Когда смотришь на него со стороны, кажется, что нужно подумать, с какого бока к нему безопаснее подойти – как к быку-рекордисту или лошади-тяжеловозу. Огромность его внушает благоговение. Он красив на грани вульгарности и громоздок на грани изящества. Впрочем, он всегда балансировал на этих гранях. Но он стал, несомненно, еще лучше, чем прошлые поколения и модификации. Знакомьтесь – обновленный Land Cruiser 200.
Узнать его в «толпе» автомобилей нелегко – «ретушь» стартовавшей пять лет назад модели минимальна. А вот проданных с 2007 года «двухсотых» - великое множество! Усмотрев очередной из них, начинаешь приглядываться… Нет, не он. У обновленного – задние фонари со светодиодными секциями, более широкие хромированные молдинги на дверях, фары с выступающими наружу и немного вверх «поворотниками», повторители «поворотников» в зеркалах, новые противотуманные фары (круглые в квадратных рамках вместо прежних безыскусных прямоугольников), новый передний бампер и чуть изменившая форму решетка радиатора. Вот практически и всё.
В технике произошли более значительные изменения. Вместо 4,7-литрового бензинового мотора мощностью 288 л. с. появился чуть меньший по объему, но в то же время более мощный агрегат – 4,6-литровая 309-сильная «восьмерка» от модели Lexus GX 460. И «автомат» здесь теперь такой же, как на дизельных машинах – шестиступенчатый Aisin. Краснеть за «пятиступку» владельцам больше не придется. Кстати, может быть, это было причиной меньшего спроса на бензиновые версии, чем на дизельные? Последние предпочли более 2/3 российских покупателей.
Или все же потенциальных владельцев волновал расход топлива? Но заявленные величины расхода у версий на «легком» и на «тяжелом» топливе различаются не так уж значительно: 13,6 и 10,3 л на 100 км в смешанном цикле. Конечно, следует прибавить примерно по пятьдесят процентов на пробки и стиль вождения (а на этом автомобиле трудно придерживаться иного стиля вождения, кроме динамичного). И тут оказывается, что динамика двух модификаций различается еще меньше! Дизельный «двухсотый» достигает «сотни» за 8,9 секунд, всего на 0,3 секунды отставая от бензинового. Более того, он развивает на 5 км/ч большую максимальную скорость – 210 против 205.
Хотя, конечно, в лошадиных силах разница приличная. Дизельная 4,5-литровая «восьмерка» имеет мощность всего 235 л. с. Но не будем путать дизельных «лошадей» с бензиновыми.
И в оснащении разницы практически нет. Комплектаций – всего две, «Элеганс» и «Люкс», внешних различий они не имеют, равно как «Люкс» равнозначен для дизельной и бензиновой машин. «Элеганс» чуть проще: здесь нет цветного 8-дюймового дисплея мультимедийной системы, четырех встроенных в элементы кузова камер кругового обзора, аудиосистемы премиум-класса JBL, а также двух дополнительных сидений в багажнике. Все эти «недостатки» оцениваются примерно в 150 тыс. рублей – на столько версия «Элеганс» дешевле бензинового (от 3,294 млн рублей) и дизельного (3,270 млн рублей) «Люкса».
В последних же есть столько всего, что о большем, кажется, трудно и мечтать. Похоже, японцы создавали его в соответствии с нашим традиционным пожеланием «всего, чего хочешь, и побольше». В итоге, может быть, к «сотой» модели добавилось и не сто процентов, но все равно – «автомобиля» здесь очень много.
Причем, много не только качественно, но и количественно. Огромный снаружи, «двухсотый» огромен и внутри. Передние кресла, габаритами подходящие для просторного холла отеля, успешно примут водителя и пассажира любой комплекции. Под стать им и задний диван, простор на котором – особенно перед коленями – поражает воображение. Это даже не бизнес-класс, а King Size! Впрочем, для получения большего объема багажника (номинально он составляет 700 л) можно сдвинуть части дивана вперед, а также изменить наклон частей спинки. Здесь такой же двухзонный климат-контроль, как и у обитателей передних кресел. Но, увы, есть у второго ряда сидений недостаток: подушка низковата.
