Вместе с сотрудником пресс-парка Nissan мы долго ищем нужный нам автомобиль в лабиринтах подземного паркинга. Кто-то переставил его с обычного места. А-а, вот он! Гм, ошибка какая-то – это же Nissan Teana… Нет – новая Nissan Almera!
Разумеется, если поставить два этих автомобиля рядом, разница будет более чем заметна. Но в гордом одиночестве Almera выглядит намного дороже, чем стоит. Мне пока, впрочем, не приходилось встречать ее «младшие» версии, у которых наружные ручки дверей черные или окрашенные в цвет кузова. У «старшего» исполнения Tekna ручки хромированные. Они великолепно смотрятся на кузове цвета темной морской волны – вы наверняка видели окрашенные таким же колером «Теаны». Но если приглядеться повнимательнее…
С начала перестройки «АвтоВАЗ» был притчей во языцех: только ленивый не обвинял предприятие в нерыночных методах ведения бизнеса. Особенно часто ставились ему в вину многомиллиардные государственные дотации. А продукция, по сути, оставалась прежней – той, что и 20 лет назад.
Между тем, именно 20 лет назад следовало бы заняться тем, чем завод занимается последние два-три года: налаживанием связей с зарубежными автоконцернами. Ведь уже тогда было очевидно, что по автомобильной части мы чуть не позади планеты всей и вряд ли когда-либо и каким-либо образом догоним и перегоним…
Как только появились иностранные партнеры в виде Renault, дела на Волжском автозаводе сразу пошли в гору. И вот уже замелькали на наших дорогах весьма вместительные универсалы LADA Largus на агрегатах популярного у нас Renault Logan. К тому же Renault – партнер Nissan, и российское предприятие оказывается в «тройственном союзе».
И вот на наших глазах рождается первый «плод» этого союза – новая Nissan Almera. Трижды «беспроигрышный»! Почему?
Во-первых, по названию. Автомобиль такого наименования популярен у нас в стране с середины 90-х годов прошлого века. Тогда эта «серая мышка» усредненного «биологического» дизайна с весьма скромным по теперешним меркам набором оборудования (максимум – электростеклоподъемники да кондиционер) выглядела шедевром техники по сравнению со своими будущими «родственниками» - ВАЗами. К тому же автомобиль оказался завидно надежным. Его традицию продолжила Nissan Almera Classic – более просторная, лучше «упакованная» (некоторые версии могли похвастаться подогревом зоны остановки стеклоочистителей) и… более известная в мире как Samsung SM3.
Второй аспект – новая Almera создана на агрегатах супер-бестселлера российского авторынка – Renault Logan. Точнее – в производственных терминах – на платформе В0. А вот кузов новинки взят у «ниссановской» модели Bluebird Sylphy, недавно снятой с производства у себя на родине. Только его слегка доработали для российского рынка, в частности, усилили днище. Еще бы – для таких-то дорог…
Наконец, третье – это выпуск японо-французского автомобиля на «стапелях» «АвтоВАЗа». Все-таки это имя имеет в нашей стране определенный «вес». Главное же – это то, что российская сборка позволяет удержать цены на автомобиль на уровне цен «нашемарок».
В общем, у этого «плода коллективного разума» есть все предпосылки завоевать симпатии российских автомобилистов.
Сотрудник пресс-парка выгоняет автомобиль из паркинга на свежий воздух. Не то чтобы он не доверяет моим водительским навыкам, просто лабиринты подземелья очень уж запутаны. Надо сказать, автомобилю длиной 4656 мм с колесной базой 2700 мм маневрировать здесь несладко. К тому же поворотов столько, что я даже не пытаюсь запомнить дорогу, хотя через несколько дней мне предстоит парковать автомобиль здесь же. Мне интересен салон…
…который, как выясняется, я видел много-много и еще очень-очень много раз! Да это же почти копия «обстановки» в Renault Logan! Приборы – абсолютно те же подсвеченные оранжевым шкалы и монохромный дисплейчик бортового компьютера между ними. И точно так же где-то внизу центральной консоли расположились вращающиеся рукоятки системы отопления и вентиляции салона. Сколько было претензий к расположению этого узла у потребителей – этот «воз» успешно «переехал» на Nissan. Интересно, куда в ходе проектирования смотрела японская сторона?
Верхняя часть панели выглядит прямо-таки на «пятерку»: минималистичная, но приятная глазу. Вернее, была бы приятной, если бы не откровенно бюджетный пластик… Экономия, как говорится, налицо! Дизайнеры, безусловно, потрудились, спроектировав симпатичную и при этом дешевую деталь – но кто бы подумал о минимальной ее функциональности… Интересно, чего бы стоила небольшая плоская выштамповка-«столик» в этой самой панели?
