Навигатор честно привел нас в центр Порвоо, хотя к цели можно было доехать лишь по пешеходной зоне Несколько лет назад международное сообщество дизайнеров приняло решение раз в два года провозглашать “столицу мирового дизайна”. Цель – выявлять те города, где красиво живется и легко дышится
Новое движение за красоту жизни зародилось около пяти лет назад, когда альянс промышленных дизайнеров и дизайнеров-графиков решил, что столица итальянской провинции Пьемонт – Турин всего через два года после зимней Олимпиады-2006 достойна звания первой столицы мирового дизайна. Подобное притягивает подобное: примерно в это же время дизайнерское сообщество вручило Турину переходящее звание мировой столицы автодизайна. Одним из ярких событий на родине Fiat тогда стала выставка Dream, где можно было увидеть более полусотни уникальных дрим-каров.
Звания столицы мирового дизайна, по мнению большинства экспертов, заслуживают города, где люди живут красиво, удобно и динамично. Второй столицей мирового дизайна в 2010 г. был выбран Сеул. И вот осенью уходящего года новым победителем дизайн-биеннале объявлена столица Cуоми – Хельсинки. Нам предстояло познакомиться с новоявленной дизайнерской Меккой и посмотреть, насколько органично вписывается в это окружение незаурядный объект дизайна из Нового Света – важнейшая для марки Cadillac модель CTS. То есть прожить два дня в одном из самых комфортных европейских городов, используя для передвижения по его улицам и площадям автомобиль американского бренда.
Тише едешь…
Одновременно с вручением ключей от элегантного седана CTS организаторы напомнили нам о ПДД, действующих в Финляндии. Главное здесь – не превышать скорость. Еще помнится история, случившаяся в 2002 г. с одним из директоров Nokia, которому пришлось выплатить за превышение скорости на 25 км/ч 116 тыс. евро – штрафы в Финляндии начисляются пропорционально годовому доходу. Может быть, поэтому спешить на роскошном белоснежном седане с мощным 311-сильным мотором не хотелось, особенно на первых порах, когда кроме всего прочего предстояло оценить качество бортовой навигационной системы. Скорость движения в городе ограничена 50 км/ч, но часто верхним пределом оказывается 40. Однако в отличие от нашей столицы даже в часы пик в Хельсинки этой скорости вполне удается достичь, а днем сложностей с движением вообще не наблюдается.
После нажатия кнопки, расположенной на центральной консоли, вверх выехал большой дисплей навигационной системы с высоким разрешением. Карты Navtec отличаются великолепной графикой с крупными, четкими символами, указателями и большой зоной охвата – “клякса” суши, на которой расположился Хельсинки, видна как на ладони. Единственное, чего не хватало, так это дублирования основных указаний навигатора на дисплее, расположенном на шкале спидометра. Экран пошагового ведения по маршруту на дисплее информационного центра не предусмотрен, но на него выводится масса другой полезной информации – от текущей скорости до давления воздуха в каждом колесе.
Ностальгия по желтому
На пути к берегу бухты, с которого открывается панорама старого Хельсинки, выяснилось, что высокой оценки достойна и сама навигационная программа – неизбежные ошибки были вызваны только тем, что по этому городу на автомобиле мы перемещались впервые, а также тем, что хорошая погода и небольшая скорость располагали к осмотру города. Появившиеся в Москве полосы для общественного транспорта послужили неплохой тренировкой – быстрый выход с таких же полос в финской столице больших трудностей не вызывал. С некоторой ностальгией замечаю, что все запрещающие знаки выглядят как некогда в СССР: черные надписи на желтом фоне, окаймленные красным. Радует и бережное отношение финнов к трамваю: здесь можно встретить вагоны самого разнообразного дизайна – от невзрачных в духе питерского “Вагонмаша” до вполне современных и стильных составов ярко-зеленого цвета. Трамвай ходит практически в любом районе города, в том числе и в самом центре – на нем можно доехать до не менее стильных железнодорожного вокзала и старейшего универмага “Стокманн”.
В начале поездки нас предупредили о том, что среди водителей трамваев немало “горячих финских парней” и что рельсовый транспорт здесь лучше пропускать беспрекословно. Это же касается и автобусов, отходящих от остановок в городе. Замечу, если уж речь зашла о водителях, что если финны довольно пунктуально соблюдают ограничения скорости, то проехать перекресток на “темно-зеленый” или даже красный свет для них – “дело житейское”, как говаривал известный герой Астрид Линдгрен.
На улицах Хельсинки, где примерно десятая часть населения, составляющего 5,33 млн человек, говорит по-шведски, так же как и по всей Финляндии, все надписи дублируются на шведском (до 1809 г. Суоми входила в состав Швеции). Вот и Туве Янссон, финско-шведская художница, прославившаяся своей эпопеей о муми-троллях, написала ее на шведском языке.