На третий ряд сидений и забраться легко, и позади него остается некоторый полезный объем. При отсутствии шестого и седьмого пассажиров половинки ряда легко складываются и приторачиваются к боковинам кузова. На ходу они не бряцают и не самораскладываются, независимо от состояния земной тверди под колесами и «крейсерской» скорости движения, проверено.
Вернемся в переднюю часть салона, на место за рулем, который при пуске двигателя (кнопкой START/STOP) услужливо займет заданное ранее положение. Можно занести в память и любимую настройку сиденья, а также «подогнать» под себя педальный узел (он тоже регулируется электроприводом). Приборы здесь оптитронные, подсветка белая, невероятно четкая, и несколько удивляют лишь дополнительные шкалы указателя давления масла и вольтметра. Необходимость последнего недвусмысленна: автомобиль настолько насыщен электрикой и электроникой, в том числе устройствами, работающими от аккумулятора при выключенном зажигании, что батарею нетрудно ненароком посадить. Правда, заглянув под капот, я перестал волноваться по этому поводу: по сторонам от гигантского, размером с чертежную доску, интеркулера расположились ДВА аккумулятора. Двести процентов…
Торпедо поражает монументальностью. И все кнопки, крутилки и рычажки на нем, и символы на гигантском сенсорном дисплее – тоже. Причина незатейлива: не промахнешься мимо нужной кнопки при самой сильной тряске. Но все же, если приглядеться, порой возникает чувство, что кнопки и крутилки выполнены такими большими, чтобы… занять место на панели. Скажем так, дизайнерам не мешало бы поработать над стилем. Даже брутальность надо придавать интерьеру умеючи. Размер, конечно, имеет значение, но не единственное.
Разностильность кнопок порой вводит в заблуждение. В целом логичность и интуитивная понятность интерфейса здесь на высоте, но в некоторых случаях приходится-таки заглядывать в инструкцию. Так, например, не сразу догадываешься, что вот этой крутилкой на облицовке туннеля пола (больше напоминающей мебельную горку) выбираются параметры движения в режиме Crawl Control. Чисто по наитию, не найдя другого способа выбрать ту или иную «грязь», я повернул эту ручку – и обнаружил изменения на дисплее в комбинации приборов. Ларчик открылся просто – но не сразу.
Да и не все управляющие кнопки и крутилки так уж массивны. Две «пимпочки», отвечающие за включение вентиляции либо подогрева сидений, не сразу и найдешь. Но вот что действительно поражает воображение, так это размер внутренних дверных ручек. Да и не ручки это никакие – это РУЧИЩИ! Берешься за такую – и сразу чувствуешь: ВЕЩЬ!
Дизель при пуске взревел, но как-то ровно, по-бензиновому, без характерного тарахтения. Но при номинальных оборотах холостого хода звук его пропадает за мощной шумоизоляцией. В салоне «двухсотого» очень тихо. Разве что снаружи слышны «тракторные ноты». Еще немного повертимся в кресле, чтобы устроиться поудобнее – и можно трогаться. Плавно и бесшумно эта махина сдвигается с места. Если есть возможность – не спешите давить на «газ», посмакуйте это удовольствие: величавое качение межконтинентального авиалайнера по рулежным дорожкам к началу взлетной полосы. Диспетчер дает добро на взлет? Ну что ж, как сказал Гагарин, «поехали!»