Функциональность обнаруживается в верхней части центральной консоли. Здесь расположилась мультимедийная система Nissan Connect – такая же, как в Nissan Qashqai, только без отображения с камер кругового обзора. Зато с удобной ручной настройкой радио, возможностью проигрывания файлов МР3 и – главное – системой навигации. На самом деле этой системы… нет ни в одной из комплектаций новой Almera: это – опция ценой 12 000 рублей (с монтажом). Но я рекомендую воспользоваться возможностью ее установки. Во-первых, она выдает сравнительно неплохой звук. Во-вторых, «ниссановская» навигация отлично ориентируется в Москве. А в-третьих, панель без ее экранчика выглядит совсем уж скромно.
Наиболее же бюджетная деталь в салоне – это руль. Если бы не современный серый пластик, из которого он изготовлен, это была бы прямая отсылка к ВАЗам даже не 90-х, а 70-х годов: баранка получилась почти такая же тонкая и скользкая. Между прочим, рулевой механизм с гидроусилителем, хоть и обеспечивает «невесомость» руля в любых режимах движения, обладает неплохим «возвращающим» действием, и вот оно-то пару раз чуть не вырвало руль из моих рук.
Клавиши управления электростеклоподъемниками передних дверей расположились там же, где и органы управления «климатом» - в нижней части центральной консоли. Там же «живет» и клавиша управления центральным замком. Забавно, что кнопка блокировки стекол обнаружилась на облицовке туннеля пола, рядом с рукояткой «ручника». Почему она здесь? Может быть, по той причине, что клавиши управления задними электростеклоподъемниками размещены в торце облицовки туннеля? Кстати, с водительского места они вполне доступны.
Передние сиденья имеют мягкую набивку, они почти аморфны. Поясничная поддержка отсутствует. Зато у водительского сиденья есть «лифт» в виде небольшого рычажка с левой стороны подушки. Тянешь за него, и… ничего не происходит. А-а, надо просто привстать с сиденья (например, ухватившись за руль), тогда подушка «подпрыгнет» с лязгающим звуком. Подобный механизм был на тестовом Renault Duster – на «русско-японце» он работает аналогично. С той лишь разницей, что сидеть удобнее, когда кресло либо «внизу», либо «в середине». В верхнем его положении голова водителя оказывается в опасной близости от потолка.
Усевшись сзади, обнаруживаешь, что клавишами электростеклоподъемников задних дверей пользоваться неудобно – они оказываются слишком далеко. Как и… спинки передних сидений – компоновщикам удалось обеспечить завидный простор в задней части салона новой «Альмеры»! Впрочем, напомним, база у нее – целых 2700 мм, по меркам класса – солидный показатель. Увы, одного простора… маловато будет. Спинка заднего дивана сильно наклонена, по ощущениям – даже сильнее, чем в «однокласснике» Peugeot 301. Впрочем, некоторым нравится развалиться на заднем диване. Сам я, честно говоря, предпочитаю сидеть «по-автобусному» - как сзади, так и впереди.
Изменить наклон спинки заднего дивана в новой «Альмере», конечно, невозможно. Более того, ее невозможно сложить, даже в нашей, самой «навороченной» комплектации Tekna. Это, на мой взгляд, сильно снижает практичность автомобиля, претендующего на популярность у небогатых покупателей. Такие люди выбирают машины, обязательно принимая в расчет их применение в хозяйстве. Впрочем, как нам стало известно, завод работает над этим, и в недалеком будущем спинка заднего дивана получит механизм складывания.
А вот багажник – весьма практичен! Его объем составляет 500 л, и этот показатель находится на уровне лучших в классе. Правда, на его крышке снаружи нет кнопки открывания. Если забыли потянуть за рычажок, расположенный рядом с водительским сиденьем, отпирайте крышку ключом, он здесь один от всего (включая зажигание). В том числе и от крышки бензобака, которая – учитывая реалии России – тоже запирается. При этом ключ из снятой крышки не вынимается, и приходится ходить с ней в руке, как ребенку с любимой игрушкой.
Хорошо хоть, что двери автомобиля на заправке можно дистанционно запереть, а потом отпереть – на ключе зажигания есть кнопки управления центральным замком. Но кнопка отпирания утоплена и нажимать на нее неудобно.
В общем, наша претендентка на всероссийский фурор, как говорится, не идеал. Она словно продолжает давнюю вазовскую традицию, которую можно выразить одной фразой - «А что вы хотели за такие деньги?!». С той оговоркой, что за такие деньги это, безусловно, красивый, броский автомобиль. На улицах на него заглядываются! Его внешность подводят только колеса, диаметр которых маловат для массивного кузова и огромных колесных арок. Сюда просятся диски минимум на 16, а лучше на 17 дюймов с шинами того же профиля, что и штатные (185/65R15). Вот тогда бы автомобиль стал гораздо более похожим на седан бизнес-класса Nissan Teana.
