По идее здесь должно быть два отдельных материала: один про рестайлинг обычного родстера “SL”, другой – про его новую “High-Perfomance”, или, если использовать русский сленг, “заряженную” версию “SL63 AMG”. Реальность внесла свои поправки – обычный “Mercedes-Benz SL” скромно отошел в сторону, стоило мне, следуя зигзагам горного серпантина, несколько раз подняться к облакам и опять спуститься вниз за рулем спортивной модификации. Прости, обычный “SL”, но твой собрат из семейства AMG – это автомобиль из совсем другой жизни, до которой добраться так же трудно, как допрыгнуть до небес.
Интерьер оформлен согласно статусу модели. Центральная консоль отделана настоящим углепластиком, а перед водителем особый, уменьшенный в диаметре руль с подрезанной нижней частью.
КАЗАЛОСЬ, выбор заранее предопределен – под красным заревом солнца, восходящего над калифорнийским городком Палм Спрингс, меня ждала пара AMG. Внешне – почти одинаковые родстеры, с прищуренным после рестайлинга взглядом биксеноновых фар и острой стреловидностью переднего бампера. Различий в облике – минимум. У обоих по четыре сдвоенных выхлопных трубы и диффузор в заднем бампере. Вот только вдохновляющие на подвиги надписи на отдушинах крыльев совершенно разные – “6.3 AMG” и “V12 Bi-Turbo”.
Второй из них – давно известный “SL65 AMG” – сразил меня пару лет назад еще в своей прежней, дорестайлинговой версии. В первую очередь нереальной мощью, сжирающей покрышки даже на сухом асфальте. 612 л.с. – это чрезвычайно много для родстера, пусть и довольно большого, весящего в снаряженном состоянии более двух тонн. Да, тот автомобиль был хорош, разве что слишком предсказуем и прямолинеен. Нажал на газ – и 612 “лошадей”, подгоняемых хлыстами турбин, пустились в галоп. И нет такой силы, которая могла их остановить – за исключением мощных тормозов, поглощающих опасный избыток скорости перед крутым поворотом.
В общем, ностальгически вздохнув, я отошел от “SL65 AMG” с его дюжиной цилиндров и направился к другому, менее амбициозному родстеру. “SL63 AMG” в отличие от описанной выше машины, которая получила только свежую внешность, является абсолютно новым предложением в гамме родстеров “SL”. Он пришел на смену “SL55 AMG” – автомобилю с компрессорным V8, выдававшим 517 л.с. Впрочем, двигатель новой модели также хорошо известен по другим последним произведениям “AMG” – это атмосферная “восьмерка” рабочим объемом 6,2 л, развивающая в варианте для “SL63 AMG” все 525 сил. Казалось бы, разница в мощности с прежним компрессорным вариантом мизерная, но характер машины стал совершенно другим. Взамен ломового подпора компрессора здесь присутствует плавный, но чертовски быстрый набор оборотов форсированным атмосферным двигателем. А каков его голос! Он пробирает до мельчайших костей еще на стоянке – грозным, сотрясающим выхлопом проснувшихся шести с лишним литров рабочего объема. Стрелки приборов при этом делают полный оборот до упора и, оттолкнувшись, снова падают вниз (это также новая фишка “SL”). А затем мерный рокот мощного двигателя будет сопровождать вас всю поездку. Даже когда вы медленно и печально проползаете по главной улице очередного затрапезного городка.
Как всегда, сиденья AMG великолепны – здесь найден практически идеальный баланс между комфортом и фиксацией тела.
ПРИ СПОКОЙНОЙ езде семиступенчатый “автомат” родстера настолько плавно и незаметно перебирает cкорости, что ты вообще не вспоминаешь о существовании коробки передач. Между тем она здесь – абсолютно революционной конструкции. Которая сочетает в себе достоинства как привычной гидромеханической коробки, так и роботизированной “механики”. Рядом с селектором АКПП у всех прочих “Mercedes-Benz AMG” стоит клавиша, имеющая три положения: комфортная езда, спортивная езда, ручной режим. А в “SL63 AMG” установлен совершенно новый блок управления трансмиссией и подвеской. В стильной, закольцованной вокруг рычага алюминиевой накладке появился круглый регулятор, который вдобавок к прежним алгоритмам работы трансмиссии имеет еще две позиции – “S+”, то есть “экстремальный спорт”, и “RS” (“гоночный старт”). А дальше идут тоже совершенно новые кнопки отключения системы стабилизации, перевода пневматической подвески ABC в более жесткий режим работы, а также загадочная кнопка с надписью “AMG”. Но мне ее назначение уже известно – это упрощенный аналог “MDrive” от BMW, позволяющий моментально вводить в действие заранее выбранные настройки трансмиссии и подвески. Правда, у BMW набор изменяемых параметров шире, да и отбираются они с помощью контроллера системы “iDrive”. А интерфейс “SL”, несмотря на его некоторое обновление при рестайлинге, все равно управляется по старинке – расположенными вокруг экрана клавишами, поэтому перегружать его дополнительными функциями не стали. И смена параметров здесь производится совсем просто – длительное нажатие на кнопку “AMG” автоматически вносит в память выбранные в данный момент настройки. А короткое касание вводит их в действие.
