«Гранд Чероки» наравне с «Рэнглером» является самым узнаваемым автомобилем в модельном ряду компании Jeep, одним из ее символов. Осенью этого года на российском рынке появилась рестайлинговая версия четвертого поколения внедорожника
Если вы еще не успели посмотреть замечательный фильм Кевина Костнера «Танцующий с волками» – исправьте это упущение… В наше время жизнь коренных индейцев Америки совсем не та, что два-три столетия назад. Многие живут в резервациях, остальные расселились по большим городам и давно уже ездят не на лошадях, а на скромных машинах и общественном транспорте, которым в Америке пользуются только самые малообеспеченные слои населения.
Но есть и другие «индейцы», живущие… в гаражах. Как и коренные североамериканцы, они тоже иногда снимаются в кино, но в основном занимаются перевозками пассажиров и грузов по всему миру. Речь, конечно, о символе компании Jeep – легендарном Grand Cherokee. Хотя, может быть, этот большой внедорожник с годами превратился из «индейца» в его «добычу»?.. Скоро узнаем, ведь мы побывали на презентации прошедшего рестайлинг автомобиля.
Компания Jeep возлагает на обновленного «Гранда» большие надежды. Не удивительно, ведь сбыт дорестайлинговой версии составлял львиную долю от общих продаж марки в России. Что изменилось в большом внедорожнике? Внешность осталась исключительно фамильной и узнаваемой, хотя в передней и задней оптике теперь есть светодиоды, появились новые противотуманки, а также 18- и 20-дюймовые колесные диски, уменьшилась радиаторная решетка, на крышу прилепили модную антенну-плавник. Но гораздо большее преображение Grand Cherokee претерпел внутри. Появились дополнительные опции, такие как мультимедийная система Uconnect c 5-дюймовым (в базовой версии) или 8,4-дюймовым дисплеем (в комплектации Overland), а также новая камера заднего вида с разметкой. Интерьер «американца» стал намного современнее. Новые руль и селектор АКПП, цифровая приборная панель на 7-дюймовом дисплее, приятные материалы отделки, включающие вставки из натурального дерева и кожу Nappa, система запуска двигателя с кнопки, раздельная панорамная крыша – все эти элементы сделали салон Grand Cherokee по-европейски свежим и уютным. А для топовой комплектации Overland теперь дополнительно предусмотрен вариант отделки салона кожей коричневого и синего цветов с контрастной белой строчкой, чем не преминули тут же похвастаться представители Jeep. Признаюсь, я не особо люблю, когда интерьеры автомобилей окрашивают «кислотными» цветами – желтым, красным, синим. Но дизайнеры Jeep явно старались подобрать правильное количественное сочетание «спокойного» коричневого и яркого синего так, чтобы итоговое оформление не выглядело аляповато. Им это определенно удалось.
Организаторы тест-драйва воплотили в жизнь интересную задумку – на старте и далее в определенных точках маршрута нас встречали Grand Cherokee предыдущих поколений и даже их предшественники – Grand Wagoneer и Willys! Ума не приложу, как солдаты передвигались на открытых всем ветрам «Виллисах» по дорогам Второй мировой. Сидеть за рулем этого доисторического внедорожника жутко неудобно – как в анекдоте, практически обнимаешь коленями уши. «Дубовое» сиденье не регулируется не то, что по углу наклона спинки…оно вообще не регулируется! И, тем не менее, владелец утверждает, что 200 километров на этом армейском автомобиле, чей крошечный силуэт в знак памяти выгравирован на передних фарах наших новинок, проезжал без особых проблем…
Нет уж, я лучше пересяду на пассажирское сиденье нового Grand Cherokee с бензиновым V6 Pentastar. Этот 3,6-литровый двигатель уже знаком нам благодаря другому «американцу» - Dodge Journey. Простая открытая архитектура блока, по два распредвала с цепным приводом на каждую ГБЦ, изменяемые фазы газораспределения на впуске и выпуске и, в итоге, 286 л.с. при высоких 6350 об/мин и 347 Нм на 4300 об/мин – чуть больше, чем было у «Джорни». Хотя в американской спецификации «индейца» указаны немного другие цифры – 294 л.с. при тех же 6350 об/мин… Но не столь важно, в действительности ли на Grand Cherokee мотор чуть мощнее и все это проделки маркетологов, или нет – все равно на 2354-килограммовом внедорожнике вы не почувствуете прирост ни в 6, ни даже в 20 л.с.
