Если “Audi” отмечает свои самые быстрые автомобили литерой “S”, а “Mercedes-Benz” – индексом “AMG”, то американская фирма “Chrysler” обозначает их аббревиатурой “SRT”. Она расшифровывается как “Street & Racing Technology”. Это специальное крайслеровское подразделение, которое начиная с 2002 года занимается подготовкой экстремальных модификаций различных моделей “Chrysler” и “Jeep”.
В салонах российских дилеров “Chrysler” уже принимают заказы на спортивный внедорожник “Jeep Grand Cherokee SRT8”. По темпераменту новый автомобиль сравним с “BMW X5 4.8is” и “Porsche Cayenne Turbo”. Мне посчастливилось с ним познакомиться на знаменитой гоночной трассе “Нюрбургринг”.
ТРАССА “Нюрбургринг” – святое место для поклонников гонок и просто любителей скорости. Правда, автоспортивные паломники предпочитают не современное кольцо, а Северную петлю (“Nordschleife”). Это одна из самых старых, длинных и опасных трасс в истории “Формулы I”. Она была построена в 1925 году. Ее длина составляет 22 км! Последний раз машины “Ф I” пронеслись по ней в 1976 году. Тогда-то и попал в аварию легендарный Ники Лауда. Пилот не справился с управлением, его “Ferrari” врезался в ограждение и загорелся... Все обошлось, и Лауда еще не раз становился чемпионом мира, но Северную петлю признали слишком опасной и перестали проводить на ней какиелибо соревнования. Тем не менее и сегодня на этой трассе слышен рев моторов. Любой желающий, хоть на простеньком хэтчбеке гольф-класса, хоть на суперкаре, может за 16 евро прокатиться по легендарному и очень, очень опасному автодрому “Nordschleife”...
К сожалению, а может быть, даже к счастью знакомиться со спортивным “Грандом” нас повезли не на Северную петлю, а на нынешнюю трассу “Формулы I”, которая была построена в 1985 году. Она уже не захватывает дух своими размерами (ее длина лишь чуть более 4,5 км), не поражает воображение экстремальностью, однако этот автодром любят и почитают все без исключения гонщики. Кажется, что в воздухе над “Нюрбургрингом” даже ночью витают запах жженой резины и звуки самых мощных моторов на планете. Да и на громкие истории “Нюрбургринг” богат. Взять хотя бы прошлогодний этап “Ф I”, когда Кими Райкконен сошел на последнем круге, потеряв реальный шанс побороться с Алонсо за чемпионство. А уже в этом году Михаэль Шумахер здесь выиграл свою вторую гонку в чемпионате, начав, наконец, нелегкий путь к лидерству в текущем сезоне.
В этом ракурсе спортивный “Grand” можно узнать по особому заднему бамперу и “двустволке” выпускной системы.
Массивный “Grand Cherokee” на гоночной трассе выглядел довольно непривычно. Впрочем, определить причастность “SRT8” к автоспорту все же можно по некоторым внешним признакам. В частности, об этом говорят массивный и низко посаженный передний бампер, а также обвес на порогах. Глядя на всю эту аэродинамическую архитектуру, так и хочется сказать: “Прощай, внедорожник...” Ведь поверить, что с таким “оперением” автомобиль сможет одолевать бездорожье хотя бы средней сложности, трудновато. Кроме того, подвеска спортивного “Гранда” на 2,5 см ниже, чем у базовой модели. Вдобавок она жестче.
Впрочем, все это необходимо, чтобы водитель мог уверенно и безопасно использовать потенциал форсированного мотора. Под капотом дебютанта скрывается расточенный до 6,1 л двигатель V8 серии “Hemi” (изначально он имел объем 5,7 л). Мотор развивает 432 л.с. и обеспечивает разгон до 100 км/ч за 5 с. Такой динамике позавидует даже “Porsсhe Cayenne Turbo S” – немецкий джип проделывает аналогичное упражнение на 0,2 с медленнее
НАСКОЛЬКО характер “Гранда” стал спортивным, еще предстояло проверить на одном из участков “Нюрбургринга”, изобилующем крутыми поворотами, перепадами высот и шиканами.
Базовая версия внедорожника, хотя и стала управляться и держаться на дороге гораздо лучше предыдущего поколения “Гранда”, все равно сильно кренилась на крутых виражах, да и информативности на руле не хватало (“баранка” по-американски “легкая”). Проектируя спортивную версию “Grand Cherokee”, инженеры SRT доработали подвеску, перенастроив амортизаторы, установив иные штанги стабилизаторов поперечной устойчивости и более жесткие пружины. Коснулись изменения и полного привода. Чтобы трансмиссия “4х4” “переваривала” 432 силы, пришлось создать новые, более надежные механизмы.
