Компания Opel выводит на российский рынок долгожданную Zafira Tourer. Минивэн нового поколения прогрессировал по части управляемости и комфорта, сохранив достоинства предшественника, которого не спешат снимать с производства.
Минивэн Opel Zafira Tourer – плоть от плоти модели второго поколения, которую согласно сложившейся практике решено не снимать с конвейера и продавать в нашей стране под названием Opel Zafira Family. Наименования двух продуктов точно отражают их суть. Хотя оба однообъемника ориентированы в первую очередь на большие семьи, Zafira второй генерации (дебютировала в 2005 г.) не претендует на выход из жестко очерченных маркетологами семейных рамок. В свою очередь, Zafira III, или Zafira Tourer, мыслится как более универсальный автомобиль, способный порадовать в равной мере флегматиков и холериков, жителей мегаполисов и регионов, людей, желающих подчеркнуть свой статус и радеющих в большей степени об утилитарной составляющей. Как бы то ни было, Zafira нового поколения выглядит и проявляет себя как куда более современный, яркий и технологичный автомобиль. В том, насколько существенным оказался прогресс, я убедился в ходе ездовой презентации, организованной российским офисом Opel на дорогах Краснодарского края.
Для осознания масштаба инноваций достаточно поставить новую и предыдущую машины рядом. Первое, что бросается в глаза, – Zafira Tourer стала значительно крупнее предшественницы. Прибавка в длину и ширину составила 191 и 83 мм соответственно, на внушительные 57 мм увеличилась колесная база, на 96 и 78 мм расширилась передняя и задняя колея. Отсюда – предсказуемое увеличение пространства как в салоне, так и в багажном отсеке. Если в Zafira второго поколения было не тесно, то в преемнице ощущаешь себя вольготно и раздольно.
Столь же очевидны изменения в дизайне. Zafira сохранила узнаваемый силуэт, но приобрела множество эффектных деталей экстерьера, проработанных сначала на концептах, а затем и на серийных моделях Insignia, Astra и Ampera. Упомяну существенно большую площадь остекления, выштамповки бортов и фронтальную светотехнику в форме бумерангов, замысловатые очертания задних фонарей и в целом более округлые линии кузова, напоминающие силуэт дельфина – это сравнение казалось вдвойне естественным, поскольку тест проходил на побережье Черного моря.
Салон также был перекроен по новой корпоративной моде. Место рубленых панелей машины второго поколения заняли округлые элементы. Центральную консоль, которую венчает цветной дисплей информационной системы, решили в стиле Insignia. Отсюда, к слову, эргономические недостатки, известные по флагманской модели Opel. Скажем, консоль перегружена кнопками, почти одинаковыми по размеру и фактуре. Перчаточных отделений перед передним пассажиром сразу два, но оба не слишком вместительны. Зато под центральным подлокотником на первом ряду расположилась целая кладовая: сдвижные ящички, ниши, отделения для бутылок.
Наконец, особого упоминания заслуживает опционная сдвижная шторка во фронтальной части потолка. Если сместить этот “фальшпотолок” назад, верхняя часть лобового стекла оголится и обзорность вверх станет как в кабине вертолета. Жаль только, что вместе со шторкой ретируются солнцезащитные козырьки. К тому же при заказе такой опции придется пожертвовать верхним поручнем со стороны переднего пассажира – конструкция сдвижной панели не позволяет установить этот элемент.
Комплиментов заслуживают также передние кресла, имеющие, как и на других новинках Opel, сертификат ассоциации AGR (немецкая ассоциация “За здоровый позвоночник”). Такие сиденья обладают жесткой спинкой, крупными валиками боковой поддержки, внушительным поясничным подпором и подушкой, регулируемой по длине и углу наклона. Уже в базовом оснащении передние сиденья смещаются в четырех направлениях. А при заказе соответствующей опции диапазон регулировок можно расширить до шести.
А вот в плане качества отделки интерьера все не вполне однозначно. Поначалу кажется, что внутри машина третьего поколения выглядит намного богаче, чем предшественница. Здесь применен более фактурный пластик, который может быть окрашен в яркие модные цвета, возрос процент металлизированных элементов декора. Однако на поверку оказывается, что отделочные полимеры стали чуть более жесткими, чем раньше, а некоторые детали интерьера, такие как козырек над панелью инструментов, несолидно “люфтят”, если надавить на них рукой.
