О, сколько нам открытий чудных приготовил кабриолет Peugeot 308 CC вместе с купе Peugeot RCZ во время путешествия по Бретани и Нормандии!
Динар, Сен-Мало и Мон-Сен-Мишель – каждое из этих мест стоит не то что отдельной статьи, а отдельной жизни! А ведь есть еще два замечательных автомобиля – кабриолет Peugeot 308 CC и купе Peugeot RCZ, рассказ о которых, собственно, и являлся целью экспедиции.
По таким местам, да еще весной, следует путешествовать на кабриолете. Поэтому мой первоначальный выбор был однозначен – только Peugeot 308 СС. Ветер с моря кружит голову. Открытый кузов слегка “живет” подо мной, словно я совершаю пешую прогулку. Не езда, а воздухоплавание. Подгоняю свою “солнечную ванну” к берегу и барственно любуюсь горящим синим пламенем заливом…
Динар, который ныне называют Каннами севера, некогда был небольшой рыбацкой деревушкой, которую в XIX веке облюбовали британские аристократы, превратив ее в модный курорт, соперник Биаррица. Особую прелесть этим местам придают своеобразные островерхие виллы, одновременно и нарядные, почти кукольные, и мрачноватые своей курортной готикой. Дома-крепости стоят как бы и вместе, образуя сказочный “частный сектор”, и каждый сам за себя, занимая все командные высоты на побережье, не вросшие, а словно выросшие из окрестных скал. Говорят, один из здешних мини-замков послужил прототипом особняка, в котором происходит действие одного из лучших ужастиков Альфреда Хичкока – “Психо”. Вообще же эти места больше напоминают Англию, чем Францию. Впрочем, не стоит здесь даже пробовать углубляться в историю. Начнешь – и никогда не закончишь. Достаточно упомянуть тот факт, что Великобританию потому и стали называть великой, что кроме нее существовала еще и вот эта, невеликая, французская Бретань.
Немудрено, что англичане до сих пор считают эти места до некоторой степени своими. Здесь любил отдыхать Уинстон Черчилль. А, скажем, ежегодный фестиваль британского кино проходит не где-нибудь, а именно здесь – в Динаре. И символом этого мероприятия уже много лет служит забавная скульптура Хичкока, подружившегося со своими птицами.
Впрочем, Динар вовсе не главный туристический магнит этих мест. На другом берегу залива глаз различает нечто совершенно иное по духу и настроению, нечто удивительное, нечто строго ставшее в серый гранитный фронт, словно сам горизонт ощетинился фортами и шпилями против обманчивой безмятежности моря и неба. Это остров-крепость Сен-Мало.
Веками Сен-Мало противостоял морской мощи англичан – “проклятых англичан”, как непременно выразится местный житель. Не в силах бороться с хозяевами морей в открытую, французы активно применяли каперство, то есть узаконенное пиратство. Сен-Мало стал центром подобного рода коммерческой деятельности. Памятник одному из самых знаменитых корсаров, “тигру семи морей” Роберу Сюркуфу и сегодня грозит Англии на одной из площадей. В честь флибустьера до сих пор называют один из кораблей ВМС Франции. Он одержал сотни побед над англичанами, и однажды раздосадованный британский адмирал сказал о нем: “Между нами есть существенная разница. Мы сражаемся за честь, а он – за деньги”. На что Сюркуф ответил с истинно французским остроумием: “Каждый воюет за то, чего ему не хватает”.
Об особом характере этого разбойничьего Кронштадта говорит не только мощь замковых башен, но и каминные трубы похожих на казармы особняков, призванные выдержать порывы штормового ветра. Однако наибольший ущерб Сен-Мало нанесла не стихия. Во время Второй мировой войны немцы устроили в этом городе узел обороны побережья. В результате англичане и их союзники американцы не оставили от крепости камня на камне в 1944 г. Город был разрушен на 80%. Его даже хотели оставить в виде руин – как памятник войне. Почти все, что можно видеть сегодня, включая собор со шпилем, – это результат кропотливого, камень за камнем, послевоенного “римейка”. Местные жители решили, что их слишком многое связывает с этим островом, чтобы вот так бросить его.
Здесь родился и упокоился Жак Картье, первооткрыватель Канады. Здесь появился на свет Шатобриан. И здесь же, лицом к морю, как и было завещано, великий романтик похоронен на соседнем островке Гран-Бе, который во время отлива соединяется с Сен-Мало незарастающей народной тропой.
