В мире не так уж много автомобилей-легенд. Не больше десятка машин, которые знают, любят и ценят во всех странах, на всех континентах. В их число входит и прославленный английский хэтчбек “Mini”. Впервые он появился в 1959 году и заслужил популярность благодаря интересному дизайну, невысокой цене, отменной управляемости. Модель была востребована рынком не одно десятилетие и выпускалась до начала XXI века. В 2000 году, когда бренд “Mini” уже принадлежал BMW, был представлен новый автомобиль этой марки, сделанный с чистого листа. При внешней схожести с предшественником эту машинку уже нельзя было назвать доступной – по цене она ощутимо превосходила другие хэтчбеки подобных размеров. Но это не отпугнуло покупателей – автомобиль пользовался таким спросом, что британцам пришлось даже увеличивать заводские мощности. И вот теперь пришло время третьего поколения легендарного “Mini”.
– А ГДЕ дебютант? Зачем-то “Mini” предыдущего поколения выставили... – глядя на хэтчбек, припаркованный рядом с местом проведения презентации, удивлялся коллега из “неавтомобильного” издания.
– Наверное, чтобы мы могли сравнить дизайн старой и новой модели, – догадался другой журналист.
Расположенный по центру передней панели спидометр заметно прибавил в размерах.
Своеобразный интерьер “Mini” невозможно перепутать ни с каким другим.
Однако тут же выяснилось, что перед нами – именно новый “Mini”. Сходство с предшественником поразительное! Впервые сталкиваюсь с тем, что свежая модель так сильно напоминает прежнюю. С первого взгляда их может перепутать, пожалуй, даже знаток автомобилей.
Конечно, различия есть. Дебютанта можно опознать по “поворотникам”, переместившимся в традиционно круглые фары, по более крупному зеву радиаторной решетки, по прибавившим в ширине задним фонарям... но и только. Габариты изменились незначительно – 6-сантиметровый прирост длины со стороны незаметен. Словом, характеризуя экстерьер новичка, скажем: “Это эволюция”. А революции британцы и не хотели. Хорошее улучшать – только портить. Ведь “Mini” любят таким, какой он есть. Более серьезные изменения во внешности покупатели могли принять в штыки.
Вдоволь наигравшись в “найдите десять отличий”, бросаю сумки в багажник (он по-прежнему миниатюрный), получаю дорожную карту (забыл сказать – мы находимся в Испании) и начинаю изучать маршрут. Немалая его часть пролегает по извилистым дорожкам. Это славно, ведь мне дали ключи не от простого “Mini”, а от спортивной модификации “Cooper S”, которая как нельзя лучше должна проявить себя в предгорьях Пиренеев.
Нажимаю кнопку “Start”, и салон наполняется приятным баском мотора. Включаю первую передачу, отпускаю сцепление, и... к моему ужасу, “Mini” начинает двигаться назад. Один из организаторов, оказавшийся на пути, слава богу, успел отскочить в сторону. В чем дело? Оказывается, задняя передача в 6-ступенчатой механической коробке находится совсем рядом с первой, и перепутать их легче легкого. Коллеги тоже отмечали эту особенность “механики”. Позднее я вновь оказался в такой же глупой ситуации, когда на светофоре мой синий “Mini” покатился вспять, едва не боднув какой-то фургончик. Понадобилось несколько часов, чтобы окончательно освоиться с непривычной КПП и больше не путать передачи.
Но это едва ли не единственная претензия, возникшая к “Cooper S” за два дня тест-драйва. Тем более что если такая трансмиссия не нравится, есть иной вариант: на заказ хэтчбек оснащается 6-ступенчатым “автоматом” с возможностью переключения скоростей клавишами на руле...
Блок управления микроклиматом стилизован под эмблему “Mini”.
Переключатели на потолке отвечают за освещение салона. Причем можно по своему желанию менять оттенки света.