Овес нынче дорог
Прилежные финны усердно трудятся, и на долю каждого из них приходится около 40 тыс. евро валового дохода в год. Это отчетливо проявляется в ценах – практически на все, начиная с бензина. Стоимость 95-го в пересчете на российские рубли равна примерно 66 рублям, то есть более чем вдвое дороже, чем у нас. У CTS есть несомненное преимущество перед европейскими моделями – его V-образная “шестерка” рассчитана на американский 87-й бензин “регуляр”. И даже мотор V8, устанавливаемый на спортивные седаны CTS-V, которые со следующего года, вероятно, начнут продавать и в России, довольствуются бензином с октановым числом 91–95. Недешевы и городские парковки – меньше, чем за 4 евро в час нам найти не удалось. Радует одно, что свободные места есть везде и практически всегда. Штрафы за неправильную парковку в Финляндии относительно невелики – от 10 до 50 евро.
Но даже такой богатой стране, мировому лидеру по продаже бумаги, нелегко бороться с природой. Попадая на финские дороги, сразу понимаешь, что морозы не щадят даже богатые страны. Cadillac с подвеской, рассчитанной на хорошее покрытие, четко “читает” все стыки, заплатки и трещины, которых на местных дорогах хватает. В роскошном салоне, изобилующем вставками из благородного дерева, дорогой кожей, простроченной французским швом, и отличающемся прекрасной шумоизоляцией, ощущать резкие “тычки” из-за дефектов покрытия дороги довольно неприятно. Благо, работая точным и понятным рулем, можно легко лавировать между выбоинами.
Наша поездка пришлась на редкие сухие дни золотой осени, но на большинстве местных машин уже стояла шипованная “резина”. На шипах в Финляндии разрешено ездить с 1 ноября до первого понедельника Пасхи, но никто не запретит вам круглый год ездить на зимних “липучках”.
Блеск граней
В очередной раз проезжая мимо новых зданий финской столицы с причудливыми стеклянными фасадами, я подумал, что здесь более уместно было бы купе CTS – в его строгих и энергичных линиях с характерным скосом заднего стекла есть много общего со стилистикой новой архитектуры. Но в центральной части города, где преобладает консервативная, неброская старина с симпатичными скверами, костелами и бутиками, более естественно воспринимается седан с его классическим обликом и стильной, сдержанной огранкой.
Начало новой эпохе дизайна Cadillac положил Уэйн Черри, под руководством которого к 2002 г. был создан СTS первого поколения. “Перу” этого известного дизайнера с огромным стажем (ушедшего на отдых в 73 года) принадлежит, кстати, и легендарный Chevrolet Camaro. Разработку CTS второго поколения курировал Джон Манугян, отстоявший идею угловатого, не похожего на другие автомобиля. Вертикальные пирамиды задних фонарей с “алмазами” светодиодов абсолютно гармонично вписываются в стиль современной архитектуры, которая не мыслится без стекла во всем его блеске. Да и вся задняя часть седана при горящих “габаритах”, “противотуманках” и стоп-сигналах превращается в некий светящийся куб – основу образа любого современного здания. Словом, здесь организаторы тест-драйва попали в точку – город и автомобиль словно созданы друг для друга.
Удивительно то, как гармонично выглядит CTS и в новом порту Хельсинки, сплошь обставленном стеклянными “монстрами”, и в историческом центре города, раскинувшегося на гранитной скале. Автомобиль, созданный в рамках дизайн-концепции “Наука и искусство”, действительно органично вписывается в городское пространство столицы этой небольшой северной страны, бережно хранящей следы былых времен.
Одним из пунктов нашего маршрута стал небольшой городок, расположенный в 40 км от Хельсинки, – Порвоо, стоящий на берегу одноименной реки. Даже здесь, на булыжных мостовых среди старинных деревянных домиков в духе среднерусского Плеса, Cadillac с его строгими линиями и оригинальной оптикой выглядел уместно. Спускаясь по булыжнику к реке, я подумал: что-то удивительно знакомое есть в облике этого уютного городка с бесчисленными магазинчиками, хотя раньше здесь я никогда не был. Оказывается, именно здесь снималась комедия Гайдая “За спичками”, в которой это поселение с более чем 600-летней историей выведено как Йоки.
По дороге в аэропорт мы подводили краткие итоги поездки – встреча столицы мирового дизайна и одного из лучших бизнес-седанов нашего времени прошла успешно. В облике и города, и автомобиля прослеживается тесное переплетение многолетних традиций и новых граней современности.
- Автор
- Василий Аверкиев
- Издание
- Автопанорама №12 2011 год
- Фото
- Фото автора