Ford Grand C-MAX – новый игрок на рынке семейных компактвэнов. Мы решили выяснить, выдержит ли он сравнение с признанным лидером этого класса – Volkswagen Touran
При взгляде на наших подопечных сразу бросается в глаза кардинально противоположный подход дизайнеров к внешнему виду автомобиля. Если Volkswagen является образцом сдержанности и консерватизма, то Ford явно стремится поразить потенциальных покупателей яркостью форм и смелостью решений. Сильно отличается Grand C-MAX и от модели предыдущего поколения, не имевшей слова “Grand” в названии. Тот, прошлый, C-MAX тоже выглядел достаточно консервативно и на фоне Touran не казался необычным. Впрочем, на вкус и цвет, как говорится, товарищей нет, поэтому судить о внешности соперников мы не будем.
Кстати, в Европе новинка продается в двух вариантах кузова – Grand C-MAX и просто С-МАХ. “Простой” вариант представляет собой 5-местный автомобиль и является прямым преемником модели предыдущего поколения. А версия Grand имеет удлиненный 7-местный кузов со сдвижными дверями. Именно этот вариант и поставляется в Россию, а “простой” кузов, увы, нам недоступен – фордовские маркетологи решили, что он не будет пользоваться спросом. Однако на автомойке я разговорился с хозяином модели предыдущего поколения, и сетовал он как раз на то, что 7-местный вариант для него слишком велик.
Действительно, тестовый Ford заметно превосходит Volks-wagen по размерам. Он на 123 мм длиннее, на 34 мм шире и на 10 мм выше, чем Touran, а колесная база больше на 110 мм. Grand C-MAX продается в России с четырьмя двигателями, и три из них – бензиновые. Собственно, это один и тот же мотор объемом 1,6 л, в первом, атмосферном, варианте развивающий 125 л.с., а в двух других, оснащенных турбонаддувом,– 150 либо 182 л.с. Коробки передач исключительно механические – 5- или 6-ступенчатые. Четвертый двигатель – турбодизельный 2-литровый мощностью 140 л.с. С этим агрегатом пока сочетается только 6-ступенчатая трансмиссия PowerShift с двумя сцеплениями.
Что касается цен, то они стартуют с 799 000 рублей за базовую атмосферную модификацию, а самая дорогая турбодизельная версия в комплектации Titanium обойдется покупателю как минимум в 1 003 100 рублей. Наш тестовый экземпляр, оснащенный самым мощным в гамме 182-сильным мотором, стоит от 995 100 рублей.
VW Touran в прошлом году претерпел рестайлинг, в ходе которого автомобиль получил граненый передок в стиле всех последних моделей из Вольфсбурга и множество “электронных помощников”. Как и соперник, на российском рынке компактвэн предлагается с тремя бензиновыми двигателями и одним турбодизелем. Последний не такой мощный, как у Grand C-MAX: при том же 2-литровом объеме он развивает 110 л.с. Бензиновые моторы тоже кажутся весьма скромными. Так, первый двигатель имеет объем всего 1,2 л, но благодаря турбонаддуву он развивает довольно внушительные 122 л.с. Следующие два силовых агрегата – 1,4-литровые. Это одна и та же модель с разной степенью форсировки – 140 или 170 л.с. Примечателен этот мотор тем, что он оснащается и турбиной, и механическим компрессором. На низких оборотах работает компрессор, а потом эстафету подхватывает турбина, и получается агрегат, сочетающий в себе преимущества обоих типов нагнетателей.
Самая дешевая – 122-сильная – модификация продается в автосалонах по цене от 840 000 рублей в комплекте с механической 6-ступенчатой коробкой передач (другая трансмиссия не предлагается). Остальные версии оснащаются как механической трансмиссией, так и роботизированной DSG с двумя сцеплениями (дизельные – 6-, а бензиновые – 7-ступенчатой). Цены на самую дорогую модификацию со 170-сильным мотором стартуют с 1 212 000 рублей. К сожалению, такой комплектации в пресс-парке не оказалось, так как ее продажи начнутся в России к концу года. Пока этого не произошло, самой мощной является 140-сильная версия компактвэна, и предлагается она по цене от 1 049 000 рублей. Наш тестовый экземпляр оказался немного дороже – 1 145 000 рублей, так как оснащен “роботом” DSG.
Салон Touran до предела рационален. Кто-то назовет его скучным, скажет, что в нем не хватает изюминки, и окажется прав. Зато такой интерьер никогда не будет раздражать, а уж в том, что все здесь находится на своих местах, даже сомневаться не приходится. Эргономика выверена до мельчайших деталей – эталон! То же самое можно сказать и о качестве сборки – зазоры всюду небольшие и ровные. А вот отделочные материалы большей частью жесткие. Мягкий пластик можно встретить лишь в верхней части передней панели и дверей.
