюсь, что в отличие от Европы, где после свертывания таких программ наблюдался резкий спад, в России таких провалов не будет.
К последним, например, следует отнести работу с постгарантийными автомобилями – в возрасте три, пять и более лет. Сейчас именно из них активно формируется вторичный рынок. Во время кризиса некоторые бренды начали внедрять привлекательные для автовладельцев программы обслуживания таких машин, но рост продаж новых автомобилей (с сопутствующей загрузкой сервисных мощностей) грозит свернуть и эти начинания.
Впрочем, ситуация не безнадежна: по мнению специалистов, тут появляется шанс у крупных предприятий, не входящих в пул авторизованных дилеров. Если они сумеют грамотно построить бизнес, привлечь клиентов и обеспечить качественный и надежный сервис, то в будущем смогут рассчитывать не только на серьезные доходы, но и на официальное партнерство с мировыми брендами.
Продажи иномарок в России в 2010 г. и в декабре 2010 г. (по данным Комитета автопроизводителей AEБ) | ||||||
Марка
| 2010 г.
| 2009 г.
| Прирост
| Декабрь 2010 г.
| Декабрь 2009 г.
| Прирост
|
Lada
| 517 147 | 349 490 | 48% | 49 597 | 27 813 | 78% |
Chevrolet
| 116 233 | 104 398 | 11% | 12 552 | 9298 | 35% |
KIA
| 104 235 | 70 088 | 49% | 7690 | 8001 | –4% |
Renault
| 96 466 | 72 284 | 33% | 11 408 | 6266 | 82% |
Ford
| 90 166 | 82 083 | 10% | 11 471 | 7005 | 64% |
Hyundai
| 87 081 | 74 607 | 17% | 9402 | 7886 | 19% |
Nissan
| 79 614 | 64 221 | 24% | 10 323 | 4961 | 108% |
Toyota
| 79 315 | 68 728 | 15% | 8525 | 5840 | 46% |
ГАЗ
| 76 646 | 58 205 | 32% | 9189 | 5920 | 55% |
Daewoo
| 74 419 | 51 414 | 45% | 6911 | 4451 | 55% |
Volkswagen
| 58 989 | 39 488 | 49% | 6770 | 3017 | 124% |
УАЗ
| 49 043 | 34 660 | 41% | 7013 | 5571 | 26% |
Skoda
| 45 631 | 33 002 | 38% | 4111 | 2913 | 41% |
Mitsubishi
| 45 538 | 41 354 | 10% | 5314 | 2316 | 129% |
Opel
| 40 875 | 34 277 | 19% | 5534 | 1761 | 214% |
Peugeot
| 35 734 | 29 748 | 20% | 3718 | 1998 | 86% |
Suzuki
| 28 690 | 25 335 | 13% | 3083 | 2648 | 16% |
Mazda
| 24 926 | 30 643 | –19% | 3178 | 1716 | 85% |
Fiat
| 21 943 | 18 100 | 21% | 2995 | 2418 | 24% |
BMW
| 20 584 | 16 350 | 26% | 2010 | 1744 | 15% |
Mercedes-Benz
| 19 724 | 12 050 | 64% | 2211 | 1095 | 102% |
Audi
| 18 510 | 15 009 | 23% | 1503 | 1091 | 38% |
Honda
| 18 159 | 23 222 | –22% | 1826 | 1439 | 27% |
Chance
| 17 541 | 7344 | 139% | 1640 | 1572 | 4% |
Citroen
| 17 419 | 12 388 | 41% | 2008 | 1080 | 86% |
SsangYong
| 12 526 | 9020 | 39% | 1216 | 1291 | –6% |
Lexus
| 10 981 | 6400 | 72% | 1169 | 514 | 127% |
Volvo
| 10 650 | 6894 | 54% | 1512 | 545 | 177% |
Vortex
| 10 100 | 5922 | 71% | 1751 | 134 | 1207% |
Land Rover
| 9970 | 9275 | 7% | 1503 | 968 | 55% |
Chery
| 8909 | 4922 | 81% | 432 | 575 | –25% |
Subaru
| 8552 | 9598 | –11% | 747 | 1079 | –31% |
Lifan
| 7700 | 2673 | 188% | 935 | 45 | 1978% |
Богдан
| 7612 | 0 | – | 440 | 0 | – |
ТАГАЗ
| 7284 | 5187 | 40% | 56 | 913 | –94% |
Volkswagen NFZ
| 7227 | 5650 | 28% | 1114 | 763 | 46% |
Infiniti
| 4674 | 4630 | 1% | 575 | 239 | 141% |
Great Wall
| 3637 | 2490 | 46% | 448 | 129 | 247% |
ИЖ (вкл. ВАЗ-2104)
| 2755 | 5735 | –52% | 954 | 50 | 1808% |
Mercedes-Benz LCV
| 2124 | 1385 | 53% | 406 | 112 | 263% |
Geely
| 1944 | 7681 | –75% | 250 | 304 | –18% |
Porsche
| 1572 | 1264 | 24% | 145 | 115 | 26% |
Cadillac
| 1459 | 1529 | –5% | 209 | 113 | 85% |
Iveco
| 1173 | 626 | 87% | 226 | 83 | 172% |
Seat
| 955 | 869 | 10% | 69 | 20 | 245% |
Jaguar
| 858 | 933 | –8% | 96 | 67 | 43% |
Jeep
| 809 | 416 | 94% | 145 | 26 | 458% |
MINI
| 751 | 686 | 9% | 105 | 68 | 54% |
Hummer (продажи остановлены в декабре 2010 г.)
| 612 | 1123 | –46% | 0 | 55 | – |
Isuzu
| 330 | 86 | 284% | 44 | 3 | 1367% |
Dodge
| 272 | 441 | –38% | 46 | 27 | 70% |
Saab (продажи остановлены в сентябре 2010 г.)
| 197 | 368 | – | 0 | 33 | – |
Chrysler
| 179 | 346 | –48% | 10 | 24 | –58% |
BYD (продажи остановлены в июне 2010 г.)
| 77 | 1001 | – | 0 | 19 | – |
Alfa Romeo
| 56 | 104 | –46% | 1 | 3 | –67% |
Всего
| 1 910 573 | 1 465 742 | 30% | 204 586 | 128 137 | 60% |