Хэтчбеки 208-й модели продолжают лучшие традиции компактных автомобилей Peugeot. Они, бесспорно, прекрасно подходят для города. Но ведь на них, наверное, можно еще и путешествовать? Мы проверили эту гипотезу в пробеге до Литвы
За окном монотонно покачиваются зелено-желтые волны полей и периодически сменяются аккуратными деревушками. Дорога практически идеальная, не нужно работать рулем, судорожно объезжая ямы. Наш автомобиль едет ровно 130 км/ч, едва покачиваясь при проезде вершины очередного холма, и кажется, что мы попали в сказку.
На самом деле, мы не в сказке, мы – в Белоруссии.
Оказывается, перемещаться по идеальным автострадам скучно! Едешь себе со скоростью «плюс 10 от разрешенной» (а здесь почти везде дозволяются 130 км/ч) по прямому шоссе с практически безупречным асфальтом, слушаешь музыку, смотришь на однообразные пейзажи за окном…Ску-у-у-чно. Именно поэтому первые километров 500 я… проспал.
Коллега, похоже, устал от дороги гораздо меньше меня и не желает пересаживаться на пассажирское сиденье маленького «Пыжика». Ну и ладно, на такой дороге про управляемость машины все равно ничего не поймешь, да и динамика не очевидна. Обгоны тут не случаются – только сплошные опережения, во время которых ускоряться особо и не требуется, ведь мы размеренно движемся по многополосной автомагистрали.
А вот насладиться комфортом и досконально изучить интерьер за оставшиеся километры пути времени хватило сполна. Да, да, я не шучу, по меркам маленьких автомобилей на «дальняке» комфортом 208-го действительно можно буквально наслаждаться. Он лишь покачивается на волнистом асфальте и не сильно «сдергивается» с траектории во время выездов из леса на открытые наветренные пространства.
Аэродинамические шумы качественно отсекаются шумоизоляцией, двухзонная климатическая установка поддерживает в салоне именно ту температуру, которая вам необходима, а 1,6-литровый дизель размеренно сопит на пятой передаче обыкновенной механики и практически не отвлекает вас дозаправками. Неужели все это – крошечный городской компакт, два поколения назад пользовавшийся безумной популярностью у девочек?!
А салон-то какой – темная ткань, мягкий темный пластик, блестящие «рояльным лаком» черные вставки и планшетоподобный дисплей на центральной консоли – шик, по меркам компактных автомобилей! Сиденья в меру упругие, со средненькой боковой поддержкой, но при этом в дальней дороге не замучили ни мою спину, ни мою пятую точку. Правда, признаюсь, пассажирское я почти сразу разложил чуть ли не до горизонтального положения – регулировки вполне позволяют, – чтобы максимально увеличить комфорт во время сна. Знаю, знаю, спать в таком положении небезопасно, потому что при столкновении можно выскользнуть из-под ремня. Но, положа руку на сердце, кто-нибудь вообще настолько щепетильно подходит к вопросу безопасности в дальних поездках? Особенно, когда доверяешь водителю.
В Литве я последний раз был год назад, но за это время здесь практически ничего не изменилось, только дороги стали заметно хуже, что подтвердили и наши литовские друзья. Пересев за руль, я неторопливо еду последние километры, отделяющие границу Литва-Белоруссия от нашего отеля в центре Вильнюса и попутно продолжаю изучать 208-й.
Первое, что бросается в глаза - приборная панель довольно интересной формы. Она небольшая по высоте, но при этом очень широкая, спидометр и тахометр разнесены далеко друг от друга. Такая компоновка приборов позволила примостить между ними информационный дисплей больших, чем у конкурентов размеров. И всю текущую информацию удобнее всего считывать именно с него.
Компактные боковые зеркала обеспечивают широкое поле зрения, что в совокупности с довольно высокой посадкой водителя (она регулируемая, и я настраивал ее так, чтобы при росте 182 см между головой и крышей оставалось еще сантиметров 6-7) и компактными габаритами автомобильчика (3962х1739х1460 мм) гарантирует, что в транспортном потоке вы будете ориентироваться за считанные мгновения. Маленький руль даже «в базе» регулируется по высоте и вылету, а в движении он еще и информативен.
Правда, усилие на всех органах управления минимальны – все-таки машинка с маркетинговой точки зрения до сих пор в большей степени ориентирована на прекрасную половину человечества. Хотя внешне новый «Пыжик» получился эдаким унисексом: веселая «мордочка», крутые бока, красивые колесные диски (прерогатива версии Allure) – ездить на таком не зазорно и мужчине. Причем в случае «двести восьмого» мне больше нравится именно пятидверная версия. Две «дополнительные» двери в полной мере позволяют реализовать потенциал автомобиля с точки зрения удобства перемещения. Внутреннего пространства на заднем диване – хоть отбавляй, но в трехдверке туда приходится буквально протискиваться. Ну не стоит красота в случае 208-го таких жертв!