В плане как интерьера, так и внешности Grand C-MAX разительно отличается от соперника. Водитель чувствует себя пилотом летательного аппарата – вокруг сложные поверхности и множество кнопок. Передняя панель сильно выдается в салон, а ее противоположная часть уходит куда-то вдаль вместе с лобовым стеклом. А какие мощные здесь “крутилки” системы вентиляции – захочешь, не промахнешься! Отделочные материалы кажутся более дорогими, чем у конкурента, хотя на деле с мягким пластиком и тут негусто. А вот по качеству сборки Grand C-MAX проигрывает. Кое-где встречаются неровные зазоры, а некоторые панели “дышат” под рукой.
Посадка водителя у обоих автомобилей довольно высокая, но у каждого есть свои достоинства и недостатки. Так, сиденье VW по форме идеально, но в самом нижнем положении передняя часть его подушки задирается вверх, диктуя посадку с сильно согнутыми ногами. У кресла Ford такой проблемы нет, зато его спинка не столь удобна – даже при “сдутом” поясничном упоре она кажется слишком выпуклой. Боковая поддержка неплохая в обоих случаях, но “объятия” Touran рассчитаны на более стройных седоков.
А вот что у Grand C-MAX однозначно не понравилось, так это подлокотники. Они расположены слишком низко и на дверях, и между передними сиденьями. И если у VW центральный подлокотник регулируется и по длине, и по высоте, то у Ford – только по длине, от чего мало толку, так как хочется поднять его выше. Также в Grand C-MAX менее удобно пользоваться “музыкой” – пульт управления на руле расположен слишком низко.
Чтобы попасть на второй ряд кресел, у VW надо просто взяться за ручку и открыть дверь – традиционным способом. У конкурента задние двери сдвижные, и для их открытия нужно сначала потянуть ручку на себя, а затем с силой сдвинуть дверь вбок. Если взрослый мужчина с этой процедурой справится без особых проблем, то девушке будет тяжело, а электропривод не предусмотрен. Неудобно открывается дверь и изнутри. И, несмотря на заметно более длинную колесную базу, в Grand C-MAX на втором ряду оказалось теснее. Да и по удобству сидений Touran впереди. Кроме того, среднее кресло у VW можно вынуть, а боковые сиденья сместить к центру, и станет просторно почти как в седане бизнес-класса. У Ford тоже можно убрать среднее кресло, но боковые места сдвинуть внутрь нельзя.
У обоих соперников сиденья второго ряда имеют откидные спинки и ездят вперед-назад, увеличивая место для пассажиров или багажа. Есть у них и третий ряд сидений, где взрослому человеку делать нечего. Но я туда забрался и выяснил, что и здесь Volkswagen просторнее – в нем остается место для ног, даже если кресла второго ряда сдвинуты назад до упора, а вот в Ford в этом случае нижние конечности девать некуда.
По багажному отделению в лидерах вновь Volkswagen. Здесь более широкий и высокий проем, а также меньшая погрузочная высота, да и общий объем больше. К тому же в Touran можно сложить не только сиденья второго ряда, но и правое переднее кресло для перевозки длинномеров. Но вот досада – здесь нет запасного колеса! Только ремкомплект для шин. Спасет ли он вдали от города? У Ford тоже есть ремкомплект, но в придачу к нему под полом находится “докатка”. Словом, багажа больше войдет в Volkswagen, но спокойнее на дачу ехать все-таки в Grand C-MAX. По крайней мере, по нашим дорогам. А еще у Ford дверь багажника имеет электропривод.
Жаль, что владельцы бензиновых Grand C-MAX лишены возможности выбора коробки передач – только “механика”. Впрочем, сцепление информативное, а передачи переключаются очень четко. У мотора на низких оборотах присутствует “турбояма”, поэтому стрелку тахометра ниже 2000 об/мин лучше не опускать. Но когда турбина раскручена, тяга у двигателя мощная и ровная, а голос довольно приятный (даже на максимальных оборотах его звук не напрягает). Порадовали и тормоза: хваткие и точные, они в любых режимах обеспечивают отличное замедление.
Volkswagen с “двухсцепленчатой” DSG при движении в пробках, как ни странно, менее приятен, чем Ford с “механикой”. При нажатии на “газ” автомобиль сначала еле едет, а потом вдруг прыгает вперед – на “корму” впереди ползущего соседа по пробке. Нажимаю на тормоз, а педаль проваливается, почти не обеспечивая замедления. Странно, автомобили марки VW всегда отличались образцовыми тормозами, так что мы склонны считать этот недостаток присущим данному конкретному экземпляру. А вот подергивания коробки передач на небольших скоростях, а также заминка при резком старте – фамильные черты трансмиссий с двумя сцеплениями.
