В условиях существенного ослабления рубля, снижения реальных доходов населения и роста стоимости кредитов, автопроизводителям и дилерам надо искать способы поддержания доходности за счет вспомогательных направлений бизнеса.
Начало 2015 года на российском автомобильном рынке в очередной раз подтвердило - год в целом будет крайне сложным. В таких условиях автопроизводителям и дилерам предстоит развивать направления бизнеса, которые помогут сохранить прибыль и пережить кризис. Своей точкой зрения с порталом MotorPage.ru поделился директор по маркетингу Mazda Motor Rus, Андрей Глазков.
- Стратегически наши приоритеты не меняются: удовлетворенность клиентов, сила бренда и стабильность дилерской сети. Тактически будем стараться избегать резких движений в ценах, чтобы сбалансировать свои возможности и возможности дилеров по достижению прибыли, достаточной для поддержания нормальной операционной деятельности.
- Через улучшение удовлетворенности клиентов, как я сказал, а также через взаимодействие официальных дилеров и объединений энтузиастов Mazda, фан-клубов.
- Насколько я знаю, такой рынок возникает не на пустом месте. Должна быть определенная техническая база, которая создается непосредственно производителем и подразумевает сертифицированный ремонт, например радио системы, генераторов и т.д. с отсылкой в специализированные мастерские от поставщиков. Однако, это, скорее, тренд прошедших дней, когда не было массового наплыва китайских дешевых аналогов. Сейчас вряд ли такой бизнес может быть прибыльным.
- Традиционные связи и глобальные контракты играют свою роль в определении поставщиков, т.к. в первую очередь ценится стабильность качества, за которое перед конечным потребителем выступает производитель. Mazda в России традиционно опирается на российских поставщиков аксессуаров, которые характерны для нашего рынка, например, защита картера, резиновые коврики и другое.
- Схема доходов дилеров в России существенно отличается от таковой в странах с развитой сервисной сетью. До 70% доходов у российского дилера генерируется за счет продажи новых автомобилей. Теоретически можно представить себе, что дилер может только обслуживать автомобили, но как он будет сводить концы с концами? Мы не берем в расчет гаражи, пробавляющиеся запчастями, поставляемыми по серым схемам, или китайскими подделками, а подчас и запчастями с краденых автомобилей.
- Изначально стартовые условия для бизнеса на подержанных автомобилях были плохие из-за уплаты дилерами НДС, что не происходило в случае индивидуальной продажи. С отменой уплаты НДС этот бизнес стал постепенно развиваться. По понятным причинам более естественно он развивался силами больших мультибрендовых холдингов, т.к. в них возникает меньше проблем с трейдином при наличии большого количества марок в портфолио. Это позволяет легче «пристроить» подержанную машину в профильный дилерский салон. Постепенно и производители стали развивать свои собственные программы, улучшая сервис для клиентов, хотя это стоит дополнительных денег.