Разгон «двухсотого» еще больше напоминает take off самолета. Вы нажимаете на педаль «газа», но кажется, что где-то впереди, под массивным капотом, незримый пилот тянет ручку на себя… И вот уже гигантский аэробус, на вид такой грузный, отрывается от полосы. Вы хотели убедиться, что время разгона «двухсотого» до «сотни» соответствует паспортному? У меня тоже не получилось: когда бросил взгляд на спидометр, было уже 140. Не скажу, что это было легко и непринужденно – но это было гораздо быстрее, чем ожидал. Невероятная мощь! А ведь ее можно дополнительно увеличить, нажав кнопку особую кнопку… На самом деле этот режим предусмотрен для движения на тяжелых подъемах, при буксировке прицепа-дома или яхты. Но яхт у нас мало, домов-прицепов – тоже. Остается играть в «обгонялки».
Увы, не всегда сухопутным лайнерам доводится «летать» с крейсерскими скоростями. Ведя же «крейсер» в плотном потоке, следует быть осторожным: тормоза его (дисковые вентилируемые «по кругу»), конечно, мощны и надежны, но сам автомобиль очень уж велик и тяжел… В общем, хотелось бы чуть более эффективного замедления. И хотя бы немного меньшей «подвижности» кузова в разных направлениях, вызванной длинноходной подвеской. Негативно сказывается в этом плане и размерность шин: 285/60R18. Лучше бы установить 19- или 20-дюймовые колеса с шинами меньшего профиля. Кстати, даже такие большие колеса выглядят небольшими по сравнению с огромным кузовом.
Когда же открывается простор, как говорят пилоты, «миллион на миллион», мгновенное достижение скорости в 140 км/ч перестает казаться каким-либо достижением. Какие там 140… ведь только на 180 км/ч в салон наконец-то начинают проникать аэродинамические шумы! По этому показателю, как мне кажется, Land Cruiser 200 даже чуть впереди «Мерседеса» ML500… Но утверждать это не буду, тем более что без специальных приборов данное наблюдение не проверить.
Но в чем эти два автомобиля близки и, можно сказать, идентичны, так это в точности стрелочных спидометров. Если вызвать на дисплее в комбинации отображение больших и четких цифр текущей скорости, они будут на удивление точно соответствовать положениям стрелок. Да и не только их: скорость, определяемая системой навигации, будет точно такой же!
Увы, «двухсотенный» рубеж на «двухсотом» в этот раз преодолеть не удалось. На 190 км/ч раздался странный громкий хлопок… и хотя автомобиль продолжал нестись без видимых изменений, в душу закралось беспокойство: что-то случилось… И только много километров спустя я понял, что это было, боковым зрением заметив в окне правой задней двери какой-то болтающийся шнурок. С крыши сорвало установленную мной антенну СВ-радиостанции на магнитной подушке. Увлекшись скоростью, я совершенно забыл о ней. А она рассчитана на скорость движения не выше 110 км/ч.
Да и вообще, надо сказать, возможность вот так «взлететь» на наших дорогах случается крайне редко. Скоростные ограничения действуют не зря. А помимо пробок, на трассах частенько попадаются пелотоны «тихоходов», которые не только не выдерживают разрешенного скоростного лимита, но еще и обгоняют друг друга на таких скоростях, бессовестно занимая левый ряд. Проблема не в том, что эти водители медленно едут – проблема в том, что я их слишком быстро догоняю…
Стоит же шоссе начать выписывать повороты, взлетать и снижаться по холмам, покрыться волнами или различными дефектами, как скоростные возможности «Ленд Крузера 200» существенно снижаются. Вальяжный автомобиль начинает крениться, снижает курсовую устойчивость, на неровностях зависимая задняя подвеска ощутимо потряхивает пассажиров. В общем, начинается столь неприятная для авиаторов турбулентность. Многие сорвиголовы словно не замечают этого. Во время проезда плохих участков с нормальной скоростью меня не раз обгоняли «двухсотые», превышая не только обозначенные знаками лимиты, но и любые мыслимые пределы. Между тем, в инструкции к автомобилю сказано, что он не предназначен для спортивной езды точно так же, как спортивные модели не предназначены для бездорожья. Предупреждение сопровождается недвусмысленными картинками с перевернутым автомобилем, и следует подробное описание ситуаций, которые чреваты переворотом. Некоторые из них мы, что там греха таить, считаем нормальными и совершенно безобидными.
