После премьеры модели “9-5” прошло уже больше восьми лет – по современным меркам срок немалый. Решение о рестайлинге машины напрашивалось. И дизайнеры SАAB поработали на славу. На столь радикальную смену имиджа консервативные шведы решились впервые с 1979 года, когда появилась классическая “900-я”, ставшая визитной карточкой компании. Обновленный “Saab” выглядит современнее, спортивнее и агрессивнее. Но, пожалуй, несколько утратил прежнюю индивидуальность, столь ценимую поклонниками этой марки...
МАШИНЫ из Тролльхеттана всегда стояли особняком от моделей других брендов. За компанией SAAB прочно закрепилась репутация производителя автомобилей с налетом элитарности, автомобилей “для тех, кто понимает”. Никто и никогда не покупал “Saab” в расчете на внешний эффект. Среди их владельцев не было и нет звезд шоу-бизнеса, удачливых биржевых игроков, криминальных деятелей. Например, в США, где продается большинство машин шведской марки, их традиционно выбирают представители научно-технических кругов, люди творческие, ценящие в “Saab” умеренно консервативный имидж и высокотехнологичную “начинку”.
Ориентируясь на запросы подобных клиентов, разработчики “Saab” никогда не гнались за дешевой популярностью и модными веяниями, предпочитая свой собственный путь развития. И, несмотря на это, зачастую оказывались на самом острие технического прогресса. Именно компания SAAB раньше всех стала применять турбонаддув и 16-клапанные двухвальные двигатели на массовых серийных моделях. А еще – одной из первых в мире получила максимально возможную оценку европейских экспертов за безопасность своих автомобилей.
Из фамильных технических особенностей шведской марки нельзя не отметить любовь к переднему приводу (в модельном ряду отродясь не было ни одной заднеприводной машины) и явную неприязнь к многоцилиндровым V-образным двигателям. Оптимальным вариантом здесь всегда считалась рядная “четверка”, снабженная турбонаддувом и балансирными валами противовращения, которые гасят нежелательные вибрации и обеспечивают беспрецедентную (для 4-цилиндровых моторов) плавность работы.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ обновленного “9-5” состоялась в Стокгольме неподалеку от знаменитого здания Нобелевского комитета, где ежегодно принимаются решения о присуждении самой престижной в мире премии. Честно говоря, мне очень хотелось, отклонившись от намеченного организаторами маршрута, припарковать “Saab” напротив дверей, украшенных профилем Альфреда Нобеля, и посмотреть на реакцию людей, входящих и выходящих из здания. Где же еще гарантированно встретишь сразу столько представителей научно-технической интеллигенции? Подозреваю, что большинство из них, в том числе владельцы дорестайлинговых “Саабов”, даже не признали бы в стоящем автомобиле “Saab”.
Изменения в салоне коснулись в основном отделочных материалов и мелких декоративных деталей.
Нередко осмотр модели, подвергшейся легкому рестайлингу, смахивает на игру “найди десять отличий”. В случае с “9-5” приходится искать те детали и элементы, которые остались прежними. Их не так уж и мало, но заметить это можно, только если поставить старый и новый автомобиль рядом. Модель выглядит другой. Кардинально другой.
Благодаря принципиально новым радиаторной решетке, капоту, фарам и бамперу передняя часть кузова преобразилась так радикально, что даже оставшиеся без изменения крылья (похоже, кстати, что они у старой и обновленной модели взаимозаменяемы) стали смотреться по-другому. Фирменная трехсекционная саабовская решетка разрослась во всю ширину автомобиля, вобрав в себя фары, которые отныне являются ее логичным продолжением. Светотехника, упрятанная под тонированные прозрачные колпаки, сливается с воздухозаборниками. Таким образом, формально получается, что фамильная “геральдика” передней части автомобиля (с перевернутой трапецией посередине и двумя наклонными элементами по бокам) сохранена, но прежнее четкое и графичное “звучание” она полностью потеряла.
Средняя часть кузова, включающая в себя двери, крышу и остекление, осталась прежней. А задний бампер, крышку багажника и стоп-сигналы переделали (опять же не затронув сами крылья). Можно посчитать: две штампованные детали (капот и крышка багажника), две литые из пластика (передний и задний бампер), светотехника и декоративная решетка – отличий меньше десяти. Производители обошлись малой кровью, зато эффект – потрясающий. Еще раз браво дизайнерам, пусть даже лично я не разделяю их представлений о прекрасном.
Да, свежо, оригинально, современно, стильно (необходимое количество эпитетов можно добавить по вкусу), но есть и оборотная сторона медали. Если вместо тонкой поперечной планки, заменившей на радиаторной решетке стилизованный самолетик, поставить скошенный крест “Chevrolet” (модное нынче увлечение в компании “General Motors”, куда входит SAAB), то можно принять “Saab” за очередное произведение корейских мастеров дизайна.
ТЕ ЖЕ десять отличий можно поискать и внутри автомобиля. И, может быть, даже найти. Но мне это сделать не удалось. Обновленная гамма отделочных материалов передней панели, несколько иные обивки дверей, новая “баранка” (для самой дорогой комплектации) и более современные шкалы приборов – вот, собственно говоря, и все, что бросается в глаза. Десятка пунктов как-то не набирается.
