Спортседан Lexus IS-F одинаково хорош и на гоночном треке, и в рутине езды по дорогам общего пользования. Такая гибкость характера пришлась нам по вкусу.
Хищные бамперы, жаберные прорези в передних крыльях, компактные задний спойлер, квартет овальных патрубков выхлопа и 19-дюймовые “вороненые” диски немецкой фирмы BBS – эти атрибуты выдают “горячую” версию спортседана Lexus IS, но не провоцируют ни излишней агрессией, ни навязчивыми ассоциациями с треком. Джентльменский дизайн-набор Lexus IS-F может показаться даже нарочито скромным. Настолько, что при очном знакомстве со спорткаром начинаешь гадать: может, японцы маскировали хищную натуру IS-F? Или не хотели отступать от корпоративного принципа стилистической сдержанности? Или, быть может, дело в прямых конкурентах – BMW M3 и Mercedes C 63 AMG, которые тоже скрывают бицепсы под костюмами классического кроя? Познакомившись с “японцем” поближе, понимаешь, что дело не только во внутри- и общекорпоративных канонах. К Lexus IS-F нужно относиться в первую очередь как к удачному инженерному эксперименту. Японским специалистам удалось выжать из “донорского” спортседана IS суперкаровские показатели, не пожертвовав комфортом и продемонстрировав традиционное чувство меры в дизайне. В результате получился благородный суперкар на каждый день, способный доставить удовольствие и на автобане, и на треке, и в пробках.
Отцами IS-F принято считать инженерных гуру Lexus Юкихиро Ягути и Мамору Сакамото. С 2000 г. эти специалисты начали с одержимостью продвигать так называемый проект “F” (эта литера адресует к гоночной трассе Fuji Speedway, расположенной вблизи горы Фудзияма). Смысл начинания состоял в том, чтобы создать на базе модели IS “заряженный” спортседан класса “премиум”. Ягути и Сакамото приложили серьезные усилия, чтобы убедить руководство марки в важности проекта. В итоге IS-F дали зеленый свет, но сразу же возник вопрос о том, какими именно чертами наделить спортседан. Сошлись на том, что нужно радикально усилить драйверский потенциал донорского IS и придать новинке дух эксклюзивности, свойственный суперкарам. Все задуманное удалось воплотить в серийной машине.
Коктейль из комфортабельности и спорта подается, как только проникаешь в салон. Усаживаясь в кресло, отмечаешь, что кузов IS-F припал к земле (по сравнению с моделью IS клиренс уменьшен на 10 мм) и на водительское место, особенно с тротуара, пробираться не слишком удобно. Но не успели вы получить этот спортивный аванс, как погружаетесь в негу – кресла с убедительной боковой поддержкой не только не зажимают вас в тиски, но даже позволяют расслабиться, как на любимом домашнем диване. Диапазон электрических регулировок передних сидений избыточен, но перемещения подушки и спинки подчеркнуто неторопливы, особенно если держать в уме паспортные 4,8 с, отмеренные IS-F на разгон до “сотни”. Убеждены, что эта неспешность привода – намеренная. Лишнее подтверждение тому – алгоритм работы электроприводов многочисленных отсеков для мелочовки. Их крышки сдвигаются, как в замедленной съемке, плавно и бесшумно – как мы выяснили, дизайнеры вдохновлялись традиционными японскими сдвижными дверями фусума. Национального и культурологического в дизайне IS-F вообще немало. Например, кожух исполинской атмосферной “восьмерки” (к слову, двигатель собирается вручную на заводе Lexus в городе Тахара) выполнен в форме конверта – такого, в котором в Японии принято преподносить особо ценные подарки.
Кресла IS-F обшиты добротной перфорированной кожей темных и светлых оттенков. Синяя прострочка и логотип “F” на сиденьях и руле добавляют пикантности. Пластик панелей изыскан и приятен на ощупь. Царство кожи и мягких полимеров разбавляют элементы из алюминия и лакированного стекловолокна. Из легкого металла выполнены накладки на педалях, кольца циферблатов приборной панели и массивные подрулевые “лепестки”. Стекловолокно – к слову, отполированное вручную – украшает центральный тоннель и панели дверей. Фактура вставок напоминает карбоновую ткань, и такие мотивы явно придутся по душе любителям скорости.