Теплый обдув шеи здесь другой, нежели в “SLK”. Если раньше нагрев воздуха происходил в недрах сиденья, то сейчас весь процесс сконцентрирован в подголовнике.
Давайте посмотрим, как все это экстремальное хозяйство способно превратить круизный родстер в почти полное подобие настоящего гоночного автомобиля. Про пафосный “гоночный старт” я долго распинаться не буду. Опять-таки это запоздалый ответ на “Launch Control” от “BMW M5/M6”. В двух словах – в данном режиме автомобиль обеспечивает максимально быстрый разгон по прямой. Для этого необходимо левой ногой выжать тормоз, перевести кратким касанием клавиши ESP в cпортрежим (длительный нажим выводит систему стабилизации из работы вообще), контроллер коробки передач поставить в положение “RS”, подтвердить свои намерения правым подрулевым “лепестком”. И выжать газ до упора. После чего бросаем тормоз и... наслаждаемся эффектным стартом. Не слишком ли много манипуляций ради того, чтобы услышать визг прокручивающихся при мощном разгоне покрышек?
Зато все прочие нововведения – в самую масть. В первую очередь новая трансмиссия. Что в ней революционного? По идее это обычный, хорошо известный по другим моделям AMG семиступенчатый “автомат”. Но! Перед самой планетарной коробкой передач установлен не гидротрансформатор, а многодисковое сцепление, выжимаемое сервоприводами. Такое же, как у роботизированной “механики”. Таким образом удалось решить сразу несколько проблем. Ведь гидротрансформатор – это массивная, тяжелая, инертная конструкция, которая обеспечивает связь между двигателем и коробкой передач не механическим, а гидравлическим путем, с помощью находящейся внутри нее жидкости. Эта система привлекает плавностью работы, но по быстроте реагирования на изменение нагрузки она заметно уступает обычным механическим трансмиссиям. К тому же в тяжелых условиях работы (скажем, при активной езде и быстрой смене передач в ручном режиме) гидротрансформатор может “вскипеть”. Подобная проблема не раз всплывала у моделей AMG с 6,2литровым двигателем и “автоматом”. Автомобиль просто терял ручной режим и требовал отдыха.
Блок управления настройками трансмиссии, подвески и ESP – так называемый “AMG Drive Unit”. Эта система пока предлагается только для “SL63 AMG”.
ОТНЫНЕ прежние проблемы забыты. И перевалы калифорнийских гор Cан-Бернардино не раз и не два оглашались победным кличем перегазовки при переходе на пару, а то и сразу на три передачи вниз. Божественный звук! Божественная коробка передач, способная автоматически дважды выжимать сцепление и подбрасывать газ при переходе вниз! Ее расторопности может позавидовать профессиональный гонщик. А обычный автомобилист вроде меня будет еще и еще перекидывать передачи в ручном режиме, чтобы только почувствовать этот незабвенный рык многолитрового породистого мотора при смене нагрузки. “SL63 AMG” сохранил все прежние достижения семиступенчатой трансмиссии и добавил новые победы. Теперь поток мощности действительно не прерывается ни на секунду. Никаких, даже мимолетных “раздумий” трансмиссии. Только бесконечные перегрузки при прохождении виражей – вперед, назад, влево, вправо. Разгон, торможение, поворот. Нажал на газ – и в ту же миллисекунду получаешь ответ в виде вдавленного в кресло тела. И это даже в самом cпокойном, комфортном режиме работы трансмиссии. Вращая регулятор управления коробкой передач по часовой стрелке, ты все больше и больше превращаешь былой прогулочный родстер в гоночный снаряд. Вначале “S”, потом “S+” и наконец безапелляционный ручной режим. С каждой новой позицией реакция коробки передач обостряется все больше и больше, пока в мануальном режиме не достигнет 50% превосходства над самым мягким алгоритмом. Одновременно становится злее привод акселератора. Ты уже не замечаешь, как при легком касании педали газа стрелка тахометра залетает за 4.000 об/мин, а злобный рокот форсированного мотора превращается в раскатистое сопрано истинно гоночного двигателя. При этом “SL63 AMG” так легко следует за движением слегка подрезанного снизу спортивного руля, что совершенно забываешь, что это вообще-то довольно большой и комфортабельный автомобиль.