И вот “Mini” на тех самых дорожках, изобилующих поворотами. Боже, как он управляется! Англичане сравнивают эту модель со спортивным картом. Но, честное слово, мне показалось, что миниатюрный хэтчбек дает ощущения от вождения даже более острые, чем карт. За счет низкого центра тяжести и расставленных по углам кузова колес машинка позволяет проходить... нет, пролетать повороты буквально на инстинктах. Чувство руля потрясающее. Едешь и всегда знаешь, на какой именно угол надо его повернуть, чтобы “Cooper S” максимально эффективно прописал дугу.
И подвеска, в которой теперь используются облегченные алюминиевые рычаги, настроена безупречно. Поклонники напористой езды могут выбрать версию с более жестким шасси, улучшающим управляемость. В ущерб комфорту, разумеется. Им же адресована механическая блокировка дифференциала, призванная предотвращать пробуксовку ведущих колес на скользком покрытии. Но и с обычной подвеской хэтчбек чувствует себя в виражах не менее уверенно, чем на прямой трассе. Крупные для малолитражек 17-дюймовые колеса мертвой хваткой держат дорогу. Очень, очень надежное поведение.
Весьма тактичны электронные ассистенты водителя: в процессе управления машиной они участвуют так ненавязчиво, что, сидя за рулем, их вмешательство почти не замечаешь. Например, система стабилизации движения позволяет “Cooper S” ехать на грани фола, с небольшими заносами. И лишь когда водитель ошибется и машина начнет уходить с траектории, электроника “придушит” двигатель и притормозит то или иное колесо, чтобы вернуть “Mini” на путь истинный...
Никаких нареканий и к тормозам. Они позволяли уверенно осаживать хэтчбек перед “тещиными языками” и не перегревались даже после неоднократных замедлений с высоких скоростей.
На некоторых прямиках я успевал разогнаться далеко за 150 км/ч. Легкого нажатия на акселератор хватало, чтобы “Cooper S” охотно принимался набирать скорость. Отличная динамика – заслуга 1,6литрового мотора, одного из лучших в мире двигателей такой кубатуры. Совмещение турбонаддува и прямого впрыска топлива позволило снять с него серьезные 175 л.с. Это позволяет хэтчбеку ускоряться до “сотни” за 7,1 с и достигать максимальных 225 км/ч.
Более крупные “горячие” хэтчбеки гольфкласса обладают примерно такими же скоростными возможностями. Зато с экономичностью у них дела обстоят похуже, чем у “Cooper S”. Благодаря малой массе и совершенным технологиям спортивный “Mini” потребляет в среднем 6,9 л бензина на 100 км. На горных серпантинах, когда стрелка тахометра редко опускалась ниже 5.500 об/мин, расход возрастал до 11 л/100 км, но это для 175-сильного автомобиля все равно не много.
Если за рулем находится человек выше среднего роста, то места для ног заднего пассажира почти не остается.
На третьем поколении британского хэтчбека “поворотники” перекочевали в нижнюю часть корпуса фар.
ЕСЛИ наружный дизайн нового “Mini” в сравнении с предшественником – эволюция, то внутренний – все-таки революция. Тихая, но заметная. Салон изменился, на передних креслах стало просторней, чем прежде. Между плечами водителя и пассажира – приличное пространство. За счет того, что центральную консоль разработчики заузили, больше стало места для ног.
Сама консоль зрительно разделена на несколько “этажей”. В нижней части находится ряд старомодных тумблеров, управляющих электростеклоподъемниками, “противотуманками” и центральным замком. Чуть выше располагается эффектный, стилизованный под эмблему “Mini” блок управления системой микроклимата. Еще выше разместился дископриемник. Венчает эту конструкцию огромный спидометр – фамильная черта британской малолитражки. Если у прежнего поколения модели его сравнивали с блюдцем, то новый спидометр впору уподобить тарелке. На его циферблате помимо указателей скорости и пройденного пути нашлось место для сигнальных лампочек, датчика запаса топлива, для кнопок, управляющих музыкальной установкой и бортовым компьютером, а также для узенького дисплея. Это в моей машине. В более богатых версиях, оснащенных навигатором, центральное место на “тарелке” отведено приличных размеров цветному экрану. В этом случае роль стрелки спидометра выполняет небольшой курсор.
