Японская машина, четко ориентированная на европейцев, имеет хорошие шансы на успех в России. Мы убедились в этом в ходе теста компактвэна Suzuki Splash
Компактный однообъемник Suzuki Splash – машина из когорты космополитов. Эта модель рождалась в борьбе за европейских покупателей, с учетом их вкусов, привычек и потребностей. Все началось с того, что в 2004 г. команда дизайнеров под руководством Акиры Камио отправилась в Германию, чтобы в буквальном смысле проникнуться европейским менталитетом. Стилисты-“лазутчики” изучали дома, автомобили, одежду, быт и привычки немцев, и в результате появилось три эскиза будущего минивэна.
Эти скетчи легли в основу концепта, дебютировавшего в 2006 г. в Париже, а еще через год Splash предстал в серийном варианте. Автомобиль с говорящим названием (splash по английски – “всплеск”, “сенсация”, “эффект”) стал стилистическим переосмыслением тех моделей Suzuki, в которых национальная принадлежность ясно прочитывается. Поскольку на момент проектирования в той же нише обитал компактвэн Suzuki Wagon R, новый Splash стал его стилистическим антиподом. На место спокойных, консервативных линий пришли экспрессивные окружности и изгибы, градус спортивности резко повысился. При этом родство с компактным хэтчбеком Swift, также ориентированным на Старый Свет, стало совершенно очевидным. Более того, игра по европейским правилам удалась настолько, что немецкий Opel, основываясь на партнерских соглашениях между GM и Suzuki, клонировал Splash: немецкий двойник после минимальных внешних доработок поступил в продажу как модель Agila.
Выискивать источники вдохновения в работе над внешностью Splash – дело неблагодарное. Но явные ассоциации все же присутствуют. Прежде всего, с уже упомянутым Swift, авторам которого не устают пенять на сходство их хэтчбека с европейским MINI Cooper. Текучие формы блок-фар, перерезанная цветной полосой трапеция решетки радиатора, “бицепсы” колесных арок и ниспадающая линия крыши – эти элементы есть и у компактного хэтчбека Suzuki.
Однако “корма” Splash решена в совершенно оригинальном ключе. Свес короче, чем у Swift, задняя кромка крыши задрана для увеличения внутреннего объема, пятая дверь установлена не диагонально, а почти вертикально. Словом, налицо черты, свойственные сегменту однообъемников. Наконец, не обошлось без восточных мотивов – крупные задние фонари-бумеранги добавляют Splash основательности.
А вот внутри автомобиля японским национальным духом не пахнет вовсе – никакой многослойности панелей, агрессивного звучания фактур и форм или провоцирующей асимметрии декоративных элементов. Вместо этого – по-немецки образцовая эргономика, порядок и минимализм. Большое “блюдце” спидометра и циклопическое око тахометра на передней панели не могут не вызвать ассоциаций с похожими элементами у моделей MINI и Peugeot: Suzuki будто демонстрирует, что не может оставаться в стороне от модных трендов. В то же время рулевое колесо и селекторы КП, унифицированные с моделями Swift и SX-4, сигнализируют, что перед нами полноправный представитель семьи Suzuki.
Наблюдая за жизнью немцев на стадии разработки дизайна, в Suzuki не могли не отметить проблем с парковочными площадями. Отсюда – несомненное достоинство Splash: он компактен снаружи и просторен внутри. Выжать максимум объема из интерьера удалось известным и проверенным методом: заднюю ось сдвинули максимально близко к “корме”, сиденья “галерки” сместили к тылу, и они съели значительную часть багажного отсека – он не превышает у Splash скромные 180 л. Зато благодаря высокой крыше чемоданы можно ставить в багажник вертикально, один на другой. Существенно, что в тыльной части машины нашлось место и для “докатки”, а если разложить задние сиденья, образуется ровный пол, так что и довольно длинные предметы или, скажем, комплект колес поместятся без проблем. Хотя отсутствие продольной регулировки дивана, как, например, у Renault Twingo или Nissan Micra, огорчает. Такая схема могла бы обеспечить этому “японцу” дополнительные преимущества.
Тем не менее принесение объема багажника в жертву комфорту пассажиров кажется оправданным. Вопреки опасениям в салоне компакта Splash не чувствуешь себя стесненно. Над головой и в районе плеч места хватает, а на недостаточность диапазона продольной регулировки передних кресел могут посетовать лишь люди ростом выше 180 см. Я при своих 175 см вольготно сидел как на водительском месте, так и на втором ряду сидений.
К качеству внутренней отделки Splash претензий нет, даже несмотря на то что пластик жесткий. Упругостью радуют лишь обод “баранки” и рукоятка ручного тормоза. Однако все полимеры приятны на ощупь и не создают ощущения бюджетности. Вкрапления серебристого пластика изящны, мультяшные инструменты выглядят сюрреалистически. Есть, однако, ряд замечаний к эргономике. Руль регулируется лишь по углу наклона, считывать показания с “глазика”-тахометра не слишком удобно, шкала уровня топлива столь же миниатюрна. Наконец, отделений для мелочовки в компактвэне могло бы быть и больше, ведь ключевая аудитория модели – и в Suzuki этого не скрывают – представительницы слабого пола.