Как может ехать автомобиль на узлах и агрегатах Renault Logan? Точно так же, как «француз»? А в красивом обтекаемом кузове – даже лучше? Не спешите!
Первые ощущения от двигателя на свободных городских улицах – 1,6-литровый 102-сильный бензиновый агрегат, делавший российско-французский бестселлер вполне «зажигательным», тянет новую «Альмеру» если не с трудом, то не без усилия. Ее снаряженная масса больше на 100 с лишним килограммов! Вот так – за роскошный кузов приходится платить… временем разгона до 100 км/ч. В этой «дисциплине» Nissan проигрывает Renault больше секунды: 12,7 против 11,5. Не так уж много, но обидно…
В агрессивном городском трафике для поддержания достойного темпа движения мотор приходится постоянно раскручивать до 4500-5000 оборотов. Коллеги по работе, пробуя автомобиль, даже задали риторический вопрос: а нужны ли ему передачи выше третьей? Нет-нет, рядовому водителю, конечно, нужна и четвертая, и пятая, а на трассе, возможно, даже шестая не помешала бы. К тому же при невысоком темпе движения (например, в вялотекущих пробках) можно ощутить эластичность силового агрегата: он «подбирает» и с полутора-двух тысяч оборотов.
Различия с «Логаном» проявляются не только в динамике. Судьба сводила меня с «французом» не раз, и я многократно ловил себя на мысли, что при всей бюджетности и скромности это качественно собранный, так сказать, «плотно сбитый» автомобиль. Передачи переключались четко, с избирательностью проблем не возникало. Подвеска прекрасно отрабатывала неровности. Трамвайные пути и даже железнодорожные переезды можно было брать с хода, не притормаживая.
А что мы имеем на «Альмере»? Нажимаю на педаль сцепления… впрочем, словом «нажимаю» это не назовешь: привод просто невесомый и, как следствие, неинформативный. Добавим к нему размашистые ходы длинного рычага переключения передач, кстати, не всегда «приводящие» его по назначению. Неоднократно я вместо первой передачи по ошибке «втыкал» третью, случались и «попадания» в четвертую вместо второй. Передача заднего хода через раз «находилась» с трудом.
Агрегат успел «разболтаться» после примерно 6000 километров пробега? Не исключено, ведь «эксплуатировали» автомобиль азартные журналисты-тестеры. Наверняка у спокойного водителя коробка будет служить дольше и надежнее. Но… мы имеем то, что имеем. Особых проблем нет, но иногда возникает желание иметь дело с более четким механизмом переключения. И с более внятным приводом сцепления.
При разнице в длине колесной базы, составляющей всего 70 мм (у «Логана» меньше) Nissan Almera имеет заметно большую длину – 4656 против 4288 мм. А это означает, что свесы кузова у новинки больше, что накладывает отпечаток на управляемость. Автомобиль в узких местах воспринимается как громоздкий и неуклюжий. На одной из тесных парковок я чудом не коснулся задним бампером «Альмеры» переднего бампера стоявшего сзади автомобиля – повезло. Парктроник ни в одну из комплектаций не входит – дорогое удовольствие!
В трафике также чувствуется громоздкость кузова и длина свесов. В этом плане «Альмера» напомнила мне вазовскую «десятку»: как и у нее, кузов «Ниссана» не спешит повернуть вслед за поворотом баранки, к слову, имеющей меньше трех оборотов от упора до упора. Несмотря на это, азартным вождением тут и не пахнет. Но, опять же, следует оговориться, что не пахнет и какими-либо отрицательными ощущениями. В среднем автомобиль вполне лоялен к водителю и ничем не пугает.
Даже кренами в поворотах на извилистой набережной реки Яузы – отличной тестовой трассе (желательно опробовать автомобиль на обеих берегах реки, так как повороты противолежащих набережных на одних и тех же излучинах имеют разную конфигурацию). Честно говоря, никак не ожидал таких кренов от автомобиля на подвеске, аналогичной «Логану». Тот отличался плотностью упругих элементов и «кланялся» значительно меньше.
В нашем же случае передние стойки «МакФерсон» и задняя скручиваемая балка словно расслабились, и французско-японско-российский автомобиль приобрел некоторую «американистость». Он очень плавно отрабатывает большую часть мелких и средних неровностей и даже склонен к некоторой раскачке на «волнах» покрытия.
Однако пробоям подвеска сопротивляется неплохо, это я отметил, прохватив на скорости по крупным ухабам проселочной дороги уже за пределами Москвы.
