ТАК ЧТО радоваться рано. Эксперты объясняют первые признаки стабилизации сезонным фактором. В сентябре всегда наблюдается всплеск продаж: люди возвращаются из отпусков, стараются купить машину до наступления холодов. Участники рынка считают, что кардинально ситуацию это не изменит.
– Очевидно, что автомобильный рынок продолжает переживать очень сложный период, и вряд ли можно ожидать улучшения ситуации в четвертом квартале, – говорит Дэйвид Томас, глава “Volvo Cars Russia” и председатель комитета автопроизводителей АЕB.
Помочь стабилизации рынка могли бы государственные программы поддержки. Но в России, по мнению представителей автомобильных компаний, их влияние незначительно.
– Государственное субсидирование кредитов было бы эффективней, если под программу попадали все автомобили российского производства без ограничения по цене, – полагает Мартин Ян, глава “Volkswagen Group Rus” и вице-председатель комитета автопроизводителей AEB.
Пока же расклад в продажах сложился такой..
Продажи зарубежных автомобилей, шт. | |||||||
Марка | Продажи за 9 месяцев 2009 г. | Продажи за 9 месяцев 2008 г. | Изменение позиции | Марка | Продажи за 9 месяцев 2009 г. | Продажи за 9 месяцев 2008 г.
| Изменение позиции |
Ford | 64943 | 141414 | Land Rover | 6794 | 16045 | -1 | |
Chevrolet | 64218 | 139189 | Geely | 6596 | – | ||
Toyota | 53637 | 145388 | 1 | SsangYong | 6130 | 10235 | 1 |
Renault | 53550 | 83940 | 2 | Volvo | 5565 | 16074 | -1 |
Hyundai | 52201 | 159392 | Lexus | 4822 | 11793 | ||
Nissan | 51683 | 118801 | -3 | Infiniti | 3819 | 5373 | |
Kia | 47839 | 73103 | Chery | 3171 | 13675 | ||
Daewoo | 38960 | 80069 | Lifan | 2328 | 3433 | 1 | |
Mitsubishi | 33024 | 89462 | 4 | Great Wall | 2021 | 7251 | -1 |
Volkswagen | 30841 | 35931 | Cadillac | 1251 | 1386 | ||
Opel | 29629 | 78051 | -2 | Hummer | 983 | 516 | 1 |
Mazda | 26260 | 60125 | -1 | Porsche | 953 | 1721 | 1 |
Skoda | 25345 | 36898 | -1 | BYD | 934 | 4401 | -2 |
Peugeot | 23704 | 34866 |
| Seat | 758 | 1560 |
|
Honda | 19245 | 60440 |
| Jaguar | 740 | 1321 |
|
Suzuki | 16322 | 30103 |
| Mini | 434 | 708 |
|
Fiat | 12802 | 18922 | 1 | Dodge | 366 | 3910 |
|
BMW | 11782 | 14009 | -1 | Jeep | 321 | 2419 |
|
Audi | 11464 | 13220 |
| Saab | 284 | 1014 |
|
Citroen | 9833 | 8536 |
| Chrysler | 240 | 1233 |
|
Mercedes-Benz | 8435 | 12702 |
| Alfa Romeo | 90 | 253 |
|
Subaru | 6878 | 16408 | 1 | Всего | 741105 | 1555037 | |
По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕВ). |
ЛИДЕРСТВО в десятке сильнейших брендов продолжает удерживать компания “Ford”. За девять месяцев официальные дилеры марки реализовали 64.943 автомобиля – на 54% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Из них 40.466 приходится на бестселлер российского рынка иномарок гольфкласса – “Ford Focus”. Спрос на эту модель за год упал на 41%.
Совсем немного отстает от “Форда” компания “Chevrolet”. С начала года российские клиенты приобрели 64.218 автомобилей этой марки (без учета “Chevrolet Niva”). Падение чуть меньше, чем у лидера, – минус 53%, что дает марке надежду на то, чтобы стать по итогам года российским лидером продаж. Самая популярная модель бренда – “Lacetti”. Этих автомобилей было продано 23.075.
