Пока одни приобщаются к большому автоспорту, сидя перед телевизором или на зрительской трибуне автодрома, другие стремятся лично познакомиться с миром гонок. Благо что такая возможность есть. Причем не где-нибудь, а на легендарной трассе “Нюрбургринг”, при помощи профессионалов высшего класса, бывших и действующих чемпионов различных международных серий – инструкторов школы вождения “BMW Driving Experience”. Корреспондент “Клаксона” прошел обучение в этой школе...
ПОДЪЕЗЖАЯ к “Нюрбургрингу”, начинаешь ощущать, что привычная жизнь, протекающая в относительно неторопливом ритме, осталась где-то позади. Кажется, что здесь время летит быстрее и измеряется не днями и годами, а секундами и “км/ч”. Мир вокруг неуловимо меняется. Прямой как стрела автобан переходит в извилистую дорожку, петляющую по заросшим соснами холмам, а скорость движения тем не менее растет. Даже водитель большого туристического автобуса, похоже, не может устоять перед соблазном попозже затормозить на входе в поворот и пораньше ускориться на выходе. Возле “Нюрбургринга” ездить иначе, кажется, просто не принято.
Воздух буквально насыщен флюидами автоспорта. Приметы близости легендарной гоночной трассы видны повсюду. Вот на окраине небольшой деревушки мастерская по ремонту мотоциклетных обтекателей... Вот на обочине ресторанчик, украшенный клетчатыми финишными флагами и лозунгами типа “Победа или смерть”... Вот с обычной провинциальной автозаправки выезжает, порыкивая прямоточным глушителем, старенькая “M3” на потертых гоночных сликах и c вваренным каркасом безопасности... Вот впереди связка закрытых поворотов, исчерканная черными следами интенсивных торможений. Причем самые свежие и жирные полосы на асфальте обрываются возле свежей, явно только что замененной секции дорожного ограждения...
ВОТ, НАКОНЕЦ-ТО, сама трасса. Как известно поклонникам автоспорта, гоночное кольцо “Нюрбургринга” состоит из двух так называемых петель: длинной северной (знаменитой “Nordschleife”) и короткой южной, на которой проходят этапы “Формулы I”. Здесь же в свободные от соревнований дни проводятся занятия в школе водительского мастерства “BMW Driving Experience”. А в качестве учебного пособия мне предложили новую “BMW M3”.
Рассказ о начальном этапе обучения смело можно опустить. Вовсе не потому, что он не важен, как раз наоборот. Просто мы, как и другие автомобильные издания, уже столько раз рассказывали о том, как правильно сидеть в машине, держать руль, нажимать на педали, что не имеет смысла повторяться. Достаточно напомнить главное: невозможно ехать по-настоящему быстро, если ты сидишь за баранкой неправильно или неудобно. Отсюда следует простейший вариант тюнинга для темпераментных водителей: установите на стандартный автомобиль улучшенные спортивные кресла – и уже за счет одного этого вы поедете быстрее. Не намного, но среднее время на круге улучшится. Если не верите, можете проверить…
Технические характеристики новой “M3” приведены в конце этого материала. Они дают необходимое представление о возможностях машины. Поэтому не стану повторять рассказ инженеров о технической части. Краткое ознакомление с ней входит в обязательную программу обучения, но гораздо интереснее было то, что происходило на трассе.
Первое упражнение. Казалось бы, банальная змейка между конусами, но инструктор призывает нас к предельной аккуратности:
– Не думайте, что все так просто. На этом тренинге мы уже потеряли четыре машины. Хотелось бы этим ограничиться...
Действительно, конусы установлены на участке гоночной трассы, с изменением рельефа и со связкой S-образных поворотов. Кое-где траектория “слалома” проходит в щекочущей нервы близости от бетонных отбойников.
Разгон, торможение, поворот, разгон... Разный цвет конусов дает подсказки: там, где стоят красные, надо ехать на второй передаче, а где синие – на третьей. Переключение должно быть максимально быстрым. Сцепление, рывок рычага КПП, и правая рука, не мешкая, возвращается на руль. Вращать баранку всегда надо двумя руками, и никак иначе. Так надежнее, быстрее и безопаснее.