Еще один плюс нашего пятидверного хэтчбека – он с 1,6-литровым турбодизелем (а трехдверный был с бензиновым двигателем и автоматом)! Подавляющее большинство людей считают, что дизель оправдан только в случае огромных внедорожников и кроссоверов. Нет, и еще раз нет! Во-первых, дизельный «малыш» в два раза экономичнее бензинового – ему нужно в среднем 4,5 литра солярки на 100 км (а версии VTI требуется в среднем 8,7 литров).
Во-вторых, дизельная версия самая интересная с точки зрения удовольствия от вождения (если не брать в расчет спортивную модификацию 208 GTi, которая вот-вот появится на российском рынке)! 92 лошадиные силы и аж 230 ньютон-метров крутящего момента, передающиеся на колеса через пятиступенчатую механику, превращают передвижение на дизельном хэтчбеке в по-настоящему увлекательный процесс.
Останавливаемся на светофоре, на зеленый рвем с места, тут же включаем вторую, а следом и третью передачу – синхронизаторы и кулиса работают со швейцарской точностью – оттормаживаемся, снова втыкаем вторую и на следующем светофоре делаем резкий поворот вправо под 90 градусов.
Салон наполняется неприятным гулом, что странно, ведь дизельный двигатель звучит очень тихо и совсем не «по-тракторному». Гудят покрышки – ведь это мы внезапно очутились на булыжной мостовой, коих в центре Вильнюса полным-полно. Сбавляем темп до относительно комфортных 20 км/ч и потихоньку подъезжаем к отелю.
Улочки в Вильнюсе узенькие и путаные, то тут, то там встречается одностороннее движение – нужно быть начеку. Но к отличной пятиступенчатой коробке настолько быстро привыкаешь, что 120-сильная бензиновая версия VTi с морально устаревшим четырехступенчатым автоматом (да, да, тот самый AT8) не кажется ощутимо удобнее.
Навигационной системы нет в списке стандартного оборудования ни одной из трех комплектаций 208-го (традиционно, это Access, Active и Allure), поэтому приходится немного поблуждать в поисках мойки. Автомобили изрядно загрязнились во время дальней дороги, а мы ведь едем их фотографировать. Ближайшая мойка в итоге находится на набережной реки Нярис, но она, как назло, автоматическая. Ладно, была не была – искупаем тут наши хэтчбеки.
Спустя 20 минут выясняется, что с капота, передних фар и радиаторной решетки засохшие насекомые так и не отмылись. Вот как знал, что так и будет! Нет лучшей мойки, чем человек разумный со старым-добрым «керхером».
Приходится отправляться к замку Тракай в таком, как есть, виде. Выбираемся на шоссе, идущее в сторону Каунаса и начинаем один за одним опережать автомобили с литовскими номерами. В основном это старые иномарки, среди которых встречается очень много подержанных Peugeot (а вот новый 208-й мы встретили всего однажды). Местные буквально ползут в правом ряду, но мы, ввиду плотного графика, такого себе позволить не можем. Да и ехать по прямому как стрела шоссе скучно, поскорее хочется добраться до какого-нибудь поворота на второстепенную дорогу, также ведущую к старинному островному замку.
Еще в прошлом году, когда мы ездили по Литве на 180-сильных хэтчбеках Astra GTC, мне очень понравились местные «тропы». Извилистые, с прекрасным асфальтом и практически полностью отсутствующим трафиком – то, что нужно для 1080-килограммового хэтчбека с 92-сильным мотором и пятиступенчатой механикой.
«Взлетаешь» на очередном холме, но приземляешься мягко – резкие перегибы здесь практически не встречаются. Педаль газа можно смело жать до упора, хоть автомобильчик и переднеприводный, но даже 230 Нм, доступных уже на 1750 об/мин недостаточно, чтобы заставить колеса заметно буксовать. А в поворотах хэтчбек гораздо раньше вывешивает заднее внутреннее колесо, чем начинает соскальзывать передней осью. После 20 минут, за которые мы домчались до места назначения, я улыбался от радости, словно пытался повторить забавную гримасу 208-го. А вот моего менее стойкого коллегу откровенно укачало! Извиняюсь, и дальше мы едем неспешно.
Если будете когда-нибудь в Литве, обязательно посетите Тракай. Это настоящий средневековый замок, построенный как в сказке – на острове, со всех сторон окруженном водой. Очень красивое и памятное место.
Крайней точкой нашего пробега стал Каунас. Правда, этот город, в отличие от столицы, встретил нас не улыбчивым солнцем, а пасмурной дождливой погодой. Побродив немного по набережной реки Неман и расположенному поблизости «туристическому» рынку, на котором можно было расплатиться только наличными (а ввиду отсутствия в окрестностях хоть какого-нибудь банкомата, мы остались без сувениров), отправились обратно в Вильнюс.