Как и полагается суперкару, автомобиль по большому счету заднеприводный. В нормальных условиях движения только 10% крутящего момента идет на переднюю ось. Однако при проскальзывании задних колес на нее может передаваться столько крутящего момента, сколько потребуется, вплоть до 100%. Все эти доработки, по словам представителей подразделения SRT, позволили приблизить характер внедорожника к спорткаровским стандартам. Проверим?..
Салон спортивного “Grand Cherokee” практически не отличается от интерьера гражданской версии.
Интенсивный разгон. Стрелка спидометра (кстати, он размечен до 300 км/ч) переваливает за отметку “150”... Впереди – поворот “Dunlop”. Его даже машины “Формулы I” проходят на скорости чуть более 90 км/ч, а Шумахер в 2003 году в нем слегка переборщил, вылетел с трассы и сел “пузом” на гравий. Кстати, в тот раз его вытолкнули обратно на дорогу маршалы, что запрещено правилами, но никаких санкций к чемпиону тогда почему-то не применили...
Я далеко не Шумахер, а подо мной отнюдь не “Ferrari”. Поэтому осаживаю машину до 60 км/ч. Но делаю это в последний момент, благо тормоза “Brembo” с четырехпоршневыми суппортами способны остановить двухтонный внедорожник со 100 км/ч до нуля на отрезке 38 метров – показатель легковых автомобилей.
В поворотах “Grand Cherokee SRT8”, конечно, кренится, однако не как внедорожник. Скорее как приземистый легковой седан. Сидя за рулем, этого практически не ощущаешь, поскольку джип укомплектован специальными спортивными сиденьями с развитой боковой поддержкой.
На выходе из “Dunlop” скорость уже за “сотню”. Опять интенсивный разгон. Впереди довольно легкий поворот налево. По крайней мере “формулы” проходят его на скорости выше 260 км/ч.
– Не сбрасываем газ, идем ходом, – говорит инструктор школы “ZakSpeed”, в которой воспитывались практически все нынешние гонщики “Ф I”.
– Страшно, – приотпуская акселератор, говорю я.
“Гранд” прописывает вираж примерно на 140 км/ч. На следующем круге смелею, прохожу поворот быстрее, потом еще быстрее... И вот, наконец, начала срабатывать система курсовой устойчивости ESP. Ее, кстати, тоже слегка видоизменили под спортивный темперамент.
...Что ж, “Grand Cherokee SRT8” можно смело отнести к классу спортивных внедорожников. Конечно, по точности управления, особенно на скверном асфальте, дебютант уступает BMW и “Porsche”. Как-никак в подвеске “Jeep” используется жесткий задний мост. С другой стороны, по цене “американец” куда привлекательнее немецких моделей.
НАКРУЧИВАЯ круги по “Нюрбургрингу”, поначалу я даже не обратил внимания на интерьер. Опомнился только в боксах и там рассмотрел салон повнимательнее. В целом внутреннее убранство “Jeep” практически не изменилось, но появились спортивные элементы декора. Например, алюминиевые и карбоновые вставки. Руль, рычаг “автомата” (АКПП входит в стандартное оснащение модели) и часть передней панели обтянуты кожей. Качество пластика осталось на прежнем, не самом высоком уровне, как это часто бывает на американских машинах. Однако собран салон предельно аккуратно. Я бы сказал, по-европейски аккуратно.
Что касается внедорожных качеств “Grand Cherokee SRT8”, то, по словам представителей SRT, они остались на достойном уровне. Даже несмотря на уменьшенный клиренс и массивный обвес по нижнему периметру. Автоматические блокировки межосевого и заднего дифференциалов сохранились, однако понижающей передачи на спортивном “Гранде” нет.
Программа знакомства с автомобилем не предусматривала езду вне асфальта. Зато во время фотосъемки пришлось забраться на небольшой склон, покрытый мокрой после дождя травой. Как только “Grand” оказался на ней всеми четырьмя колесами, снизу сразу послышался скрежет антипробуксовочной автоматики... Спишем это на “асфальтовые” покрышки. Если автомобиль оснастить соответствующей резиной, то, скажем, на заснеженных зимних дорогах России он будет чувствовать себя вполне уверенно.
В любом случае у команды инженеров SRT получился хороший спортивный внедорожник. При этом – недорогой. Он в полтора-два раза дешевле других быстроходных джипов, сопоставимых по мощности. А приобрести “Jeep Grand Cherokee SRT8” стоимостью 65.800 евро можно уже сегодня – ведь российская премьера автомобиля состоялась на Московском международном автосалоне.
Краткая техническая характеристика “Jeep Grand Cherokee” | |
Габаритные размеры | 475х213,8х169,4 см |
Снаряженная масса | 2.171 кг |
Двигатель | V8, 6,1 л |
Мощность | 432 л.с при 6.200 об/мин |
Крутящий момент | 569 Нм при 4.800 об/мин |
Максимальная скорость | свыше 240 км/ч |
Разгон до 0-100 км/ч | 5 с |
Запас топлива | 77 л |