А где тахометр? Он, как и раньше, установлен на рулевой колонке. Смотрится необычно, но проблем с восприятием информации не возникло. В нижней части его циферблата на небольшом дисплее в цифровом виде дублируются показания спидометра. Но символы такие маленькие, что я обнаружил их существование лишь к концу поездки...
На потолке, вблизи от салонного зеркала, находятся еще четыре тумблера. Левый и правый отвечают за индивидуальное освещение для водителя и переднего пассажира. Второй слева подключает центральное освещение. Второй справа – самый интересный – задействует периферийную подсветку. Нажал его – и зона крепления привязных ремней, дверные ручки и панели озаряются приглушенным свечением. Причем нажатием тумблера в ту или иную сторону можно выбрать один из пяти оттенков света: от теплого оранжевого до “спортивного” синего. Смотрится завораживающе.
Качество сборки и отделки интерьера “Mini” одно из лучших, если не самое лучшее среди компактных машин. Ювелирные зазоры, дорогие материалы отделки: кожа, мягкие пластики, алюминий. А вот на втором ряду сидений, несмотря на прирост габаритов, просторнее не стало. Когда я устроился за рулем (мой рост 181 см), проем между спинкой водительского кресла и подушкой заднего дивана сократился до минимума. Я туда поставил пакет с пресс-материалами, и места больше не осталось. Впрочем, “Mini” никогда не претендовал на звание просторного автомобиля. Его покупали за неповторимый имидж, стильный салон, отменные ходовые качества. И новое поколение легендарного хэтчбека будут покупать за те же достоинства. Когда? Европейские продажи стартуют 18 ноября – в день рождения конструктора А лека Иссигониса, создателя первого “Mini”. На российский рынок модель выйдет в начале следующего года.
Хотя на тест-драйве в Испании баварские хозяева марки представили лишь самую мощную версию “Cooper S”, модельный ряд “Mini” не ограничивается этой 175-сильной модификацией.СРАЗУ следует упомянуть о том, что на модернизированном “Mini” применяются совершенно новые двигатели. Они разработаны BMW совместно с французским альянсом “Peugeot-Citroёn” и пришли на смену предыдущим моторам, закупавшимся у корпорации “DaimlerChrysler”. Изменилось даже расположение двигателя в моторном отсеке – его развернули на 180 градусов, направив выпускным трактом вперед.
Первыми на рынок выйдут версии “Cooper” и “Cooper S”. Обычный “Cooper” (фото вверху) отличается от своего турбированного собрата применением атмосферной версии 1,6-литрового двигателя, развивающей 120 л.с. У этой модификации броская наружная отделка с множеством хромированных деталей. Чуть позже, в начале будущего года, в салонах дилеров появится базовая модель “Mini One” с экономичным 1,4-литровым мотором в 95 сил. Ну а появление версии “Mini One D” с дизельным двигателем отнесено на более далекую перспективу.
Краткая техническая характеристика “Mini Cooper S” | |
Габаритные размеры | 371,4х168,3х140,7 см |
Снаряженная масса | 1.485 кг |
Двигатель | 4-цил., рядный, 1,6 л, турбонаддув |
Мощность | 175 л.с. при 5.500 об/мин |
Крутящий момент | 240 Нм при 1.600-5.000 об/мин |
Коробка передач | 6-ст., механическая |
Тип привода | на передние колеса |
Максимальная скорость | 225 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 7,1 с |
Средний расход топлива | 6,9 л/100 км |
Запас топлива | 50 л |