Пневматическая подвеска ABC настроена здесь заметно жестче, чем на обычном “SL”. Даже ее перевод из спортивного в комфортный режим не слишком ощутим. Скорее вообще неосязаем. Да и колеса на 19 дюймов, вмещающие солидные диски увеличенных тормозов, по идее не должны способствовать комфорту передвижения. Кстати, у моего автомобиля тормоза даже еще больше, чем на обычном “SL63 AMG”, плюс усиленная подвеска, а вдобавок он снабжен задним дифференциалом, способным обеспечивать 40-процентную блокировку. Все это – составляющие специального “Performance Package”, нацеленного на истинных энтузиастов, способных вывести cвой родстер на гоночный трек.
Но и с этим экстремальным оснащением “SL63 AMG” способен весьма бережно нести свой экипаж даже по слегка разбитой дороге. Разумеется, “бережно” – с учетом его скоростных возможностей. Доработанная в AMG активная подвеска в корне гасит все возможные колебания кузова – ни кренов, ни приседаний при разгоне и торможении. Родстер движется так, что, кажется, для него существует только две системы координат – продольные и поперечные. И никаких вертикальных перемещений. За исключением тех, когда петляющая дорога летит среди заросших лесом склонов к далеким облакам.
За время поездки я несколько раз взбирался высоко в горы, на высоту более 3 км, где из-за снега даже были перекрыты отдельные дороги, и потом резво спускался вниз, в цветущие даже зимой калифорнийские долины. Порой, чувствуя опасность возможной простуды, включал новую опцию, перешедшую с более скромного родстера “SLK” – поддув в область шеи теплым воздухом различной интенсивности, идущим через сопла в подголовнике. Иногда, совсем продрогнув, поднимал крышу. Потом опускал ее вновь. И каждый раз поражался как разнообразию климата на протяжении 200-километрового маршрута, так и многочисленным талантам “SL63 AMG”. Он может быть и добрым, и злым. Хотя второе слово все-таки более точно отражает его нрав. Но эта злость хорошая, без подлости. Эксклюзивный “SL” способен растерзать дорогу любой протяженности, с самыми коварными поворотами, при этом ни разу не расстроив своего хозяина грубыми манерами. С ним поездка превращается в мелодию движения. Где главную партию исполняет напряженный рокот форсированной атмосферной “восьмерки”, а роскошный вокал второго плана – перегазовки новой трансмиссии.
Что изменилось в обычных “Mercedes-Benz SL”?
Конечно, “SL63 AMG” – это вершина инженерии, штучный, редкий продукт, доступный (да и нужный) совсем немногим. Большинство же покупателей выберут обычный серийный родстер, который тоже претерпел ряд серьезных изменений. Что они изменили в характере и внешности стандартных версий “SL”?ЕСЛИ вы уже видели версию AMG, то обычная машина вызовет у вас заметно меньше эмоций. После рестайлинга стандартный “SL”, пожалуй, даже потерял часть прежней харизмы, обзаведясь довольно усредненным оформлением передней части. Не спасают даже две продольные выштамповки на капоте, призванные усилить впечатление от предполагаемой мощи скрытого внутри двигателя, и новые боковые отдушины в стиле купе “300SL” полувековой давности. Зато сзади появилась внедренная в бампер имитация аэродинамического диффузора, призванная добавить облику родстера больше экспрессии. Стали более замысловатыми наружные зеркала .Салон – практически тот же, что и был. За исключением иного трехспицевого руля, измененных приборных шкал и нового интерфейса блока “Command”. Графика его дисплея, кстати, сделана по типу самых последних моделей “Mercedes-Benz”. Вдобавок появилась масса новых возможностей для скачивания и прослушивания “приносной”, на флэшках или плейерах, музыки. Ну и конечно, стоит отметить появление теплого воздушного воротника на подголовниках (опция). Проходящий через подголовники воздух нагнетается вентиляторами в нагревательный элемент, а затем непосредственно подается в область шеи, позволяя пассажирам уберечься от простуды даже зимой при езде с открытым верхом.