Неоднозначными показались и тормоза. Первые же не слишком резкие торможения поначалу показались вялыми, и подумалось, что в экстренном случае надо бы придавить педаль посильнее. Случай не замедлил представиться – и оказалось, что «Альмера» способна замедляться очень даже эффективно.
ABS напомнила о себе лишь при экспериментальных торможениях на асфальте, покрытом песком. На твердом и чистом покрытии удавалось успешно экстренно остановить автомобиль без участия этой системы.
Дорожный просвет у «Альмеры» вполне приличный: 160 мм. Это на 5 мм больше, чем у «Логана». Под картером двигателя штатно устанавливается стальной лист. Проходящие под днищем трубки и шланги также прикрыты различными щитками и кожухами.
Добавим, что «аппетит» у автомобиля оказался не под стать классу и двигателю. Так, лишь на загородной трассе он приблизился (сверху) к 9 литрам на «сотню», в городе же этот показатель быстро вернулся к 11,4-11,5 л. Многовато! Даже если учесть, что заправляться Nissan Almera может и 92-м бензином.
Так что же в итоге? На какие баллы (читаем – продажи) может рассчитывать наша претендентка на корону российского бестселлера? Ее красивый кузов – безусловно, на пятерку. Наличие в родословной именитых марок – тоже на пять. Надежные, проверенные временем агрегаты – на столько же. Но «отдача» агрегатов и «ходовка» – не более чем на тройку с плюсом…
С другой стороны, понятия «едет – не едет» весьма относительны. Между прочим, и спрос на драйверские способности автомобилей размерного класса В+ не так уж велик. В качестве примера приведем цитату из форума в Интернете, отражающую типичные пожелания российского потребителя: «Подскажите, пожалуйста, какой новый автомобиль лучше купить примерно за 500-550 тысяч рублей, в основном, для поездок по городу двоих взрослых людей и ребенка. Пожелания: АКПП, достаточно мощный двигатель (чтобы хватало для машины с АКПП), кондиционер, обогрев передних сидений, минимум две подушки безопасности, АБС. Еще важно, чтобы автомобиль был недорогим в обслуживании и имел презентабельную внешность и интерьер». Как видим – ни слова нет об управляемости и других ходовых качествах.
Новая Nissan Almera подошла бы такому покупателю как нельзя лучше. Особенно по деньгам. В максимальной комплектации Tekna с «автоматом» она оценивается в 565 000 рублей. А вообще цены на этот автомобиль начинаются с 429 000 рублей за версию Welcome (ABS, EBD, фронтальные подушки безопасности, аудиоподготовка, черные ручки дверей и корпуса зеркал, однотонная отделка салона). В комплектацию Comfort (479 000 рублей с механической коробкой передач) входят наружные ручки дверей и корпуса зеркал, окрашенные в цвет кузова, декоративные вставки в салоне, центральный замок, подогрев передних сидений, аудиоподготовка и наружные зеркала с электроприводом. За доплату в 25 000 рублей можно получить эту версию с «автоматом». Комплектация Tekna с «механикой» обойдется в 535 000 рублей, при этом в оснащение войдут аудиосистема с четырьмя динамиками и электростеклоподъемники во всех четырех дверях.
За эти деньги владелец получит не только красивый и вместительный автомобиль, но еще и надежные, проверенные временем и эксплуатацией узлы и агрегаты, а также распространенность запасных частей и сервисов, в которых отлично изучили машины с этими узлами и агрегатами. Так что проблем с обслуживанием и возможным ремонтом, даже в глубинке, у хозяина «вазовской» Nissan Almera не будет. Что касается ходовых качеств – они стерпятся и слюбятся.
Но если ставить вопрос о лидерстве в классе… «АвтоВАЗу» удалось запустить производство автомобиля, который, безусловно, успешно «сыграет» на рынке. Однако станет ли он безоговорочным бестселлером, хотя бы на время? Лет десять назад можно было бы не задумываясь ответить - да. Но сейчас выпускается и продается множество конкурентов, многие из которых небезуспешно «берут свое» и симпатичными кузовами, и удачными сочетаниями силовых агрегатов с ходовой частью, и богатым для своего ценового уровня оснащением. И в этих условиях вазовской новинке будет ох, как непросто! Одной внешней привлекательности для победы в современных конкурсах красоток недостаточно, надо еще много всего знать и уметь…
Уродец а не машина с каждым годом дизайн все хуже
Ответить
Ребята, да посмотрите, хоть какой-то дизайн по сравнению с этим уродливым Логаном. На него посмотришь и плакать хочется.
Ответить
Да, страшненькая. Автор имхо приувеличил красоту. Но блестяшек много, а у нас это любят. Так что брать будут.
Ответить
А по-моему он стремный
Ответить