Однако в целом уровень отделки хорош. Причем престиж новой Zafira предопределяет в том числе и расширившийся список опций в сфере комфорта. Речь прежде всего идет о функции обогрева руля, камере заднего вида, беспроводной связи Bluetooth и информационно-развлекательной системе с функцией навигации. Наконец, особого упоминания достойна усовершенствованная система трансформации салона, который может быть 5- (базовое оснащение) или 7-местным.
Второй ряд сформирован из трех отдельных сидений, каждое из которых регулируется по наклону и сдвигается в горизонтальной плоскости – так можно тонко варьировать объем салона и багажного отсека. А при желании число сидений второго ряда легко уменьшить до двух. Для этого нужно сложить спинку центрального кресла, и она превратится в удобную опору для локтей.
Если меня спросят, какую техническую инновацию я бы выделил в первую очередь, то я отвечу без колебаний: это электронная система управления шасси FlexRide, предлагающаяся как опция (40 000 рублей) для всех версий Zafira Tourer, кроме базовой Essentia. Алгоритм действия “умной” подвески такой же, как в других современных моделях Opel – в частности, Astra и Insignia. Электроника здесь постоянно контролирует параметры езды, распознавая движение по хорошему или разбитому асфальту, ускорение, разгон, торможение на вираже и т.д., зажимая или расслабляя амортизаторы с электромагнитными клапанами с учетом вышеупомянутых ситуаций. Ужесточить или, наоборот, смягчить подвеску можно и выбрав соответствующий режим движения: Sport, Tour или Normal. Для этого на центральной консоли имеются соответствующие кнопки. К слову, в отличие от остальных клавиш они окаймлены хромом и разведены по краям консоли. Как следствие, их можно очень быстро нащупать и активировать. Кроме того, FlexRide корректирует настройки усилителя руля, реакцию двигателя на нажатие педали акселератора и алгоритм переключения АКП.
Хотя о столь технологичной системе, как FlexRide, владельцы Zafira второго поколения могут только мечтать, многие из них наверняка скажут, что не нуждаются в ней – мол, плавность хода автомобиля образца 2005 г. и так хороша, а крены вполне умеренны. Я же с этим не соглашусь. Машина, продающаяся у нас как Zafira Family, спору нет, очаровывает плавностью хода, но настраивает на спокойную, лишенную азарта езду. Ехать быстрее не позволит заметная вертикальная и поперечная раскачка, проявляющаяся главным образом на разбитых дорогах и в крутых поворотах.
В случае же с Zafira Tourer, оснащенных системой FlexRide, у владельцев есть выбор. Если активировать на центральной консоли клавишу “Tour”, то настройки шасси будут примерно такие же, как у Zafira предыдущего поколения, то есть однообъемник “поплывет” по шоссе точно яхта, и его будет “штормить” на асфальтовых волнах и в виражах. Когда шасси FlexRide находится в режиме Normal, вертикальная и боковая раскачка ослабевает, а в “спорте” почти полностью исчезает. В последнем случае подвеска начинает более подробно отрабатывать профиль дороги, но плавность хода остается приемлемой. По крайней мере, для дорог в окрестностях Анапы и Геленджика режим Sport подошел вполне. Ямы и прочие неровности не досаждали, да и руль стал заметно тяжелее. Увы, опробовать в деле Zafira Tourer со стандартной подвеской, без системы FlexRide, не удалось – такие машины не были представлены на тесте.
На горных дорогах автомобиль продемонстрировал также редкую для сегмента минивэнов управляемость, уверенно прописывая повороты и остро реагируя на управляющие действия рулем. Замечу, что причиной подобной собранности стал не только спортивный режим шасси, но и серьезная ревизия ходовой части, а именно задней подвески, которая позаимствована у Astra нового поколения. Здесь применена торсионная балка с механизмом Уатта (связанные между собой продольные тяги, препятствующие боковым смещениям задней оси). Удивительно, но на горном серпантине не верилось, что управляешь минивэном, – настолько азартно вела себя новая Zafira.
Двухлитровый 165-сильный дизель, которым была оснащена тестовая машина, еще один козырь новой модели. Этот агрегат немного шумноват (характерный дизельный рокот проникает в салон), но радует тяговитостью и вполне умеренным аппетитом. У меня не возникло даже малейших проблем, когда нужно было совершить быстрый обгон, резко стартовать или подняться по горному серпантину. Средний расход солярки по результатам двух дней теста составил при этом порядка 10 л/100 км.