Как сказал другой поэт, только море может взглянуть в лицо небу. Но бывает, что и море отводит глаза и смежает песчаные веки. Одна из особенностей этих мест – самый высокий прилив в Европе. Разница в уровне воды может достигать 14 м! Утром ты любовался с балкона роскошного номера “Гранд-отеля Барьер” (см. врезку) гладью залива с водой какого-то небывало синего, точно с неизношенной изнанки, цвета, а к обеду десятки лодок и яхт беспомощно легли на борт, усеяв лунную пустыню пляжа, простершегося чуть ли не до горизонта. Можно побродить по дну моря, наблюдая, как стекленеет песок на вечернем солнце, отрешенно думая о нелепых людских страстях и их глупых фобиях, а чайки над головой будут издевательски хохотать над новоявленным Хичкоком.
“Нет ничего страшнее закрытой двери” – утверждал Альфред Хичкок, который с детства панически боялся полиции и ни разу в жизни не сел за руль автомобиля. Может, ему стоило попробовать машину с открытым верхом?
308-я – одна из самых успешных моделей Peugeot. На нее приходится половина всех продаж марки в России. А во всем мире с 2007 г. продано 930 тыс. автомобилей этой модели. И вот в 2011 г. пришло время фейслифтинга. В салоне улучшилось качество материалов. Передняя часть получила более мягкие обводы. Появились обязательные ходовые огни на светодиодах. Но главное, знаменитый “львиный зев” радиаторной решетки стал менее “мажорным”.
Практически при той же колесной базе кабриолет длиннее хэтчбека на 124 мм. В результате даже с убранной крышей багажник вмещает 266 л. Места для задних пассажиров чуть меньше, чем на более утилитарных вариантах, зато салон шире “в локтях”, и на передних местах сидеть очень просторно и комфортно. Встроенный в спинку сиденья “воздушный шарф” укутывает приятным теплом плечи и шею.
Но вот мне надо совершить короткий марш-бросок от одной достопримечательности к другой, поток транспорта вокруг густеет, уличный шум становится навязчивым, и я опускаю “забрало”, защелкнувшееся над моей макушкой с породистым гудением качественного механизма. Посторонние шумы как отсекло. Я крепче хватаюсь за руль. И вот неожиданность: характер у автомобиля, оказывается, весьма боевой! Надо отметить, что этому впечатлению в немалой степени способствовала 6-ступенчатая “механика” и весьма бодрый турбомотор мощностью 200 л.с. В Россию, к сожалению, 308 СС с этим двигателем не поставляется, но очень понравилось и поведение автомобиля в целом, особенно рулевая система, отлично сбалансированная и великолепно имитирующая спортивные реакции. И постепенно передо мной вырисовалась главная особенность этой машины. Peugeot 308 CC – отличный инженерный компромисс. Как видно из названия, у этого автомобиля две, достаточно противоречивые ипостаси, и ни одна из них не унижает достоинства другой. За 20 секунд из прогулочного кабриолета получается очень неплохое на ходу и вполне 4-местное купе. И наоборот!
Не побоюсь сказать, что 308-я модель именно в варианте СС смотрится наиболее интригующе и импозантно. Особенно без крыши. А поднятый верх придает внешности интригу, которая многих заставляет оборачиваться. Но все это – полный штиль по сравнению с тем повальным головокружением, которое начинается вокруг при появлении RCZ. Напомню, что впервые этот автомобиль, также созданный на базе 308-й модели, был представлен на Франкфуртском автосалоне 2007 г. как чистый концепт, без каких-либо планов серийного производства. Но эти планы возникли и были реализованы после того приема, который публика устроила смелому эксперименту. А чтобы не разочаровывать народ, концепт пошел в серию почти в неизменном виде: с необычными пропорциями, с более чем вызывающей “кормой”, со сверкающими “рельсами” поверх окон и с двумя сексапильнейшими выпуклостями крыши – фирменным знаком ателье Zagato.
И все же пересаживался с кабриолета на RCZ я с большой неохотой, слишком уж соответствовал 308 СС окружающей обстановке и духу путешествия. Однако досадовал я лишь до первого поворота. А затем… Затем мне стало совершенно все равно, что там меня окружает и в каком оно духе. Есть автомобили, которые заряжают азартом даже не слишком азартных людей. И не только своими динамическими возможностями, но и тем, с какой легкостью и дружелюбием они эти возможности предоставляют в распоряжение водителя. Почти полное отсутствие задних сидений? Необходимость терпеть излишнюю тряску довольно жестко настроенного шасси? По-спортивному злой, рыскающий норов? Тяжелый, хорошо загруженный информацией и усилием руль? Все это кажется скорее необходимым, чем недостаточным с точки зрения комфорта или утилитарности. RCZ часто сопоставляют с Audi TT в качестве доступной версии молодежного спорткара. Но выглядит “француз” круче и элегантнее. А по ощущениям за рулем его впору сравнивать с… Porsche Cayman. Как и в немецком образце, в RCZ все сделано правильно – и руль, и шасси, и трансмиссия.