Оказавшись за рулем Splash, сразу же осознаешь, что он ориентирован на езду в мегаполисе, причем мегаполисе европейском. Большая площадь остекления и информативные внешние зеркала гарантируют прекрасный обзор. Высокая посадка седоков обоих рядов (сиденья расположены здесь на 5 см выше, чем в соплатформенном Swift) позволяет смотреть на поток “свысока” – как в кроссовере. Радикально короткие передний и задний свесы облегчают маневрирование, в то время как клиренс 140 мм добавляет уверенности на автобанах. К сожалению, в российских условиях малый дорожный просвет способен вызвать и предсказуемые проблемы – такие, как контакты переднего бампера с высокими бордюрами и трудности при движении зимой в обледенелой колее. Однако благодаря вышеупомянутым небольшим свесам Splash все же может забраться на тротуары с небольшим бордюром – мы не преминули убедиться в соответствующих возможностях машины в ходе теста.
Плотная подвеска Splash с легкостью переваривает мелкие и средние дорожные неровности. Например, переезд через “лежачих полицейских” не доставляет дискомфорта. Однако с существенными изъянами дорожного полотна компактвэн справляется хуже: удары от ям и стыков жестко передаются на кузов, а брусчатка трамвайных путей заставляет седоков переднего ряда подпрыгивать подобно мячикам. Зато на качественном асфальте Splash демонстрирует хорошую плавность хода и на удивление отточенную управляемость – почти на уровне Swift и SX-4. Ну и, конечно, против законов физики не пойдешь – в быстрых виражах проявляются ощутимые крены, при экстренном торможении минивэн предсказуемо клюет носом. Зато нет проблем с курсовой устойчивостью. Машина не рыскает в колее, и ее не сдувает ветром на трассе, несмотря на высокий кузов.
Рулевое управление Splash логичное и комфортное. Руль не острый, чуть более трех оборотов от упора до упора. Однако обратная связь реализована отлично. Тем не менее любители активной езды (а Splash, как ни парадоксально, к ней подталкивает) могут посетовать на отсутствие выраженного “нуля”. Женская аудитория, в свою очередь, – на слишком тяжелую “баранку” в парковочных режимах. Однако, на наш взгляд, в целом привод рулевого управления в этом компактвэне настроен оптимально.
А вот работа тормозов полностью не удовлетворила. Тормозное усилие дозируется здесь вполне предсказуемо, но, чтобы замедлиться экстренно, на левую педаль нужно хорошенько надавить. Вряд ли подобное понравится женщинам, а ведь они, напомним, ключевая потребительская аудитория Splash. Зато работа 1,2-литрового бензинового моторчика в связке с 4-диапазонным “автоматом” заслуживает всяческих комплиментов. Двигатель оказался очень отзывчивым во всем диапазоне оборотов, и 94 л.с. вполне достойный показатель. Субъективно машина едет даже резвее, чем обещают заявленные производителем 14 с до “сотни”.
Что же касается акустического комфорта, то, если поддерживать низкие и средние обороты двигателя, он кажется почти безупречным. Однако стоит подстегнуть машину, и голос “атмосферника” мигом преодолеет сопротивление шумоизоляции, передав в салон тонизирующий спортивный рокот.
Сегодня Suzuki Splash представлен на нашем рынке лишь в одной, хотя и богатой комплектации GLS, предусматривающей оснащение 1,2-литровым мотором и автоматической трансмиссией. Будут ли ввозиться другие версии, пока не решено. На наш взгляд, отсутствие возможности заказать в качестве опции механическую коробку передач, равно как и машину с менее мощным мотором, сужает нишу потенциальных покупателей автомобиля. Чему, видимо, могут только радоваться конкуренты других марок. Сейчас в этой нише вполне комфортно устроились одноклассники этого “японца” – Kia Picanto, Peugeot 107, Chevrolet Spark, Citroen C1.
СРАВНИТЕ САМИ | |||
Suzuki Splash 1.2 АТ | Kia Picanto 1.2 АТ | Citroen C1 1.0 РКП | |
Макс. мощность, л.с. | 94 | 85 | 68 |
Макс. момент, Нм | 118 | 121 | 93 |
Макс. скорость, км/ч | 170 | 163 | 157 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 14,0 | 13,4 | 14,0 |
Экономичность, л/100 км | 5,7 | 5,3 | 4,6 |
Безопасность EuroNCAP | **** | **** | **** |
Цена, руб. | 555 000 | 489 900 | 426 000 |
Технические характеристики Suzuki Splash 1.2 | |
Габариты, мм | 3715х1680х1590 |
Колесная база, мм | 2360 |
Колея спереди/сзади, мм | 1460/1460 |
Клиренс, мм | 140 |
Объем багажника, л | 178–573 |
Снаряженная масса, кг | 1065 |
Тип двигателя | бензиновый L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1242 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 94/6000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 118/4800 |
Привод | передний |
Трансмиссия | автоматическая 4-диапазонная |
Макс. скорость, км/ч | 170 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 14,0 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 5,7 |
Объем бака, л | 45 |