Может быть, стоит прислушаться к здравым голосам японских инженеров и принять как данность то, что этот автомобиль не всемогущ? Хотелось бы – да не получается. Потому что, как только под колесами кончается асфальт, ваша оценка «двухсотого» подскакивает еще выше. На двести процентов, если не больше.
Честно признаюсь, это слово уже использовал один автожурналист, тестировавший «Ленд Крузер 200». Но лучше не скажешь: по дорогам без покрытия на этом автомобиле хочется «валить». Именно так – нестись, очертя голову. Словно какая-то незримая «перестройка» происходит в недрах шасси, и оно начинает с готовностью проглатывать все те неровности, какие только что «не нравились» ему на асфальте. Как ему это удается? Почему эти гребенки, щебенки, грейдеры и проселки, кошмар и ужас для легковушек, пикапов и других внедорожников, вдруг превращаются для «двухсотого» почти в паркет?
Конечно, дело в тщательной доводке подвески. Конечно, дело в тонкой настройке систем контроля тяговых усилий на колесах и систем, предотвращающих заносы. Систему стабилизации VSC можно отключить — но после 50 км/ч она вновь активируется сама, не позволяя хулиганить и «мести хвостом». Ведь автомобиль-то по сути… заднеприводный! Межосевой дифференциал до блокировки – свободный, а блокировку на шоссейных скоростях производитель включать не рекомендует. Ох, нелишне все же иногда читать инструкцию!
Кстати, первая же «вылазка» в грязь показала, что эта блокировка почти ничего не дает. Она лишь становится основой, как булка становится основой сэндвича. На ее «фоне» гораздо более отчетливо проявляется эффект от противобуксовочной системы. На снятых нами коротких видеофрагментах отлично видно, как проскальзывающие в грязи колеса подтормаживаются, и… автомобиль выползает из скользкой колеи. А ведь мы еще не задействовали «главный калибр».
Это – система Crawl Control, доступная прежде только на бензиновых версиях «двухсотого», а после рестайлинга появившаяся и на дизельных. Она объединяет возможности понижающей передачи (задействуется только при ее включении), систем помощи при спуске с холма и при старте на подъеме, а также системы МТS, Multi Terrain Select, чем-то похожей на лендроверовскую Terrain Responce. Собственно говоря, чудес не бывает, различные режимы типа «Грязь и снег» и «Грязь и камни» суть всего лишь варианты автоматически поддерживаемой автомобилем скорости движения. Он никакой не волшебник и не в силах распознать, что у него под колесами, точно так же как стиральная машина не распознает пятен на грязном белье и не направляет на них очищающие струи – это всего лишь «сценический образ». И все-таки мы радуемся чистоте одежды после стирки, а в случае с «Ленд Крузером 200» - возможности испачкать эту самую одежду не так уж сильно. Нехитрые настройки ряда электронных устройств и исполнительных механизмов («раздатки», тормозов) позволяют ему автоматически проделывать то, что раньше среди джиперов считалось уделом мастеров внедорожного вождения. Теперь, наверное, в мастера следует записывать того, кто сумеет-таки обмануть электронику и «посадить» этот автомобиль.
Первый встреченный мной уклон не порадовал: «двухсотый» не распознал в нем уклон и поехал, похрюкивая тормозами, крайне неровно и неохотно. Пришлось искать горку покруче. Вот это другое дело: система Crawl Control на середине своих возможностей преодолела ее, словно демонстрируя учебную киноленту. Пару раз картинно скатившись и поднявшись по насыпи дороги, автомобиль как-то сам собой остановился перед склоном, который прежде вовсе не рассматривался как потенциальный маршрут – он выглядел, мягко говоря, крутоватым. Но, случайно приотпустив педаль тормоза, я вдруг почувствовал, что «Крузак» движется именно туда… Что ж, коль хочешь – давай…
И он дал! Он полез на склон, словно действительно был живым и пытался мне что-то доказать. Он лез с упорством самурая, а я видел в ветровом стекле одно только небо. И он залез. А потом залез второй раз, третий, четвертый. Мокрая от росы трава была уже раскатана, но это его нимало не смущало. А вот меня смутило то, что попытка зафиксировать автомобиль на этом склоне для фотосъемки не удалась. Режим «паркинга» в коробке передач и стояночный тормоз не смогли его удержать на том косогоре, на который он только что карабкался.