Управление бортовой электроникой в IS-F организовано весьма удобно. Мультимедийный комплекс с 7-дюймовым сенсорным дисплеем включает русифицированную навигацию и позволяет контролировать работу ключевых автомобильных систем. Например, на экране “прорисованы” кнопки управления климат-контролем и шкалы настройки аудиосистемы Mark Levinson с 14 динамиками, CD и DVD-чейнджером. Передача части управляющих функций сенсорному дисплею разгрузила центральную консоль. Там угнездились лишь наиболее востребованные органы управления – такие, как клавиши обогрева заднего и лобового стекол, ключевые управляющие элементы климатической установки, кнопки бортового компьютера и тумблеры управления аудиосистемой. Разумеется, IS-F поддерживает функцию громкой связи через Bluetooth, к мультимедийной системе можно подключить iPod и USB-устройства.
Наконец, мы нисколько не удивились, углядев в IS-F черты машины для эгоиста. Например, места на заднем ряду здесь достаточно, но не в избытке, особенно над головами высокорослых седоков, – так подчеркивается приоритетная роль водителя и “штурмана”. Спинку дивана нельзя сложить ни целиком, ни по частям (в BMW M3 и Mercedes-Benz C 63 AMG задний ряд трансформируется). Зато в консоли, разделяющей задние сиденья, есть люк. Его можно использовать для перевозки лыж или клюшек для гольфа – внятный намек на целевую аудиторию.
Разве не парадоксально? IS-F не стремится выглядеть спорткаром, в его экстерьере нет гиперболизированных гоночных атрибутов. Однако седан заявляет о своем спортивном потенциале в буквальном смысле громогласно. Стоит утопить кругляш с надписью “Engine Start/Stop”, и 5-литровый V8 поприветствует вас грозным рыком. В нижнем и среднем диапазоне оборотов двигателя это рычание уже кажется угрожающим, но на самом деле IS-F вы еще не “разозлили”. Это произойдет, как только стрелка тахометра преодолеет отметку 3600 об/мин – V8 начнет засасывать воздух через второй увеличенный воздухозаборник, и звук выхлопа перерастет в рев. Настолько неистовый, что прохожие будут оборачиваться, а некоторые соседи по потоку устремятся в правый ряд. Столь же устрашающе мотор IS-F взревет при переходе на пониженную передачу или после перевода селектора АКП в спортивный режим, когда обороты двигателя скачкообразно повышаются.
Как можно догадаться, мотор и систему выпуска IS-F скрупулезно настраивали, чтобы машина выдавала суперкаровское крещендо. Точно с такой же тщательностью инженеры доводили ходовую часть, тормоза и рулевое управление “донорского” IS. Что касается шасси, то здесь был применен проверенный рецепт усиления спортивных качеств – установлены более мощные стабилизаторы поперечной устойчивости, более жесткие пружины и амортизаторы. Как следствие, IS-F в сравнении с IS демонстрирует существенно меньшие крены в быстрых виражах и почти полное отсутствие клевков при резком торможении. Плавность хода на хорошем асфальте, по сути, не пострадала. IS-F справился также и со стыками на московском Третьем транспортном кольце, и с дорожными неровностями столичных окраин. Однако крупные ямы, брусчатку и препятствия типа “лежачих полицейских” “горячий” седан не переваривает. И в первом, и во втором случае передает удары на кузов, а в третьем, если не сбросить скорость до минимума, подкидывает седоков вверх.
Зато с курсовой устойчивостью все в полном порядке благодаря комплектации 19-дюймовыми дисками с низкопрофильной “резиной”. Машина не рыскает при торможении и не шарахается в сторону, едва колеса попадают в колею. Для уверенного замедления с любых скоростей применена усиленная тормозная система Brembo. Тормоза доводились на гоночных трассах, способны выдерживать высокие температуры, обеспечивают замедление с запасом и без эффекта усталости.
Между тем главным откровением IS-F стала многогранность его характера, иначе говоря, возможность гибко варьировать стиль езды. Задний привод, 423 л.с. и 505 Нм, “снятые” с атмосферного 5-литрового мотора, современный 8-диапазонный “автомат” Sport Direct Shift – казалось бы, IS-F “заточен” исключительно на активный драйв в рваном ритме, брутальные ускорения и экстренные замедления. Действительно, “горячий” седан все это умеет, но удивило другое: IS-F может быть “ручным”, спокойно ползти в пробках, даже если задать системе интегрированного управления динамикой (VDIM) спортивные настройки. Умный “автомат” японской компании Aisin не путается в передачах, тасуя их плавно и своевременно. Мотор способен выдавать тягу по капельке. В какие-то моменты попросту забываешь, что под капотом – “заряженная” “восьмерка”.
