Этому компактному кроссоверу оказана честь стать первым автомобилем BMW, который оснащен новым турбированным четырехцилиндровым мотором. В нем баварцы реализовали идею получения максимальной отдачи с минимального объема.
СЛОВЕНИЯ встретила нас нудным дождем. Но по мере удаления на север от аэропорта Любляны луж на дороге становилось все меньше, а снежной кашицы, под которой местами скрывались коварные ледяные линзы, все больше. А когда мы съехали с автострады и стали забираться по серпантину вверх, в лыжные альпийские предгорья, небесная канцелярия разразилась сильнейшим снегопадом из огромных хлопьев. Мир вокруг стал сказочно прекрасным для глаз, но чертовски скользким для ног. И для колес, разумеется, тоже.
Тут уж нашлась нешуточная работа всем нашим четырем ведущим и тому, что ими заведует: и интеллектуальному приводу “xDrive”, и системам курсовой устойчивости, антипробуксовки, контроля тяги, динамического торможения, торможения в поворотах, просушки тормозных дисков.. Ну и мотору, конечно же. Но его вклад на фоне напряженного труда остальных устройств в тех ездовых условиях был как-то не очень заметен – двигатель справлялся без напряга и потому не требовал особого внимания к своей персоне. Хотя вообще-то на данном конкретном тесте эта персона была самой что ни на есть VIP. Мы, собственно, только ради мотора сюда и приехали..
Двигатель, который сейчас урчит под капотом моей машины, открывает совершенно новую страницу в истории баварского концерна. Грядущий период моторной эволюции можно назвать эпохой “наивысшей отдачи с наименьших объемов”. Причем под отдачей надо понимать не только создающие эффектный имидж автомобиля мощность-тягу-разгон-скорость, но и не менее важные вещи – снижение расхода топлива и вредных выбросов. То есть отдача комплексная.
Революционность тут в том, что впервые на четырехцилиндровом баварском моторе применена технология “BMW TwinPower Turbo”, позволяющая в основном за счет турбонаддува достигать таких показателей (в первую очередь мощности и тяги), какие в безнаддувных двигателях можно получить только путем увеличения числа цилиндров и рабочего объема.
В техническом плане это выглядит так. Новый четырехцилиндровый мотор объемом два литра разработан на основе конструкции трехлитровой рядной “шестерки” мощностью 306 л.с. последнего поколения (устанавливаемой, в частности, на “X3 xDrive35i”), где технология “BMW TwinPower Turbo”, по всеобщему признанию, раскрыта во всей своей красе, и потому та “шестерка” считается образцом производительности и эффективности. Неофит, которому уже прочат те же лавры, оснащен турбосистемой “Twin Scroll”, где потоки выхлопных газов покидают две пары цилиндров, не соприкасаясь, – это ключевая особенность конструкции. Такая конфигурация обеспечивает очень низкое противодавление на выходе, особенно при низких оборотах, что позволяет без задержки преобразовывать энергию газов во вращение лопастей турбины. Отсюда – мгновенная реакция дроссельной заслонки и чрезвычайно быстрый набор оборотов.
Посильный вклад в общую копилку вносят и другие участники процесса. Так, новая версия системы контроля фаз газораспределения “Valvetronic” обходится без дроссельного клапана. Или взять, например, систему прямого впрыска: небывалую ранее точность подачи топлива под давлением 200 бар обеспечивают соленоидные инжекторы, расположенные посередине между клапанами. Впрыск в непосредственной близости от свечи дает ровное однородное сгорание, эффектом охлаждения от подаваемого топлива достигается более высокая, чем в безнаддувном моторе, степень сжатия.. Кроме того, повышению эффективности мотора способствуют управляемый компьютером масляный насос, электрический насос системы охлаждения, включаемый и отключаемый по мере надобности, система рекуперации энергии торможения и много чего еще..
Грядущий период моторной эволюции можно назвать эпохой “наивысшей отдачи с наименьших объемов”.
КОМПАКТНЫЙ кроссовер “X1” первым из моделей BMW получил новый двигатель. Четырехцилиндровый турбированный мотор придет на смену атмосферной трехлитровой “шестерке” мощностью 258 “лошадей”, поэтому с ней его и предлагается сравнивать.
Что ж, сравним. Для наглядности приведу несколько основополагающих цифр. Маленький новичок проигрывает большому предшественнику только по мощности (245 л.с. против 258), зато бьет его по всем остальным параметрам. Крутящий момент выше на 13% (350 Нм против 310), расход топлива и уровень выбросов меньше на 16%. Машина с новым мотором и шестиступенчатой “механикой” берет “сотню” за 6,1 с (с восьмиступенчатым “автоматом” – за 6,5 c) и развивает 240 км/ч максимальной скорости, тогда как предшественница, которую, кстати, при том двигателе оснащали только “автоматом”, демонстрировала соответственно 6,8 с и 230 км/ч. Прогресс налицо.
На тест-драйве в Словении у меня был только новый мотор с “механикой”, поэтому личного сравнения со старым не получилось: ведь для того чтобы почувствовать разницу, надо перепрыгивать из машины в машину. Но безотносительно к предшественнику новичок мне понравился. Несмотря на то что внимание в основном было поглощено борьбой со скользкой снежно-ледяной дорогой, я все же успел оценить его тяговитость и приятную эластичность. На максимум тяги он, бензиновый, выходит по-дизельному резво – уже при 1.250 оборотах. То есть чуть дашь газку, и он уже в хорошем тонусе. Кроме того, машина радует исключительной маневренностью, за что помимо прочего, наверное, надо сказать спасибо и двигателю – он легче предшественника, а значит, меньше нагрузка на переднюю часть..
На рынке “BMW X1 xDrive28i” с новым мотором появится уже весной. Специально к этому событию приурочен маленький сюрприз: одновременно с выходом машины для нее, равно как и для всех остальных версий кроссовера, будет предложен спортпакет “M”, включающий спортивные настройки подвески и соответствующие “декорации” – это тоже впервые на “X1”.
Краткая техническая характеристика “BMW X1 xDrive28i” | |
Габаритные размеры | 445,4х179,8х154,5 см |
Колесная база | 276 см |
Дорожный просвет | 19,4 см |
Снаряженная масса | 1.580 (1.595)* кг |
Двигатель | 4-цил., 1.997 куб. см, с турбонаддувом |
Мощность | 245 л.с. при 5.000 об/мин |
Крутящий момент | 350 Нм при 1.250 об/мин |
Коробка передач | 6-ст., механич. (8-ст., автомат.) |
Тип привода | полный |
Максимальная скорость | 240 км/ч |
Разгон 0-100 км/ч | 6,1 (6,5) с |
Средний расход топлива | 7,9 л/100 км |
Запас топлива | 63 л |
*В скобках – данные для версии с АКПП. |