У “КРЕДИТНЫХ” автомобилей есть свои достоинства. К примеру, большинство банков, предоставляющих ссуды автолюбителям, в обязательном порядке требует страховать машины не только по ОСАГО, но и по каско. Само собой владельцы этим пользуются и даже после легких аварий (например, при незначительном повреждении бампера) обращаются в страховую компанию за возмещением ущерба.
– При этом в большинстве случаев вы получаете не наличные деньги, а направление на официальную сервисную станцию, – говорит руководитель департамента продаж автомобилей с пробегом холдинга “Major” Давид Павлов. – Тем самым практически исключается возможность некачественного ремонта и сохраняется гарантия производителя на кузов машины. Ведь при получении компенсации на руки многие автовладельцы пытаются сэкономить и восстанавливают машину в гаражных мастерских, где качество работ нередко оставляет желать лучшего.
Как правило, обеспечением автокредита является сама машина, поэтому ее ПТС хранится в банке до полного погашения ссуды. То есть теоретически владелец, пока не вернет долг, лишен возможности продать автомобиль. Поэтому большинство хозяев “кредитных” машин ухаживают за ними достаточно тщательно и поддерживают их в хорошем техническом состоянии.
Но это утверждение справедливо, когда речь идет о людях среднего и старшего поколения, достаточно опытных автомобилистах. С молодежью, по мнению многих экспертов, картина иная. Начинающие водители, которые в кредит покупают свою первую иномарку (обычно это популярная модель гольф-класса вроде “Ford Focus” или “Mazda 3”), зачастую относятся к ней не слишком бережно. Мол, страховка есть, машину в случае ДТП починят, так зачем ее жалеть? К автомобилям, купленным за наличные деньги, молодежь, как правило, относится бережнее. Отсюда вывод: покупая подержанный экземпляр у молодого владельца, надо быть осмотрительнее.
Еще стоит учитывать, что в кредит в основном продаются новые машины, на которые 2-3 года действует гарантия производителя. Чтобы поддерживать ее, автовладелец вынужден проводить плановое ТО точно в срок и только на фирменных станциях. Вдобавок сервисную историю таких экземпляров очень легко проследить. Это – еще один плюс “кредитных” автомобилей.
Однако есть и минусы…
КОНКУРЕНЦИЯ заставляет банки снижать требования к заемщикам при предоставлении автокредитов. Нередко для получения ссуды достаточно предоставить всего лишь водительские права и паспорт. Даже первоначальный взнос зачастую платить не обязательно.
Таким положением дел активно пользуются мошенники. В результате на вторичном рынке встречается немало “кредитных” автомобилей с весьма сомнительной историей.
К примеру, по словам генерального директора компании “Autocrash” Ярослава Левашова, распространена схема, когда аферист, купив машину в кредит, обращается в ГИБДД и получает дубликат ПТС якобы взамен утерянного, а затем вполне легально продает автомобиль.
Нередко при обращении в банк мошенники предъявляют поддельные документы. А порой оформляют кредиты без первоначального взноса на совершенно посторонних лиц. За небольшое вознаграждение поучаствовать в таком мероприятии соглашается немало граждан. Сразу после того, как автомобиль приобретен, “владелец” выдает комбинатору генеральную доверенность (разумеется, ПТС в таких случаях до банка вообще не доходит), тот спешно регистрирует машину в ГИБДД, тут же снимает ее с учета и продает.
Как бы то ни было, через какое-то время нового владельца, не подозревающего о том, что он стал жертвой махинации, находит банк и сообщает, что его автомобиль числится в залоге. Порой розыск затягивается на несколько лет, машина успевает сменить нескольких хозяев, и “крайним” оказывается последний из них.
Правда, обычно банки предлагают разойтись миром и просят автовладельца погасить долг недобросовестного заемщика. Это уже само по себе резко взвинчивает цену неосмотрительно купленного автомобиля. А вдобавок за просрочку сроков уплаты кредита успевает набежать солидный штраф. Но выбор невелик: либо платить, либо лишиться машины по решению суда. По словам адвоката московской коллегии адвокатов “Князев и партнеры” Антона Лелявского, шансов выиграть дело у автовладельца практически нет – ведь с точки зрения Гражданского кодекса РФ претензии банков абсолютно правомерны.
С осторожностью надо относиться и к подержанным автомобилям, ввезенным из-за границы. Например, в США на волне финансового кризиса многие владельцы отказываются погашать долги за “кредитные” машины и возвращают их банкам. Порой с такими экземплярами также случаются махинации, а прояснить их прошлое довольно сложно, потому что в системе “Carfax” отметки о невозврате кредита может и не быть.
КАК УБЕРЕЧЬСЯ от покупки “кредитного” автомобиля с темной историей? Специалисты советуют в первую очередь смотреть документы транспортного средства. Например, как мы уже говорили, дубликат ПТС вместо оригинала сразу должен вызвать подозрения.
Очень сомнительны экземпляры, продающиеся по генеральной доверенности. Равно как и те, у которых по документам за недолгое время сменилось несколько хозяев. Обычно мошенники таким способом заметают следы.
А если с документами вроде бы все в порядке? Тогда должна насторожить, скажем так, свежесть предлагаемого экземпляра – если он продается, предположим, всего через месяц, а тем более через неделю после покупки в автосалоне. Как правило, махинаторы уверяют, что, дескать, машина им не понравилась, или мотор не подходит, или вся семья в ней не помещается и т.д. – вот, мол, и приходится продавать. Доверять таким сказкам не стоит.
Нелишне выяснить, в каком именно банке был оформлен кредит на приглянувшийся автомобиль. Узнать это, как правило, несложно, поскольку большинство “кредитных” машин приобретается в России у официальных дилеров. Поинтересуйтесь у продавца, где он покупал автомобиль, и позвоните в этот автосалон.
Затем есть резон лично посетить банк и выяснить, действительно ли кредит полностью выплачен. Если машина “чистая”, то продавец не станет возражать против такой проверки. Кстати, он может и сам показать вам справку из банка о погашении ссуды. В этом случае… все равно не поленитесь позвонить в кредитный отдел и удостовериться, что продавец не подсовывает вам фальшивую бумагу.
Относительно надежный способ избежать проблем с “кредитным” подержанным автомобилем – купить его через отдел “trade-in” у авторизованного дилера. Крупные автосалоны, как правило, гарантируют юридическую чистоту представленных машин, поскольку проверяют их не только по базам данных ГИБДД, но и в бюро кредитных историй. Правда, в нашей стране такая практика только развивается, поэтому данные о некоторых сделках порой обнаружить не удается. Так что некоторый риск и в данном случае все же присутствует.