Гораздо важнее, что Pentastar на новом «Гранде», в отличие от Journey, состыкован не с шестиступенчатым, а с восьмиступенчатым автоматом – с положительно зарекомендовавшей себя коробкой ZF 8HP. За счет двух дополнительных передач удается «убить двух зайцев»: во-первых, передать на колеса большую тягу на бездорожье (передаточное отношение 1-й ступени – 4,714:1), а во-вторых, на обычной дороге удерживать двигатель в зоне наиболее оптимальных оборотов. Но вот с вычурным селектором АКПП у моего коллеги поначалу, похоже, возникают проблемы - по моей просьбе он сдает назад и пытается развернуться, неловко переводя рычаг из положения D в R.
Наконец, мы выезжаем со стоянки в город. Что-то тут не так, впервые в жизни я чувствую себя некомфортно на пассажирском сиденье автомобиля такого класса. Дело в том, что нижняя подушка состоит как бы из трех частей и складывается ощущение, что ее центральный валик шириной не более 10 сантиметров сделан из какого-то более упругого, чем все остальное материала. Кажется, будто сидишь на узкой и довольно жесткой лавочке. Но коллега утверждает, что на водительском сиденье ничего такого не чувствуешь.
Зато в остальном по части комфорта «Гранд» не уступит другим современным внедорожникам. Тишину в салоне нарушает только музыка, льющаяся из динамиков harman/kardon, под которую мы неспешно катим, плавно покачиваясь на асфальтовых волнах. Кстати, несмотря на то, что разноцветный интерьер у дизайнеров Jeep получился удачным, мы все же предпочли выбрать автомобиль с самым консервативным салоном – черным.
Конечно, в топовой версии Overland автомобиль наиболее привлекателен: здесь есть и раздельная панорамная крыша, и большой 8,4-дюймовый квадратный дисплей системы Uconnect на центральной консоли, и стильные деревянные вставки, а еще контрастная строчка, вентиляция в передних сиденьях, дополнительная подсветка в салоне, автоматическое переключение дальнего света и, главное, 20-дюймовые диски. На стандартных 18-дюймовых «Гранд» смотрится излишне тяжеловесно. И все это, в придачу к внушительному списку стандартного оборудования, вы получаете всего за 2 547 000 рублей в случае, если под капотом бензиновый V6.
Уже через полчаса мы съезжаем на первый «внедорожный» участок. За стеклами теперь – бесконечные кусты, проселок весь в ямах, словно после бомбежки, и многочисленные лужи. Но на пассажирском сиденье ничего не изменилось. Grand Cherokee словно и не заметил перемен под своими колесами – меня не укачивает, не трясет, и только тишину теперь, помимо музыки, нарушает еще и стук мелких камешков по днищу и внутренним частям крыльев. Да-а-а, это – настоящий «американец», мягкий и вальяжный в любых условиях.
По дороге встречаем второго по счету предшественника Grand Cherokee, которого легко узнать по «пластмассовому» дереву на бортах – Grand Wagoneer в отличном для своих лет состоянии. Заглядываем в салон и недоумеваем от его «начинки»: электроприводы передних кресел и всех четырех боковых стекол, кондиционер, аудиосистема Jensen и еще много различных мелочей, которые ну никак не ожидаешь увидеть в автомобиле, которому почти исполнилось 30 лет. Не зря именно он стал прародителем класса SUV.
Меняемся ролями – теперь Grand Cherokee поведу я. Удивительно, но за рулем внедорожника действительно не испытываешь дискомфорта, как на пассажирском сиденье. Сверяюсь с ощущениями коллеги: вполне предсказуемо, правое кресло ему тоже не нравится.