Жаль, что в таких живописных местах, как столица Литвы, с такими поразительно гостеприимными и доброжелательными людьми всегда получается провести так мало времени…
На обратном пути мне, к большому неудовольствию, пришлось пересесть за руль трехдверной версии с бензиновым двигателем и четырехступенчатым автоматом. Четыре ступени в дальней дороге не предвещали ничего хорошего – только шум двигателя, работающего на больших оборотах, и повышенный расход топлива.
По части удобства и комфорта трехдверка ничем не отличается от пятидверки – она такая же маневренная, парковать ее не менее удобно, а сиденья в дальней дороге все также держат спину, поясницу и пятую точку в приемлемом тонусе. Но мотор и коробка…
Спустя 10 секунд после выезда на шоссе мы уперлись в «звуковой порог комфорта». Едешь 110 – и в салоне относительно тихо, ускоряешься еще на 20-30 км/ч, и «обитаемое пространство» заполняется навязчивым жужжанием двигателя.
До границы с Белоруссией мы доехали спокойно, в «комфортной» зоне оборотов двигателя. А сразу после границы, на первой заправке, повстречали земляков из Москвы, которые также как и мы путешествовали на детище концерна PSA – на маленьком Citroen C2. Оказалось, с этой молодой парой мы пересекались еще в Вильнюсе – ребята запомнили наши автомобильчики и поэтому заинтересованно расспрашивали про маршрут и итоги путешествия. Утолив любопытство потенциальных покупателей 208-го, я снова пересел на пассажирское сиденье, и мы снова двинулись в путь.
В итоге мы решили все-таки побыстрее вернуться домой, поэтому с повышенным шумом пришлось смириться…моему очередному напарнику. Я же снова разложил сиденье в «лежачее» положение, одел наушники и проспал на обратном пути еще километров 400. Умение отключаться в любых условиях – очень полезная штука, помогающая хоть немного восстанавливать силы. Да и смотреть в Белоруссии, двигаясь по шоссе М1, как я уже говорил, не на что: ярко зеленые холмы и поля, чуть менее зеленые леса, редкие аккуратненькие деревушки – скукотища-а-а.
Правда, в России окружающие магистраль пейзажи еще более скучные и грустные, да и погода под конец испортилась.
Доехали мы назад быстро, правда, немного оглохли. Вывод – если вы собираетесь эксплуатировать автомобиль преимущественно в городе – вполне подойдет одна из версий с четырехступенчатым автоматом. Но наиболее универсален и экономичен именно дизельный 208-й на механике. Он и в городе беспроблемный, и в путешествии не подведет. Правда, стоит он на 31 – 78 тысяч рублей дороже, чем схожие бензиновые версии.
И не забудьте обзавестись хорошей навигацией перед незнакомой дальней дорогой. Повторюсь, ни в одной комплектации 208-го, даже в тех, что с мультимедийной системой, штатного навигатора нет. Кстати, о комплектациях…
О грустном, как говорится, в конце. Базовый пятидверный Peugeot 208 с литровым двигателем в комплектации Access стоит 515 000 рублей.
В эту сумму входят ABS, штампованные диски, две подушки безопасности, дневные ходовые огни, передние электростеклоподъемники, центральный замок с дистанционным управлением, ЖК-дисплей на панели приборов, светодиодные задние фонари и адаптация для России (стальная защита картера, подогрев форсунок стеклоомывателя + алгоритм с уменьшенным расходом омывающей жидкости, увеличенный на 10 мм клиренс, подогрев сидений и полноразмерная запаска).
В активе у версии Active за 592 000 рублей 1,2-литровый двигатель, мультимедийная система с 7-дюймовым дисплеем, USB-разъем, система «hands-free» с совместимостью по протоколу Bluetooth, 6 динамиков, кондиционер, электропривод и обогрев боковых зеркал и складываемые задние сидения. А в топовой комплектации Allure ко всему прочему у 208-го появятся легкосплавные пятнадцатидюймовые диски, двухзонный климат-контроль, подогрев передних сидений, датчики света и дождя, противотуманные фары, задние электростеклоподъемники и боковые подушки безопасности. Правда, появится и цифра на ценнике 642 000 рублей. А за оптимальную, на мой взгляд, комплектацию, включающую дизельную версию Allure, окраску металлик, панорамную крышу, систему стабилизации (ESP у 208-го, увы, – опция), сигнализацию и 16-дюймовые диски придется отдать 797 000 рублей! Цифра совсем негуманная. В трехдверном кузове, кстати, автомобильчик стоит на 11 тысяч рублей меньше.
С марта этого года по настоящее время в России продано чуть больше 900 машин Peugeot 208. Для класса компактных автомобилей – цифра внушительная, но на фоне продаж бюджетных седанов – совершенно «копеечная». Похоже, наши с вами соотечественники не часто покупают городские компакты именно из-за их высокой удельной стоимости в пересчет на габаритные размеры кузова. А ведь крошечный французский хэтчбек с немного маниакальной «улыбкой» по-настоящему классный!