Ну а что же та самая брутальная езда, которую обещает моторный рокот IS-F? В черте города активный драйв следует практиковать с осторожностью. А в нашем случае, в дождливое межсезонье, потребовалась двойная осторожность. Мокрый асфальт, летняя “резина” и околонулевая температура за бортом – мощная провокация. При резких стартах IS-F норовил выставиться боком. Система стабилизации срабатывала позже, чем ожидаешь, но занос развивался предсказуемо и быстро гасился острым и точно настроенным рулем. Впрочем, уверены, что при соответствии шин погодным условиям нервозности на старте не возникло бы.
На средних и высоких скоростях IS-F покоряет стабильностью курса – машина будто прилипает к дороге. Запаса тяги для ускорения всегда в избытке. При “кикдауне” КП не мешкая сбрасывает две, три, четыре и даже пять передач, и в большинстве случаев (не на автобанных скоростях) ускорение начинается со второй передачи. Результат – мощнейший подхват и доза адреналина в кровь. В спортивном режиме, когда система дольше удерживает пониженную передачу, реакция на нажатие педали “газа” резко обостряется. Хотите еще больше спорта? Для этого есть мануальный режим КП, который задействуется в том числе и подрулевыми “лепестками”. “Автомат” Aisin позволяет заблокировать любую передачу, кроме первой, и, соответственно, использовать весь диапазон оборотов вплоть до красной зоны, начинающейся c 6800 об/мин. В трансмиссионном режиме “Snow” реакции на “газ” также кардинально притупляются и IS-F превращается в спортсмена-флегматика. Такая гибкость IS-F вызывает совершенно искренний восторг – из этого спортседана каждый с легкостью вылепит машину под себя.
Система интегрированного управления динамикой автомобиля (VDIM) объединяет в себе системы управления торможением, курсовой устойчивости, контроля тяги и рулевого управления и позволяет подстроить характеристики езды под определенные дорожные условия. Скажем, если вы настроены на спокойную, размеренную езду, система обеспечит вас подходящими для этого настройками двигателя, трансмиссии, шасси, привода руля, систем устойчивости и безопасности. И наоборот, при езде в спортивном режиме VDIM активирует более спортивные настройки дроссельной заслонки, системы рулевого управления и подвески. VDIM не столь “навязчива”, как обычные системы контроля устойчивости, но при этом более эффективна: если стандартные системы безопасности активируются сразу после того, как был достигнут предел технических возможностей автомобиля, то VDIM активируется задолго до наступления такого момента.
СРАВНИТЕ САМИ | |||
---|---|---|---|
Параметр/автомобиль | Lexus IS-F | BMW M3 4.0 DCT | Mercedes-Benz C 63 AMG |
Макс. мощность, л.с. | 423 | 420 | 457 |
Макс. момент, Нм | 505 | 400 | 600 |
Макс. скорость, км/ч | 270 | 250 | 250 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 4,8 | 4,7 | 4,5 |
Экономичность, л/100 км | 11,4 | 11,9 | 13,4 |
Безопасность EuroNCAP | ***** | ***** | ***** |
Цена, руб. | 3 118 000 | 3 276 600 | 3 850 000 |
Технические характеристики Lexus IS-F | |
---|---|
Габариты, мм | 4660х1815х1415 |
Колесная база, мм | 2730 |
Колея спереди/сзади, мм | 1560/1515 |
Клиренс, мм | 125 |
Объем багажника, л | 378 |
Снаряженная масса, кг | 1700 |
Тип двигателя | бензиновый V8 |
Рабочий объем, куб. см | 4969 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 423/6600 |
Макс. момент, Нм/об/мин | 505/5200 |
Привод | задний |
Трансмиссия | автоматическая 8-диапазонная |
Макс. скорость, км/ч | 270 |
Время разгона 0–100 км/ч, с | 4,8 |
Расход топлива (средний), л/100 км | 11,4 |
Объем бака, л | 65 |