СЕГОДНЯ для успешной продажи автомобилей уже недостаточно построить красивый демонстрационный зал, отвечающий корпоративным стандартам, заполнить его новыми моделями и нанять квалифицированный персонал. Конкуренция усиливается, покупатели становятся разборчивее… Поэтому большинство автомобильных компаний вдобавок обязуют своих дилеров содержать парк машин, на которых потенциальные клиенты могут совершить пробную поездку.
В ТЕСТ-ПАРКЕ может оказаться любая модель. Ведь даже покупателю дорогой машины престижной марки интересно заранее составить собственное мнение о ее ходовых качествах. Поэтому продавцы большинства известных автомобильных брендов предоставляют для тест-драйва практически весь модельный ряд, предлагаемый на рынке.
Для пробных поездок обычно используют наиболее распространенные модификации. Причем их комплектация, как правило, близка к максимальной. Демонстрируя такой “навороченный” экземпляр, менеджеру проще рассказывать о том, как работает та или иная опция.
В тестовом амплуа автомобили чаще всего выступают не больше года. Затем они реализуются по цене, примерно равной среднерыночной, или даже немного дешевле. Например, новая “Mazda 3” с 1,6-литровым двигателем и автоматической коробкой передач стоит приблизительно $21.000. А через год ее стоимость составит около $19.000 (смотрите таблицу). При желании вы можете сами вычислить ориентировочную стоимость тестового экземпляра. Как правило, модели классов от “A” до “D” теряют за год около 10% от первоначальной стоимости, а машины более высокого ранга – примерно 15%.
Но если среднестатистический владелец наматывает за год 20.000-25.000 км, то пробег автомобиля из тест-парка редко переваливает за отметку 10.000 км. То есть по цене обычной машины, год проездившей по дорогам, вы получаете практически новую. Причем дело здесь не только в километраже.
Клиент не должен усомниться в качестве товара, поэтому дилеры пристально следят за техническим состоянием автомобилей для пробных поездок. Малейшее подозрение на неисправность – и машину отправляют на диагностику в техцентр. Но не верьте рассказам “знатоков“, что тестовые машины якобы обслуживаются чаще, чем предписывает сервисная книжка. Регламент ТО для них не меняется. Больше того, поскольку почти у всех современных моделей межсервисный интервал достигает 15.000 км (а порой и больше), то плановое обследование экземпляры из тест-парков обычно проходят лишь накануне продажи, да и то не всегда.
Как насчет заводской гарантии? На современные машины она дается как минимум на два года, а значит, на момент продажи автомобиля из тест-парка еще действует: производитель не лишает подобные экземпляры возможности бесплатного ремонта.
Разумеется, уважающий себя дилер поддерживает идеальную чистоту в салоне “пробного” автомобиля. Ведь потенциальный покупатель данной модели должен ощущать, что он находится в машине, словно минуту назад сошедшей с заводского конвейера. По той же причине тестовые экземпляры ежедневно моют и пылесосят. А в дождливую или грязную погоду “водные процедуры” проводятся, как правило, перед каждой поездкой.
Если во время тест-драйва автомобиль пострадает в аварии, его восстановят качественно и с соблюдением фирменной технологии. Гарантия на кузов сохраняется.
Иными словами, уход за тестовыми машинами заслуживает всяческих похвал. Поэтому к передаче покупателю их особо не готовят. Только удаляют рекламные наклейки, полируют кузов да иногда обследуют в техцентре.
Немаловажно и то, что владельцем тестового автомобиля является автосалон, то есть юридическое лицо. Человек, купивший такой экземпляр, формально становится его первым частным хозяином. Это серьезный козырь при последующей перепродаже. Однако будьте готовы к тому, что будущий покупатель поинтересуется – почему ваша фамилия вписана в ПТС через год после выпуска машины?
ОДНАКО у подержанных автомобилей из тест-парков имеются и свои недостатки. Например, о соблюдении какого-либо щадящего режима эксплуатации в первые 2.000-3.000 “обкаточных” километров речь не идет. Да и сами по себе частые короткие поездки на небольшие расстояния (а тестовая машина эксплуатируется именно в таком режиме) не лучшим образом сказываются на здоровье мотора. Порой двигатели выходят из строя, и их приходится менять по гарантии…
К тому же за руль нередко садится новичок или лихач. Такие водители ездят не очень аккуратно и частенько не упускают возможности опробовать автомобиль в “экстремальных” режимах. Особенно страдают от подобных испытаний скоростные модели. На них нечасто находится настоящий покупатель, зато желающих “прохватить” – хоть отбавляй. В результате машина сразу подвергается максимальным нагрузкам и ее ресурс значительно сокращается. Поэтому при выборе экземпляра, работавшего в тестовом парке, есть резон сторониться спортивных модификаций. Велика вероятность, что они сильно изношены.
Наиболее распространенные модели меньше подвержены такому риску: их пробные поездки, как правило, обходятся без лишнего экстрима.
Еще не рекомендуем покупать машину после кузовного ремонта, несмотря на то, что он был сделан в авторизованном техцентре. Когда впоследствии вы соберетесь продавать этот автомобиль, его аварийное прошлое может помешать сделке. Российские покупатели “second-hand” чаще всего стороной обходят машины, восстановленные даже после небольших повреждений. Поэтому, чтобы выгодно продать такую, вам придется скрывать, что она в свое время побывала в ДТП.
Кстати, продавать машину, купленную из тест-парка, лучше через год-другой. К этому времени работа на износ в первый год ее карьеры уже может дать о себе знать, а заводская гарантия подойдет к концу, так что устранять дефекты придется за свой счет.
ОТСЛУЖИВШИЕ свое тестовые автомобили обычно продаются через подразделения, торгующие подержанными машинами, принятыми по системе “trade-in”. Но бывают исключения.
Спрос на “пробники” высок. Как рассказывает руководитель отдела продаж автомобилей с пробегом холдинга “Major” Давид Павлов, нередко автолюбители, которым новая машина не по карману, обращаются к менеджерам автосалонов с просьбой продать им тот или иной тестовый автомобиль, разумеется, после того, как он отработает свой срок в дилерском центре. И подождав, сколько потребуется, выкупают этот экземпляр через отдел продаж новых автомобилей.
Тест-парки есть и у многих российских представительств зарубежных автопроизводителей. Машины из них предоставляют не будущим покупателям, а журналистам, которые хотят подробнее рассказать о какой-либо модели. И на вторичном рынке эти экземпляры встречаются крайне редко. Дело в том, что собственных отделов по реализации “second-hand” у представительств чаще всего нет, а передавать тестовые автомобили дилерам невыгодно. Поэтому большую часть этих машин выкупают сотрудники фирмы. А в автосалоны лишь изредка попадают “остатки”.
Сравнение цен на новые автомобили и подержанные из тест-парков | ||
Модель | Стоимость в $ тыс. | |
“Ford Fiesta”, 1,4 л, МКПП | 13 | 11,5 |
“Mazda 3”, 1,6 л, АКПП | 21 | 19 |
“Honda Accord”, 2,4 л, МКПП | 36 | 32 |
“BMW 530i”, МКПП | 63 | 53,5 |
“Suzuki Grand Vitara”, 2,0 л, АКПП | 32,5 2 | 7,5 |