А мы тем временем снова выезжаем на асфальт – и хорошо, лучше привыкать к автомобилю сначала на твердом покрытии. Ничего сверхъестественного за рулем Grand Cherokee вы не испытаете. Инженеры компании Jeep упорно отказываются идти против штампов и продолжают создавать автомобили по всем канонам жанра «большой американский внедорожник». Может, и к лучшему – фанаты останутся довольны.
«Гранд» - типичный американский внедорожник, большой (4828х1943х1802 мм), просторный. Рабочее место водителя описывается крылатой фразой «высоко сижу, далеко гляжу». Большие зеркала, большое лобовое стекло, большие кнопки, большой дисплей, большой руль, большой селектор АКПП – здесь почти все по-американски большое. Да и повадки у «индейца» «классические» - сильно кренится в поворотах, в пределе упирается и норовит соскользнуть передними колесами «наружу» (но ESP не дремлет), ощутимо раскачивается по вертикали на волнистом асфальте. В «драйве» автомобиль немного сонный, несмотря на приличную мощность и восьмиступенчатую коробку, главная задача которой – побыстрее перейти на высшую передачу. В «спорте» - уже лучше. Реакции внедорожника на нажатие педали газа теперь занимают меньше времени, а переключения трансмиссии становятся более активными…, но все такими же плавными. Конечно, от существенного веса автомобиля никуда не денешься, инерция выдавливает его в поворотах, набрасывается всей тяжестью на торможениях – на Grand Cherokee быстро ездить можно лишь по автострадам.
На асфальте удалось также выявить несоответствие заявленным параметрам. Круиз-контроль на «Гранде» адаптивный и, по словам представителей марки, способен замедлять автомобиль до полной остановки. В реальном мире на скорости ровно 20 км/ч на приборной панели высвечивается предупреждающее сообщение о том, что «достигнута минимальная скорость», после чего круиз-контроль «слагает с себя полномочия». Отключается, то есть. Но на скорости свыше 20 км/ч он функционирует вполне адекватно, вовремя замедляет внедорожник и стабильно выдерживает безопасное расстояние до впередиидущего автомобиля.
На придорожной стоянке показался характерный «квадратный» силуэт Grand Cherokee первого поколения, похоже, пора останавливаться. Удивительно, насколько модель изменилась за последние 20 лет. У «первого» - четырехлитровый V8, неразрезные мосты и масса примерно полторы тонны, а внутри – черная кожа, богатая комплектация и тесный, по сравнению с нашей новинкой салон. Пока мы разглядывали старого «Гранда», его владелец познакомился с новым и поделился с нами собственными впечатлениями: «Интересный автомобиль, но сложный, слишком в нем много всего».
Вот и полдня прошло, значит, пора пересаживаться на дизельную версию.
В целом обновленный Grand Cherokee технически не сильно отличается от дорестайлинговой версии – те же независимые подвески, та же линейка бензиновых двигателей (только версии с 5,7-литровым V8 из-за скромных продаж на российском рынке больше не будет). Из технических новшеств – только восьмиступенчатые автоматы и современный трехлитровый итальянский дизель компании VM Motori.
V-образная шестерка модели L630 с углом развала 60 градусов и рабочим объемом три литра отличается блоком цилиндров из высокопрочного чугуна, аккумуляторным впрыском (Common Rail) с давлением 2000 бар, цепным приводом распредвалов (по 2 на головку), охлаждаемой системой рециркуляции отработавших газов (чтобы соответствовать экологическим нормам) и турбокомпрессором Garrett, эффективным в большом диапазоне оборотов за счет изменяемой геометрии направляющего аппарата. В российской спецификации мотор выдает 241 л.с./ 4000 об/мин и 550 Нм в диапазоне от 1800 до 2800 об/мин. В общем, современный и, похоже, очень надежный двигатель (ходят слухи, что американцы уже испытывают его 600-сильную версию, предназначенную для армейской техники).
Правда, на загородных дорогах Grand Cherokee с таким мотором ведет себя немного скованно – не хватает «прыти» при обгонах. От 80 до 120 км/ч внедорожник ускоряется за 7,5 секунд. К слову, по паспорту дизельная версия на 0,1 секунду быстрее бензиновой в разгоне до «сотни» - ей нужно всего 8,2 секунды. Да и расход у нее в среднем на 4,5 литра меньше – всего 10,5 литров солярки на «сотню».