Но вот на горизонте возникает очередной архитектурный мираж, который не начинает казаться более реальным оттого, что весеннее солнце все яснее и четче высвечивает каждую деталь гранитного марева его стен. Мон-Сен-Мишель – гора Св. Михаила – одно из самых невероятных зрелищ на этой планете. Словно целый город засобирался в небо вслед за своим собором.
Языческим богам на этой горе молились в незапамятные времена. Когда-то она стояла среди священного леса, который в VIII веке был смыт каким-то гигантским приливом. Так гора стала островом. Но этот остров скорее плывет в пришпиленном небе, чем в море. Он и фантастичен, недаром послужив прототипом для сказочного города-крепости Минас-Тирит из третьей части “Властелина колец”, и реален с чудовищными ребрами своих контрфорсов. Он был и самым почитаемым французским монастырем, и крепостью, выдержавшей 30-летнюю блокаду “проклятых англичан” во время Столетней войны, и тюрьмой, морской Бастилией, после Великой французской революции.
Виктор Гюго называл его “пирамидой в океане”. Остров невелик. Диаметр – 930 м. Но шпиль собора вздымается на высоту 155,5 м. Город состоит из единственной улицы, которая сжатой пружиной вьется по склону до ворот монастыря, оседлавшего вершину. Далее начинаются бесконечные и путаные, как фантазии Кафки, переходы и подземелья обители, вдруг выводящие то в залы с “потайными” окнами, то в мрачные крипты с громадными, по пять метров в обхвате, столпами, на которых, собственно, все это величие и держится, то в залитый солнцем внутренний двор с “блуждающими” колоннами, а то на открытую площадку, образовавшуюся некогда после обрушения части собора, откуда открывается удивительный вид на земноводный глобус окрестностей, похожих на обнажившееся до самого дна сновидение.
Я уже писал о необычно больших приливах в этих местах. Причина в том, что два полуострова, на которых располагаются Бретань и Нормандия, загоняют приливную волну в угол, создавая что-то вроде кумулятивного эффекта. В этом-то углу и расположен Мон-Сен-Мишель – на границе Нормандии и Бретани, земли и моря, моря и неба. Ситуация усугубляется очень пологим дном, поэтому во время отлива вода отступает от острова на 18 км, а затем стремительно, со скоростью около метра в секунду, накатывает вновь.
В наши дни до острова можно вполне комфортабельно добраться на автомобиле по сооруженной в 1878 г. дамбе. Прямо у стен расположена парковка, где объявление на трех языках предупреждает о том, что сегодня в такой-то час эта стоянка окажется под водой. Но в прежние времена паломники шли по дну пешком, веря, что только праведная душа может достичь стен обители, а грешников поглотят зыбучие пески и море. Недаром монастырь называли обителью Св. Михаила среди морских опасностей. Как бы то ни было, но и в наши дни, несмотря на все предупреждения, из-за бессердечных приступов моря здесь тонут зазевавшиеся туристы, которым не хватило веры шагать по водам.
Кстати, возведение дамбы привело к нарушению естественных течений в бухте, из-за чего она мелеет, и, если не принять мер, скоро Мон-Сен-Мишель снова станет частью суши, что нанесет непоправимый урон его почти абстрактной живописности. Чтобы этого не произошло, дамбу в 2012 г. снесут, а вместо нее возведут мост, по которому можно будет двигаться либо пешком, либо в специальных шатлах. Стоянку на дне моря разрушат, так что сфотографировать тестовый автомобиль у самых стен крепости скоро станет невозможно.
Удивительное дело, даже здесь, у подножья этого незатухающего вулкана пламенеющей готики, мой RCZ вызвал все тот же эффект головокружения у окружающих. Туристы отводили рыбьи глаза от архитектурного извержения над их головами и начинали фотографировать импозантный французский автомобильчик. Наверное, этот факт характеризует его достаточно ярко.
Однако я, садясь в RCZ, выруливая на дамбу и наблюдая, как в зеркале заднего вида исчезает это чудо света и тени, все еще находился под сильным впечатлением от увиденного и усиленно додумывал странную и довольно крамольную для такого махрового реакционера и религиозного романтика, каким был Шатобриан, мысль о том, что солнце светит, и храмы высятся, и потому-то очевидно, что Бог существует, а не наоборот в том или ином из обратных смыслов. Об этом я глубокомысленно размышлял, сидя за рулем своего RCZ. Но только до первого поворота.