Заезд в одну сторону, в другую. Еще раз и еще... Инструктор дает отмашку: стоп, достаточно.
– У вас получается не очень быстро. Все понимают – почему?
Что ответить? Мне казалось, что еду довольно прилично.
– Дело в том, что вы все держите далеко не оптимальную траекторию, – продолжает инструктор. – А ее надо уметь правильно рассчитывать. Вот тогда время действительно будет хорошим. Ясно? Чтобы стало еще яснее, мы выполним следующее упражнение…
Разгон по прямой, затем связка поворотов (на гоночном языке она называется “шикана”) и снова разгон. Все просто: чем правильнее выбрана траектория, тем меньше потерь в поворотах и выше скорость на выходе. На последнем участке трассы установлен радар. Данные выводятся на табло.
Поехали. Результат колеблется примерно от 80 км/ч, если зашел в поворот откровенно неправильно, и до 90 с лишним, если все сделал относительно верно. Разница налицо. В реальной гонке потеря в скорости 10 км/ч – это чудовищно много. Настолько, что после одной подобной ошибки шансов на победу практически не остается.
Перерыв. Инструктор снова просит нас подойти.
– Запомните, важна не только траектория. Для того чтобы быстро ехать, далеко не всегда надо сильно нажимать на газ. Избыток тяги на колесах всегда приводит к скольжению, а оно, в свою очередь, к потере скорости. Поняли? Тогда поехали!
Убедиться в правоте инструктора очень просто. Переборщил с газом в повороте, колеса едва заметно свистнули по асфальту – все, хорошего результата уже не будет. Прохожу связку эффектно, с визгом и писком перекладывая машину из левого заноса в правый. На табло – 96 км/ч. Вторая попытка – без шума и пыли. По субъективным ощущениям не очень-то и быстро. А радар тем не менее показывает 102 км/ч. Ничего себе прибавка!
Максимальная цифра, которую лично мне удалось увидеть перед собой на табло – 106 км/ч. Кто-то из коллег хвастался, что у него получилось даже 110. И это, заметьте, на выходе из связки двух 90-градусных поворотов. Куда уж нагляднее...
УПРАЖНЕНИЙ было еще множество – начиная с интенсивных разгонов и экстренных торможений и заканчивая классическими переставками в обе стороны. И лишь когда вся основная программа усвоена, вам позволят проехать полный круг по гоночной трассе.
Машины выстраиваются в колонну. Наш пелотон из шести автомобилей ведет Клаудиа Хюртген – “самая быстрая женщина Германии”, неоднократный призер и победитель этапов кузовного чемпионата DTC.
– Все готовы? – раздается ее голос в рации. – Следуйте строго за мной и старайтесь не отставать.
108 км/ч на выходе из шиканы – вот что значит правильно выбранная траектория.
Установленная на трассе система радаров измеряет скорость выполнения упражнений.
Выезжаем с пит-лайна на трассу. Длинная прямая вдоль зрительских трибун позволяет разогнаться максимально интенсивно. Резкое торможение в самом ее конце и поворот направо, где рельеф местности заметно понижается. Ощущение – словно прыгаешь вправо и вниз, как с высокой ступеньки. Не успев перевести дыхание, снова разгон и влево вверх на длинную, кажущуюся бесконечной, дугу. Проходим ее на полном газу, без торможений.
– Не отстаем! – командует Клаудиа.
В самом конце дуги, когда ребра уже, кажется, трещат от бокового ускорения, дорога неожиданно распрямляется и снова ныряет вниз.
– Тормозим и выходим наружу поворота. Используем всю ширину трассы. Прижимаемся к поребрику.
Снова вверх на S-образную связку. Кто смотрит “Формулу I” по телевизору, тот знает это место.
– Наружу, вовнутрь, наружу, вовнутрь. Держитесь ближе ко мне. Наружу, вовнутрь, – монотонно дает указания Клаудиа.