Линейка бензиновых двигателей тоже осталась практически без изменений. Как и на автомобилях прошлого поколения, все моторы традиционно 4-цилиндровые, с турбонаддувом. Самый доступный – 2-литровый (150 л.с.). Кроме него предлагается три варианта 2,3-литрового двигателя, который в зависимости от степени наддува может развивать 185, 220 или 260 (только для топовой версии “Aero”) лошадиных сил. Ранее максимальная мощность последнего составляла 250 л.с.
Снят с производства 6-цилиндровый 3-литровый дизель с непосредственным впрыском топлива. Вместо него появились рядная дизельная “четверка” объемом 1,9 л (150 л.с.) и 2-литровый мотор “BioPower”, работающий на смеси этанола с бензином (180 сил). В экономной Европе при заоблачных ценах на бензин эти версии, видимо, будут самыми востребованными.
Новый “Saab” намечено выпускать с кузовами “седан” и “универсал” (он называется “SportCombi”) и в четырех возможных комплектациях: по восходящей – “Linear”, “Arc”, “Vector” и уже упомянутая “Aero”. (Иерархия стандартных комплектаций с использованием в качестве названий геометрических терминов уже стала одной из узнаваемых черт всех “Саабов”.) Главные отличия между ними – это материалы отделки салона и размер колесных дисков. Для автомобиля в исполнении “Linear” полагаются 15-дюймовые колеса, для “Arc” – на дюйм больше, а для “Vector” и “Aero” – 17 дюймов.
ЖЕЛТЫЙ треугольник с красной каймой и силуэтом оленя по центру – один из самых распространенных дорожных знаков на дорогах Скандинавии. Шведы называли нам какие-то ужасающие цифры о количествах ДТП с участием диких животных, преимущественно лосей. Не хотят вольнолюбивые сохатые считаться с правилами дорожного движения. Мы с коллегой настолько увлеклись обсуждением этой проблемы, что метнувшаяся через дорогу тень чуть было не застала нас врасплох. Рывок рулем в сторону, визг резины... На этот раз все обошлось. Краем глаза я даже успел заметить, как косуля (к счастью, нас “подрезал” не лось), ломая кусты, скрылась в лесу на другой стороне дороги.
В профиль рестайлинговый “Saab” практически неотличим от прежнего.
– А автомобиль-то “поплыл”, – переведя дух, заметил напарник, сидевший на пассажирском месте. – То ли дорога присыпана песочком, то ли покрышки не самые удачные...
– Не придирайся! – ответил я. – Знаешь, откуда бы нас сейчас доставали, если бы машина была заднеприводной?
Действительно, наш “Saab” отработал внезапный маневр безупречно. Устойчивость и управляемость автомобилей этой марки всегда была на более чем приличном уровне. А сейчас, при рестайлинге, инженеры “поколдовали” над настройками подвески, добавив ей спортивности. Теперь характер автомобиля понравится азартным водителям, предпочитающим агрессивный стиль езды. Читай – молодежи с лихаческими амбициями.
По-моему, в этом-то все и дело. Похоже, столь радикальный рестайлинг затевался для того, чтобы расширить круг поклонников марки. Обновленный “Saab 9-5” благодаря своему броскому дизайну и улучшенным ходовым характеристикам призван понравиться молодым покупателям, которых прежде отпугивал сдержанно-консервативный имидж шведских автомобилей.
Краткая техническая характеристика “Saab 9-5” | |||||
2.0t | 2.3t | 2.3T | 2.3 Turbo (“Aero”) | 1.9 TiD | |
Габаритные размеры | 481х179х145 см | 481х179х145 см | 481х179х145 см | 481х179х145 см | 481х179х145 см |
Снаряженная масса | 1.500 – 1.745 кг | 1.500 – 1.745 кг | 1.500 – 1.745 кг | 1.500 – 1.745 кг | 1.500 – 1.745 кг |
Двигатель | рядный, 4-цил., 2 л | рядный, 4-цил., 2,3 л | рядный, 4-цил., 2,3 л | рядный, 4-цил., 2,3 л | рядный, 4-цил., 1,9 л |
Мощность | 150 л.с. при 5.500 об/мин | 185 л.с. при 5.500 об/мин | 220 л.с. при 5.500 об/мин | 260 л.с. при 5.300 об/мин | 150 л.с. при 4.000 об/мин |
Крутящий момент | 240 Нм при 1.800 об/мин | 280 Нм при 1.800 об/мин | 310 Нм при 1.800 об/мин | 350 Нм при 1.900 об/мин | 320 Нм при 2.000 об/мин |
Максимальная скорость | 215 (210) км/ч | 230 (225) км/ч | 235 (230) км/ч | 250 (250) км/ч | 205 (205) км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 9,8 (11,6) с | 8,3 (9,5) с | 7,8 (8,7) с | 6,9 (8,2) с | 10,1 (11,0) с |
Средний расход топлива | 9 (10,3) л/100 км | 8,9 (10,0) л/100 км | 8,9 (10,3) л/100 км | 8,8 (9,8) л/100 км | 6,4 (7,4) л/100 км |
Запас топлива | 75 л | 75 л | 75 л | 75 л | 75 л |
В скобках – данные автомобиля с автоматической коробкой передач.