В Европе косо смотрят на обладателей гигантских внедорожников. Если вы едете на чем-то крупнее “Смарта”, выбрасывающем в атмосферу больше СО2, нежели газонокосилка, в глазах окружающих читается библейское “Распни его!”. Недаром после наступления кризиса компания “Cadillac” спроектировала гибридную версию своего флагманского “Escalade”. Теперь этот известный пожиратель бензина расходует топлива не больше, чем седан бизнес-класса средней мощности.
ПЕРЕВОЖУ селектор “автомата” в положение “D”, не спеша добавляю газ. Мой слух не ловит привычного клокотания американского V8 – бензиновый мотор безмолвствует. “Escalade” снимается с места мягко и бесшумно, как высококлассный электропоезд. Далекое, едва слышное подвывание электромоторов вызывает ассоциации с.. троллейбусом. Добротным европейским троллейбусом, который передвигается практически бесшумно.
“Escalade Hybrid” трогается на электротяге, и только когда скорость достигает 45-50 км/ч, автоматика запускает двигатель внутреннего сгорания. Если бензиновая модификация снабжена 6,2-литровым V8 (409 л.с.), то гибридный внедорожник оснащен более экономичным вариантом этого же двигателя “Vortec” – объемом “всего” шесть литров и мощностью 337 л.с. При этом степень сжатия бензинового мотора “Escalade Hybrid” увеличилась по сравнению с обычным V8 обычного “Escalade” (10,8:1 против 10,5:1). И впускные клапаны на гибриде закрываются значительно позже. Налицо все признаки двигателя, работающего по циклу Аткинсона.
99% современных 4-тактных моторов работают по циклу Отто. Но еще в 1886 году британский инженер Джеймс Аткинсон предложил видоизменить цикл Отто (увеличить степень сжатия, отложить на более поздний срок закрытие впускных клапанов), повысив тем самым КПД мотора и экономичность. Изобретение англичанина обогнало свое время. Двигатель, работающий по циклу Аткинсона, эффективен только на высоких оборотах. Поэтому он пришелся впору гибридам – у них движение на малых оборотах заменяет электротяга. Такой бензиновый мотор использовался на “Toyota Prius” – первой в мире массовой модели с гибридным приводом. Теперь его получил и “Escalade Hybrid”.
...ОСТАНАВЛИВАЮСЬ на светофоре в крохотном городке на окраине Германии. Автоматика сразу глушит бензиновый двигатель. Трогаюсь на электротяге и стараюсь ехать так, чтобы стрелка тахометра не поднималась выше метки “AUTO”, расположенной в самом начале шкалы. “Escalade” скользит по улицам на электротяге. При торможениях в недрах автомобиля слышно отдаленное подвывание, словно в замедляющейся электричке, – это срабатывает система рекуперации: батареи подзаряжаются, используя энергию тормозов. В итоге весь городишко я миновал на чистой электротяге. И только при выезде на автобан завелся “маршевый” бензиновый V8.
Равномерно, вслед за фурой, еду по среднему ряду магистрали. В какой-то момент бензиновый двигатель начинает работать чуть тише – это автоматика отключила половину цилиндров. V8 превратился в экономичный V4.
Мелькает знак “Конец всех ограничений”. Перестраиваюсь в левый ряд и полностью утапливаю акселератор: V4 снова стал могучим V8. Исполинский джип напористо набирает ход, однако, несмотря на помощь двух электромоторов, по динамике ему далеко до традиционного 409-сильного “Escalade” с бензиновым двигателем.
Автомобиль легко поднимает темп до 140-150 км/ч, однако высокие скорости – не его стихия. Тяжелое рамное шасси с жестким мостом в задней подвеске не дают водителю уверенности, что ситуация полностью под контролем. Плюс типично американский, очень “легкий” руль. Рулевое управление, кстати, снабжено электрическим усилителем. Это техническое решение не только снижает вибрации, передаваемые передними колесами на обод баранки, но и способствует экономии топлива (около 1 л/100 км по сравнению с умозрительным “Escalade Hybrid”, оснащенным традиционным гидравлическим усилителем).