Ее голос так спокоен, что порой кажется – это степенная бюргерша, сидя у себя в гостиной, учит дочерей вязать на спицах: “Петелька наружу, петелька вовнутрь. Наружу, вовнутрь”.
Главное – войти в ритм. Тогда начнет получаться. Вот только у нас отнюдь не гостиная и не вязание варежек на зиму. Это все происходит на скорости... честно – не знаю, на какой; за все время прохождения круга ни разу не нашлось возможности взглянуть на спидометр. Просто некогда было.
Опять стартовая прямая.
– Смена лидера, – командует радио. Автомобиль, который шел следом за Клаудиа, смещается вправо, пропуская вперед другие машины.
– Разгон, торможение, поворот, наружу, вовнутрь, используем всю ширину трассы, не отстаем...
Еще один круг, потом еще. Все участники по очереди должны проехать трассу следом за лидером.
После финиша обмениваемся с коллегами впечатлениями.
– А она молодец. Я, когда ехал следом, заметил, что в повороте она не только в рацию говорила, но еще и на меня оглядывалась...
– Одно слово – мастер. Она же ехала “в полпедали”. При желании могла бы и покурить, и по мобильнику поболтать. Все равно мы бы ее не догнали.
– А как вам машина? Новая “эмка” – просто класс! Кажется, что на таком автомобиле и дурак быстро поедет, – вступает в разговор третий собеседник.
– Ну да, а представляешь, как быстро умный поедет? Тебе только что это показали. Даже “в полпедали”, и то впечатляет. Хочешь так же – не будь дураком, учись. Если времени хватит – научишься...
НАША СПРАВКА
Самая опасная трасса в мире
ТАК ЗНАТОКИ автоспорта называют “Нюрбургринг”. При этом обычно имеют в виду легендарную “Нордшляйфе” (“Nordschleife”) – 20-километровую северную часть трассы. В 20-х годах прошлого века она представляла собой кольцо, состоящее из дорог общего пользования, которые перекрывали для проведения спортивных соревнований. В 1927 году здесь впервые прошел “Гран-при Германии”. После Второй мировой войны на “Nordschleife” регулярно проводились этапы “Формулы I”, а немецкий автомобильный клуб ADAC использовал ее для 24-часовых гонок. В 60-е годы трасса закрылась на реконструкцию, и большая часть соревнований была переведена на “Hockenheimring”.
Сегодня “Северная петля” вновь используется для автомобильных и мотоциклетных гонок, в том числе 24часовых марафонов. Помимо этого заводские испытатели многих автопроизводителей настраивают на ней ходовые характеристики своих моделей. Открыта трасса и для публики. Каждый желающий может за 19 евро купить билет и проехать на своем автомобиле круг по легендарному кольцу.
В 1984 году Южная часть “Нюрбургринга” протяженностью чуть более 5 км была реконструирована для проведения этапов “Ф I”. На ней сменили покрытие, построили трибуны и новую прямую “старт-финиш”. На “Южной петле” проводятся также этапы кузовных чемпионатов DTM и WTCC, “Формулы-3”, GP2 и множество других гонок.
“BMW M3” – очередное, четвертое по счету поколение легендарного баварского спорткара с более чем 20-летней историей. Новая модель дебютировала в 2007 году. Автомобиль не имеет ни одной общей кузовной детали со своим предшественником. Он оснащается абсолютно новым двигателем V8 и специально для него разработанной трансмиссией. Благодаря применению карбоновой панели крыши разработчикам удалось понизить центр тяжести машины и еще больше улучшить ее устойчивость на дороге. Окончательное тестирование и доводка ходовых качеств “эмки” проводились на “Северной петле” автодрома “Нюрбургринг”.Краткая техническая характеристика “BMW M3” | |
Габаритные размеры, см | 462х180х142 |
Снаряженная масса, кг | 1.655 |
Двигатель | V8, 4 л |
Мощность | 420 л.с. при 8.300 об/мин |
Крутящий момент | 400 Нм при 3.900 об/мин |
Коробка передач | 6-ступ., механическая |
Максимальная скорость, км/ч | 250 |
Разгон 0-100 км/ч, с | 4,8 |