“Toyota” за последние три месяца отыграла себе одну строчку в рейтинге продаж. Всего же с начала года компания реализовала 53.637 автомобилей. Основной сбыт приходится на “Corolla” (13.693) и “Camry” (12.636). В целом сбыт японской марки продолжает падать: минус 63% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На две строчки поднялась “Renault”. Три квартала она закончила с результатом 53.550 реализованных автомобилей – на 36% меньше, чем было продано за девять месяцев 2008 года. Улучшением позиции в рейтинге французы обязаны возросшему в кризис спросу на доступную модель “Logan” российской сборки. Их было продано 38.519.
На прежней позиции “Hyundai”. Из-за продолжающихся проблем на таганрогском предприятии, которое практически не выпускает сегодня автомобили, продажи “Hyundai” упали с начала года на 67%. Всего была реализована 52.201 машина. Лучше всего расходились малолитражки “Getz” (14.684) и уже старенький, но доступный кроссовер “Tucson” (9.679).
“Nissan” с начала года реализовал в России 51.683 автомобиля – на 56% меньше, чем в 2008-м. Это в первую очередь вызвано спадом продаж уже поднадоевшего, но не самого дешевого седана гольф-класса “Almera”. Поэтому львиная доля продаж компании приходится на “асфальтовые” внедорожники “Qashqai” (10.582) и “X-Trail” (9.390). За последние три месяца “Nissan” уступил в рейтинге продаж три позиции.
С результатом в 47.839 проданных машин закончила отчетный период компания “Kia” и продолжает уверенно удерживать седьмую строчку. Самая востребованная модель компании – “c'eed”. Эти машины разошлись тиражом в 13.754 штуки.
На 51% упали продажи “Daewoo”. За три квартала россияне приобрели 38.960 автомобилей корейской марки. Из них 20.931 пришлось на “Nexia” и 18.029 – на малолитражку “Matiz”.
Вернулась в десятку сильнейших “Mitsubishi”. Японской компании удалось подняться за три месяца на четыре строчки вверх. Достичь этого смогли благодаря выгодным предложениям на покупку “Outlander XL” (8.878), но наибольшим спросом по-прежнему пользуются седаны “Lancer”, представленные сразу в двух поколениях (12.533). Всего же “Mitsubishi” удалось реализовать за три квартала года 33.024 автомобиля.
Завершает десятку сильнейших компания “Volkswagen”. На ее счету 30.841 реализованный автомобиль, что всего на 14% меньше, чем за аналогичный период 2008 года.
В РЕЙТИНГЕ продаж осталось всего две компании, показавших положительную динамику продаж. “Hummer” прибавил 91% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Впрочем, это обусловлено тем, что только сейчас компания смогла насытить рынок моделью “H2” калининградской сборки, цена на которую особенно привлекательна. К тому же в абсолютном исчислении объемы продаж невелики (983 автомобиля за девять месяцев), поэтому даже незначительные изменения ведут к серьезному приросту.
Достойны внимания результаты “Citroёn” – прирост за девять месяцев составил 15%. Вроде бы немного, но это означает 9.833 проданные машины.
Увы, есть и совершенно противоположные примеры. Продажи некоторых компаний падают значительнее, чем рынок в целом. Например, “Dodge”, “Jeep” и “Chrysler” – минус 91%, 87% и 81% соответственно.
Не могут похвастаться хорошими результатами китайские автопроизводители. BYD, “Chery” и “Great Wall” попали в рейтинг наиболее неудачливых с точки зрения продаж компаний. Реализация автомобилей BYD сократилась на 79%, “Chery” – на 77%, а сбыт “Великой стены” уменьшился на 72%.
Самые популярные модели в III квартале 2009 года | ||
Модель | Продажи, шт. | Динамика в % |
Ford Focus | 40446 | -41 |
Renault Logan | 38519 | -34 |
Chevrolet Lacetti | 23075 | -63 |
Daewoo Nexia | 20931 | -50 |
Chevrolet Lanos | 19713 | -44 |
Daewoo Matiz | 18029 | -53 |
Opel Astra | 16644 | -49 |
Hyundai Getz | 14684 | -53 |
Kia сee`d | 13754 | -33 |
Toyota Corolla | 13693 | -71 |
Chevrolet Aveo | 12732 | -47 |
Toyota Camry | 12643 | -42 |
Mitsubishi Lancer | 12533 | -74 |
Mazda 3 | 11758 | -64 |
Nissan Qashqai | 10582 | -58 |