...И снова – пасторальный бюргерский городок, дышащий стариной. Узкие улочки, где пара автомобилей разъезжаются едва-едва. Здесь за рулем громадного “Escalade” чувствую себя китом, посаженным в бассейн, причем отнюдь не олимпийского размера. Чтобы разминуться со встречным “Peugeot”, заезжаю правыми колесами на тротуар. Перехватываю укоризненный взгляд пешехода.. Интересно, кто те люди, которые в Европе покупают “Escalade”? Вспоминается забавная история про операцию Интерпола в Испании, которая проводилась шесть-семь лет назад. Выявляя сеть “русской мафии”, сыщики, помимо оперативных данных, использовали перечень.. владельцев “Гелендевагенов” с испанской регистрацией. Ну, сейчас на этих ящикоподобных “Мерсах” уважающие себя члены даже провинциальных ОПГ не ездят. Быть может, продвигая “Escalade” на европейском рынке, американцы решили внести свой посильный вклад в поддержание законопорядка?. А если серьезно, то флагманский внедорожник “Cadillac” был и остается имиджевой вещью для людей, которые не стесняются показать свое благосостояние. А “Escalade Hybrid” позволяет заодно продемонстрировать заботу о природе.
P. S. Бортовой компьютер показал, что расход топлива за мою поездку составил 13,1 л/100 км. Хотя едва ли это волнует людей, выкладывающих миллион рублей “сверху” за гибридный внедорожник по сравнению с обычным бензиновым “Escalade”.
Процесс Аткинсона против Отто
Подавляющее большинство современных 4-тактных бензиновых двигателей работают по циклу Отто. Процесс в упрощенном виде выглядит следующим образом:– 1-й такт. Впускной клапан открыт, выпускной – закрыт. Поршень идет вниз, всасывая в цилиндр горючую смесь, и доходит до нижней мертвой точки (НМТ);
– 2-й такт. Все клапаны закрыты. Поршень идет вверх, сжимая горючую смесь, и доходит до верхней мертвой точки (ВМТ).
– 3-й такт. Все клапаны закрыты. Смесь сгорает в камере сгорания, под давлением расширяющихся газов поршень идет вниз из ВМТ к НМТ.
– 4-й такт. Впускной клапан закрыт, выпускной – открыт. Поршень двигается вверх, выдавливая из цилиндра отработанные газы.
Британский инженер Джеймс Аткинсон предложил усовершенствовать рабочий процесс. Основа его изобретения заключается в том, что впускной клапан не закрывается после 1-го такта, он остается открытым примерно до половины хода поршня на 2-м такте. При этом часть горючей смеси выталкивается обратно, но зато снижаются так называемые насосные потери при движении поршня вверх на 2-м такте.
Объем камеры сгорания двигателя, работающего по циклу Аткинсона, меньше, чем у мотора Отто (при одинаковом рабочем объеме). То есть выше степень сжатия. Таким образом, сгорание смеси обеспечивает более высокое давление. Отсюда – повышение эффективности и экономичности двигателя.
Краткая техническая характеристика “Cadillac Escalade Hybrid” | |
Габаритные размеры | 514,3х200,7х188,7 см |
Колесная база | 294,6 см |
Дорожный просвет | 22,8 см |
Снаряженная масса | 2.729 кг |
Двигатели | V8, 5.967 куб. см; два электромотора, работающие от батареи напряжением 300 В |
Мощность | 337 л.с. при 5.100 об/мин |
Крутящий момент | 495 Нм при 4.100 об/мин |
Коробка передач | 4-ст., автомат. |
Тип привода | постоянный полный |
Максимальная скорость | 170 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 8,4 с |
Средний расход топлива | 11,1 л/100 км |
Запас топлива | 92,7 л |