Друзья! Если вам доведется обладать или хотя бы временно управлять этим внедорожником, оцените трезво – нет, не его возможности – свои. Ведь если на середине склона вы вдруг передумаете продолжать подъем и с испугу начнете поворачивать руль в сторону спуска, автомобиль может опрокинуться и кубарем покатиться вниз! В данном случае он способен двигаться к цели именно как самурай, решительный и непреклонный: только «в лоб», под 90 градусов к склону. Вы сомневаетесь в его курсе? Он подскажет: на дисплей в комбинации приборов можно вывести индикацию положения (угла поворота) передних колес. А также включить камеры переднего и бокового обзора. Изображение с них, выводимое на 8-дюймовый дисплей, прекрасное. Что до наружных зеркал, то лучшего их размера желать не приходится.
При внедорожных маневрах исключительно в горизонтальной плоскости можно дополнить «ползущий» режим (Crawl Control) подтормаживанием внутреннего по отношению к повороту заднего колеса, отчего маневренность возрастает в разы.
Мы не рассказали еще об очень многих возможностях этого «короля» (без преувеличения – одного из «королей» бездорожья). Но, честно признаться, в ходе не очень длительного теста не выпало и случаев проверить некоторые из возможностей. Например, найти достойный преодоления участок песка. Встреченные песчаные фрагменты грунтовок, с таким трудом преодолеваемые легковушками и даже грузовиками, «Ленд Крузер 200» даже не заметил. «Вы называете это песком? Я – нет».
Словом, лучшим тестом этого автомобиля было бы хорошее путешествие-экспедиция протяженностью в несколько тысяч километров, обязательно по разным регионам, климатическим и природным зонам. Чтобы перегоны составляли сотни и сотни километров в день, да можно и в ночь, потому что дорогу отлично освещают би-ксеноновые фары. А от усталости можно помочь себе «энергетиком», охлажденном в боксе размером с холодильник «Морозко» между передними сиденьями. Можно набрать с собой кучу экспедиционного снаряжения (багажник позволяет) и множество электронных приборов, которые при необходимости легко запитать или подзарядить, используя штатную 220-вольтовую розетку в багажнике.
Правда, для дальнего вояжа неплохо было бы обновить карты в системе навигации. Она прекрасно ориентируется в Москве и ее ближайших окрестностях, но в трех сотнях километрах от столицы видит, в основном, белую тундру.
А по итогам такого путешествия можно будет написать… книгу. Потому что даже в серии репортажей будет трудно изложить все то интересное, что может быть связано с этим функционально насыщенным автомобилем. Автомобилем, которого много. Очень много. Двести процентов.
Месяц наад купил себе Крузак. Я сам по комплекции не маленький но он, капец ! Был выбор купить новый GL - ни грамма не жалею. Сказать по правде, я ещё в него не вьехал, в бардачке на него, лежит Большая Советская энциклопедия, чекнуться. В настоящий момент прохожу обкатку, ещё пока он дубовый. Посоветовали сразу поменять тормоза - для него слабенькие - соглашусь. Однако по большому счёту отлично, посадка супер, сидишь как будто на Эвересте всё во круг кажется таким маленьким. Одним словом я уверен, что лучше Ленд Крузера может быть только Камаз ! На другое после него просто не сядешь!
Ответить
отличное описание
Ответить
Самый лучший внедорожник в мире! Моя мечта!!!
Ответить