Зато у двигателя с механическим нагнетателем и турбиной практически отсутствует турбопауза. И, несмотря на то что по паспорту Ford разгоняется чуть быстрее Volkswagen, ощущения водителя говорят об обратном. Тяга у фольксвагеновского двигателя восхитительная! При нажатии акселератора на любых оборотах компактвэн моментально бросается вперед под заводной аккомпанемент силового агрегата.
Рулевое управление у Grand C-MAX очень острое, прямо-таки спорткаровское. От упора до упора – 2,4 оборота против трех у Touran. Как следствие, автомобиль поначалу кажется слишком резким в реакциях на управляющие действия. Впрочем, к этому быстро привыкаешь. Но вот к радиусу разворота 11,8 м привыкнуть невозможно – у представительского Mercedes-Benz S-класса на полметра меньше! У Touran радиус разворота тоже немаленький, но все же выигрывает целых 60 см. На низких скоростях руль VW легче, чем у соперника, а реакции более плавные.
По плавности хода наши конкуренты тоже отличаются друг от друга. Touran “зудит” на пупырышках асфальта, но трещинки с заплатками замечает меньше, чем Ford. Ford не “зудит”, но его кузов совершает больше лишних движений. Подвеска Volkswagen производит впечатление более плотной. Grand C-MAX чуть сильнее раскачивается, а на разбитом асфальте его шасси не хватает энергоемкости, тогда как Touran позволяет ехать по кочкам и выбоинам на гораздо большей скорости без намека на пробой, хотя и его в этих условиях комфортным не назовешь. Зато Ford тише. Touran тоже имеет неплохую шумоизоляцию, но Grand C-MAX лучше защищен от гула шин, да и звук двигателя в нем слышен меньше.
По гладкой загородной автомагистрали оба соперника мчат словно по рельсам. Но если появляется колея, Ford сообщает об этом небольшими уводами руля в сторону, впрочем, совершенно некритичными. А вот Touran колейности вообще не замечает и продолжает непоколебимо следовать заданному направлению. Только сильные порывы бокового ветра могут внести коррективы в стабильность прямолинейного движения, причем касается это обоих соперников. И Touran, и Grand C-MAX обладает достаточным запасом мощности даже при напряженных обгонах, а работу их коробок передач, несмотря на различия, следует признать образцовой. И плавность хода на высокой скорости становится схожей – оба неплохо проглатывают неровности и ощутимо покачиваются на “волнах”.
А вот на неровной второстепенной дороге скорость лучше сбросить. Из-за высокого кузова оба наших соперника начинают сильно раскачиваться, вызывая чувство дискомфорта не столько у водителей, сколько у пассажиров. При этом курсовая устойчивость, на удивление, совершенно не страдает. И Ford, и VW продолжает четко выполнять команды водителя, не обращая внимания на дорожные катаклизмы. А если качество асфальта улучшится, то на извилистой дороге наши конкуренты не прочь и “позажигать”. Оба движутся азартно, быстро и точно, хотя крены и великоваты. Ford чуть быстрее в реакциях, а Volkswagen радует более информативным рулевым управлением.
В общем и целом Volkswagen Touran как был, так и остался эталоном в классе, но Ford Grand C-MAX подобрался к нему очень близко. А если посчитать, что в аналогичных комплектациях покупатель Ford сэкономит от 40 000 до 217 000 рублей, то лидерство Volkswagen становится совсем не очевидным.
Технические характеристики Ford Grand C-MAX | |
Габариты, мм | 4520х1828х1684 |
Колесная база, мм | 2788 |
Колея спереди/сзади, мм | 1544/1559 |
Диаметр разворота, м | 11,8 |
Клиренс, мм | нет данных |
Объем багажника, л | 719 |
Снаряженная масса, кг | 1496 |
Тип двигателя | бензиновый L4 турбо |
Рабочий объем, куб. см | 1596 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 182/5700 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 240/1600–5000 |
Привод | передний |
Трансмиссия | 6-ступенчатая механическая |
Тормоза спереди/сзади | вентилируемые дисковые/дисковые |
Шины спереди/сзади | 215/50 R17/215/50 R17 |
Макс. скорость, км/ч | 215 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 8,9 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 6,6 |
Объем бака, л | 60 |
Технические характеристики Volkswagen Touran | |
Габариты, мм | 4397х1794х1674 |
Колесная база, мм | 2678 |
Колея спереди/сзади, мм | 1541/1514 |
Диаметр разворота, м | 11,2 |
Клиренс, мм | нет данных |
Объем багажника, л | 695 |
Снаряженная масса, кг | 1536 |
Тип двигателя | бензиновый L4 турбо, компрессор |
Рабочий объем, куб. см | 1390 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 140/5600 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 220/1500 |
Привод | передний |
Трансмиссия | 7DSG |
Тормоза спереди/сзади | вентилируемые дисковые/дисковые |
Шины спереди/сзади | 205/55 R16/205/55 R16 |
Макс. скорость, км/ч | 202 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 9,5 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 6,6 |
Объем бака, л | 60 |