В не меньшей мере понравилась и новая 6-диапазонная автоматическая коробка передач, которая пришла на смену дерганому и не всегда логичному “роботу” Easytronic. Тестовый минивэн почти без задержек реагировал на “кикдаун”, плавно тасовал передачи, а при необходимости – честно держал нужные обороты в ручном режиме трансмиссии. Наконец, на уровне оказалась динамика замедления. Тормозная система Zafira Tourer настроена на спортивный манер – ход педали невелик. Стоит слегка надавить на тормоз, и минвэн послушно и эффективно осаживается.
Подробно хочется рассказать и о работе основных “электронных помощников”, знакомых по другим новинкам Opel и неведомых владельцам Zafira второго поколения. На новый уровень безопасности Zafira Tourer выводит прежде всего адаптивный круиз-контроль, способный поддерживать не только заданный скоростной режим, но и дистанцию до впереди идущего автомобиля. Интересно, что при опасном сближении “круиз” Zafira Tourer не останавливает автомобиль полностью, как аналогичные системы некоторых конкурентов, а замедляет машину до 40 км/ч, после чего информирует об опасности звуковым сигналом и индикацией на панели приборов. Как объясняют инженеры, они заботились главным образом о безопасной езде на “автобанных” скоростях.
Функция автоматического управления дальним светом значительно повысила комфорт и безопасность вечерних поездок. В системе используется собственная камера или оптика опционной системы Opel Eye для автоматического переключения фар с дальнего света на ближний при обнаружении встречного транспорта. В ходе теста та же камера успешно считывала знаки ограничения скорости, выводя их на панель приборов.
Кроме того, интересна функция предупреждения о пересечении разметки без включения сигнала поворота (также обеспечивается камерой системы Opel Eye). Как оказалось, она не слишком эффективна в наших условиях. Поскольку пунктирные и сплошные линии разметки на дорогах Краснодарского края блеклые, сигнал о “несанкционированном пересечении границы” подавался лишь в половине случаев. А вот система мониторинга слепых зон работает отменно, зажигая индикаторы во внешних зеркалах при наличии машины в такой зоне.
Как бы то ни было, Zafira Tourer впечатлила своей технической вооруженностью, и, думаю, покупателям, радеющим о безопасности в той же степени, что и о комфорте, это должно понравиться.
Продажи Zafira Tourer в России уже начинаются. Машина в базовой комплектации Essentia (с 1,4-литровым 140-сильным бензиновым турбомотором и механической коробкой передач) стоит 799 000 рублей. Для сравнения: за начальную версию Zafira Family просят лишь на 15 000 рублей меньше. Однако ценовой разрыв между топовыми версиями машин второго и третьего поколений куда существеннее – 330 500 рублей, и этот “люфт” хорошо иллюстрирует степень прогресса, достигнутого создателями Zafira Tourer. Хочется также обозначить опции, которые показались особенно полезными: это пакет премиального освещения, включающий поворотные биксеноновые фары и систему Smart Beam (45 000 рублей), система мониторинга слепых зон (30 000 рублей), навигационная система (27 500 или 37 500 рублей в зависимости от типа устройства), панорамное ветровое стекло (40 000 рублей). И это далеко не полный список опционного изобилия.
СРАВНИТЕ САМИ | |||
---|---|---|---|
Параметр/автомобиль | Opel Zafira Tourer 1.4 АТ6 | Toyota Verso 1.8 CVT | |
Макс. мощность, л.с. | 140 | 146 | 147 |
Макс. момент, Нм | 200 | 180 | 180 |
Макс. скорость, км/ч | 197 | 186 | 185 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 10,9 | 13,1 | 11,1 |
Экономичность, л/100 км | 7,2 | 8,3 | 7,0 |
Безопасность EuroNCAP | ***** | нет данных | ***** |
Цена, руб. | 957 000 | 965 000 | 903 000 |
Технические характеристики OPEL ZAFIRA TOURER 2.0 | |
---|---|
Габариты, мм | 4658х1884х1685 |
Колесная база, мм | 2760 |
Колея спереди/сзади, мм | 1584/1588 |
Диаметр разворота, м | 11,9 |
Клиренс, мм | 165 |
Объем багажника (до спинок сидений третьего ряда/второго ряда/передних сидений), л | 152/710/1860 |
Снаряженная масса, кг | 1658 |
Тип двигателя | дизельный L4 |
Рабочий объем, куб. см | 1996 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 165/4000 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 350/1750–2500 |
Привод | Передний |
Трансмиссия | автоматическая 6-диапазонная |
Тормоза | дисковые вентилируемые |
Макс. скорость, км/ч | 205 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 9,9 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 6,0 |
Объем бака, л | 58 |