Как вы думаете, где лучше всего демонстрирует свои показатели автомобиль, в названии которого фигурирует ставшее нарицательным слово «Джип»? Да с учетом того, что под капотом установлен моментный дизельный двигатель? Естественно, на бездорожье!
Да, с годами «Гранд Чероки» сильно «потолстел», утратил неразрезные мосты и блокировки дифференциалов, но пока он все еще остается настоящим внедорожником. На дизельном «Оверленде» уже в базовой версии есть система полного привода Quadra-Drive II c электронноуправляемой раздаткой (передаточное число понижающей передачи 2,72:1), системой Selec-Terrain, позволяющей менять настройки управления тягой в зависимости от покрытия (всего пять режимов) и дифференциалами повышенного трения EGerodisc от компании Eaton в переднем и заднем мостах, степень блокировки которых контролирует вездесущая электроника. По словам представителей марки, Quadra-Drive больше приспособлена для «оффроуда», чем система Quadra-Trac II, устанавливаемая на бензиновые и базовые дизельные версии. Хотя, не только на бумаге, но и на практике разница между двумя системами не столь очевидна. Активируешь кнопкой понижайку, выбираешь режим Mud – грязь – и, придерживая педаль газа, проползаешь через большие глинистые лужи как ни в чем не бывало. Признаюсь, по второй части внедорожного участка, который приготовили организаторы, в одиночку проехать я бы не решился. Но зная, что подмога, случись что, обязательно придет, можно и через брод на внедорожнике «переплыть», и в жуткой грязи побуксовать. Трудности у Grand Cherokee в итоге возникли только при штурме крутой горки, раскатанной машинами после дождя. Решив, что «Гранду» под силу преодолеть это препятствие с места – я допустил ошибку. Второй попытке предшествовал небольшой разгон. Но из-за того, что канавки шоссейной резины тестового автомобиля наглухо забились грязью, вследствие чего она превратилась в «псевдослик», с первого раза как следует разогнаться не получилось, и внедорожник встал на полпути к вершине. И только с третьей попытки, приняв во внимание печальный опыт первых двух и максимально разогнавшись, все-таки удалось загнать нещадно буксующий Grand Cherokee на горку. Эх, был бы он все таким же легким, как в первом поколении…
Жаль, на 468-сильном SRT8 покататься так и не получилось. Нет, на презентации он, конечно, был. Но его миссия заключалась лишь в повышении слюноотделения у журналистов перед сытным ужином. Кстати, на «заряженный» джип в России спрос поистине ажиотажный. Квоту раскупили за первые две недели, и представительству пришлось заказывать еще больше SRT8!
Поздно вечером, уже после завершения тест-драйва, удалось еще раз прочувствовать Grand Cherokee с неудобного пассажирского сиденья, и я заметил пару его дополнительных особенностей. Первая, вполне очевидна – новые светодиодно-биксеноновые фары светят просто шикарно. Вторая, более интересная – пользоваться штатной навигацией было неудобно не только мне, но и водителю Мише, развозившему журналистов по домам и пользовавшемуся в дороге навигацией собственного смартфона.
Подытожу свой рассказ двумя выводами. Первый – новый Grand Cherokee остался типично американским большим внедорожником, комфортным, вместительным, спокойным – стопроцентно ориентированным на поклонников жанра. Второй – похоже, он уже давно перестал быть «коренным индейцем» и заметно европеизировался. Мне кажется, сегодня ему гораздо больше подходит слово «татонка», то есть бизон, согласно наречию индейцев сиу.
Grand Cherokee для компании Jeep так же значим, как когда-то бизон для североамериканских индейцев, – его появления всегда ждали с нетерпением и надеждой. Бизоны обеспечивали индейцев пропитанием и защитой от холодов, их большие стада были символом стабильного будущего. А теперь вот и этот внедорожник компании Jeep, на заводах которой, возможно, трудятся и потомки славных коренных американцев, стал символом успешных продаж марки по всему миру и залогом стабильного будущего для всех ее сотрудников.
Кстати, а ведь и в Европе есть свои бизоны! Только называются они по-другому – зубрами.