Среди двигателей пополнение – трехлитровый V6 мощностью 231 л.с., уже хорошо знакомый хотя бы по младшему родстеру “SLK280”. Но в Россию новую начальную версию “SL280” поставлять не планируют. Просто наши покупатели игнорируют престижные машины с такими скромными двигателями.
Поэтому вперед – за руль “SL350”, получившего абсолютно новую, более высокооборотную “шестерку”, развивающую теперь 316 сил (раньше мощность ограничивалась 272 л.с.). Несколько лет назад такой уровень отдачи вполне бы подошел и более престижному двигателю, поэтому по части динамики к “SL350” особых претензий нет. К примеру, разгон до 100 км/ч занимает всего 6,2 с. Конечно, динамика не сумасшедшая, но вполне на уровне.Единственно, советую, по возможности не заказывайте машину с обычной пружинной подвеской. Я первый раз проехал на “SL” без интеллигентной пневматической подвески ABC и был поражен тем, насколько изменился характер автомобиля. Из родстера мягкого и нежного, словно нянька, “SL” на пружинах превратился в жесткого, трясущегося на выбоинах неврастеника.
Иное дело – “SL500” с “нормальной” активной ходовой частью. На этой модели, как и на топ-версии “SL600”, двигатели остались прежние. Зато на моем экземпляре я обнаружил еще одну новую опцию – рулевой механизм с переменным передаточным числом. По идее это устройство должно облегчать езду по узким дорогам, зажимая количество оборотов руля, и делать автомобиль менее нервным при скоростной езде по автобанам, увеличивая передаточное отношение. Революционных изменений в повадках машины я не заметил, хотя действительно вписываться в крутые повороты на ней было немного проще, а на высоких скоростях стало меньше случайных рысканий.
Последнюю новинку, опять же заказную cистему интеллигентного освещения, уже знакомую по другим моделям “Mercedes-Benz”, способную изменять направление и интенсивность свечения фар в зависимости от условий езды, я опробовать, к сожалению, не успел. Сумерки запоздали.
А в целом скажу так – несмотря на отсутствие некоторых технологий, внедренных в новейшие модели фирмы, “SL” на седьмом году жизни продолжает держаться бодрячком. Он по-прежнему предлагает уникальное в этом классе сочетание хороших ходовых качеств, комфорта и возможности за несколько секунд превратить двухместный родстер в закрытое купе. Молодец.
Краткая техническая характеристика “Mercedes-Benz SL” | |||||
“SL350” | “SL500” | “SL600” | “SL63 AMG” | “SL65 AMG” | |
Габаритные размеры, см | 456,2(460,5 – AMG)х182(181,6 – AMG)х131,7 (129,8 – “SL500/600/AMG”) | ||||
Снаряженная масса | 1.825 кг | 1.910 кг | 2.045 кг | 1.970 кг | 2.120 кг |
Двигатель | V6, 3.498 куб. см | V8, 5.461 куб. см | V12, 5.513 куб. см, турбонаддув | V8, 6.208 куб. см | V12, 5.980 куб. см, турбонаддув |
Мощность | 316 л.с. при 6.500 об/мин | 388 л.с. при 6.000 об/мин | 517 л.с. при 5.000 об/мин | 525 л.с. при 6.800 об/мин | 612 л.с. при 4.800 об/мин |
Крутящий момент | 360 Нм при 4.900 об/мин | 530 Нм при 2.800 об/мин | 830 Нм при 1.900 об/мин | 630 Нм при 5.200 об/мин | 1.000 Нм при 2.000 об/мин |
Коробка передач | 7-ст., авт. | 7-ст., авт. | 5-ст., авт. | 7-ст., авт. | 5-ст., авт. |
Тип привода | задний | ||||
Максимальная скорость, км/ч | 250 | ||||
Разгон 0-100 км/ч, с | 6,2 | 5,4 | 4,5 | 4,6 | 4,2 |
Средний расход топлива, л/100 км | 9,9 | 11,9 | 13,9 | 13,9 | 15,1 |
Запас топлива, л | 80 |