Первая презентация “семерки” пятого поколения состоялась еще в середине лета. Но тогда журналистам показали лишь сам автомобиль, практически ничего не сказав о его технической начинке, и даже за руль сесть не разрешили. Только сейчас нам удалось опробовать одну из предсерийных машин на тестовом полигоне “Miramas”, где BMW 7-й серии проходила доводку ходовых качеств, а заодно – узнать, какими инновациями может похвастать новый флагман немецкой компании.
Салон новой “семерки” стал более консервативным: центральную консоль развернули в сторону водителя, селектор коробки переехал на свое традиционное место – на напольный туннель, климатическая установка по старинке управляется клавишами и рукоятками...
ПОЛИГОН “Miramas” – место достаточно примечательное. Бывшая гоночная трасса, расположенная на юге Франции между Марселем и Авиньоном, оказалась идеальным местом для испытаний ходовых качеств автомобилей, ведь здесь практически круглый год стоит теплая и ясная погода. Неудивительно, что этот автодром уже более 20 лет используется компанией BMW для доводки многих моделей. Причем интересно, что помимо традиционных тестовых спецдорог немцы построили здесь даже точную копию поворота “Karusell” знаменитой Северной петли “Нюрбургринга”…
Но как весь этот антураж увязывается с презентацией респектабельного представительского седана? Просто “семерка” отчасти сменила имидж. Если машина предыдущего поколения отличалась солидным и даже немного грузным обликом, то новый флагман выглядит намного изящнее и стремительнее. Да и внутри автомобиля чувствуется, что человеку за рулем здесь уделено не меньше внимания, чем пассажирам второго ряда сидений. К примеру, центральная консоль теперь снова слегка повернута в сторону шофера, как на многих моделях BMW прежних лет. Кроме того, большинство технических новинок “семерки” пятого поколения рассчитано именно на водителя. Но об этом чуть позже.
Светящийся треугольник на зеркале заднего вида сообщает водителю, что сейчас перестраиваться опасно.
А сейчас я жду команды, чтобы выехать на трек за рулем обклеенной маскировочной лентой предсерийной BMW, на которой заводские испытатели проводят последние доводочные работы. Причем мне досталась самая мощная на сегодняшний день модификация представительского седана, оснащенная 4,4-литровой 407-сильной “восьмеркой” c двойным турбонаддувом. Этот мотор интересен тем, что турбокомпрессоры и каталитические нейтрализаторы у него находятся внутри развала блока цилиндров, а не снаружи по бокам двигателя, как обычно. Вдобавок интеркулеры здесь жидкостного типа. В результате система наддува воздуха получилась очень компактной и достаточно легкой.
Да и в целом снижению веса машины ее создатели уделили особое внимание. За счет широкого применения высокопрочных сталей и алюминия (из “крылатого металла” изготовлены крыша, капот, двери и другие детали кузова новой “семерки”) ее масса по сравнению с предшественником не увеличилась, а даже уменьшилась.
Что же касается других версий, то на первых порах для 7-й серии предложат еще два рядных трехлитровых шестицилиндровых двигателя: 326-сильный с двойным турбонаддувом и турбодизель мощностью 245 л.с. Причем все моторы сочетаются с шестиступенчатой автоматической коробкой передач. Позднее гамму пополнят флагманская модификация с могучим V12 под капотом и версии с новейшим восьмиступенчатым “автоматом”. А вот слухи о появлении полноприводной “семерки” специалисты не подтвердили, но, впрочем, и не опровергли. Так что достаточно велика вероятность, что в ближайшем будущем мы все же увидим на дорогах BMW 7-й серии с трансмиссией “4х4”, тем более что конкуренты подобные машины уже предлагают.
Контроллер модернизированной системы “iDrive” окружен россыпью вспомогательных клавиш, которые позволяют быстро задействовать тот или иной раздел меню.
…Наконец организаторы разрешают выехать на трек. Первая часть нашего небольшого тестдрайва – это скоростной овал. Вот где раздолье для новой “семерки”! Стоит лишь слегка коснуться педали газа, как автомобиль устремляется вперед со скоростью пули, выпущенной из снайперской винтовки. Что в принципе немудрено, ведь V8 разгоняет машину до первых 100 км/ч всего за 5,2 с – почти суперкаровский показатель. Причем запас тяги настолько велик, что свойственный турбомоторам небольшой провал на малых оборотах здесь вообще не ощущается. Как и подобает представительскому автомобилю, “семерка” готова разделаться с любым соперником в любое время и на любой скорости.
Причем пассажиры заметят ускорение разве что по слегка всколыхнувшемуся шампанскому в бокалах. Даже при интенсивном разгоне “автомат” переключает передачи весьма деликатно и плавно, но при этом очень быстро. Кстати, здесь тоже заметно возвращение к истокам: электронный джойстик управления коробкой на новой “семерке” располагается на своем традиционном месте – на центральном туннеле, а не на рулевой колонке, как было на модели предыдущего поколения.
Вдруг по рации прозвучала команда: “Сбавьте скорость, включите левый поворотник и посмотрите в боковое зеркало”. Сзади по соседнему ряду меня нагоняла другая машина. Когда она приблизилась к корме моей “семерки”, в углу зеркала тревожно замигал желтый треугольник. Мол, перестраиваться в другой ряд нельзя – опасность! Еще эта система с помощью специальных камер следит за разметкой, и если попытаться выехать из своего ряда, не включив указатель поворота, то электроника даст знать об ошибке вибрацией на руле.
Система “Dynamic Driving Control” отныне меняет настройки машины в более широких пределах. Теперь эта процедура упрощена благодаря применению обычной клавиши.
Следующий этап – скоростной слалом и движение по извилистой трассе, которую к тому же обильно поливают водой из специальных установок. Здесь нам предстоит испытать еще одну техническую новинку, которой очень гордятся баварцы: систему “Dynamic Driving Control”, позволяющую менять настройки автомобиля с помощью клавиши на центральном туннеле. Водитель может выбрать один из четырех режимов: “Comfort”, “Normal”, “Sport” и “Sport+”. Как правило, в таких случаях электроника регулирует лишь жесткость амортизаторов, но на новой BMW 7-й серии меняются практически все настройки шасси: перенастраиваются активное рулевое управление “Active Steering”, стабилизаторы поперечной устойчивости “Dynamic Drive”, система стабилизации, чувствительность педали газа и настройки коробки передач.
Понятно, что характер автомобиля из-за этого кардинально не изменяется. Однако в отличие от других подобных систем разницу в поведении “семерки” в различных режимах действительно можно почувствовать. К примеру, даже по сравнению с базовыми настройками “Normal” при выборе режима “Comfort” машина становится более вальяжной и плавной. То, что надо для долгих поездок по загородным шоссе.
Но стоит задействовать спортивные настройки, как машина мигом преображается, ее повадки становятся острее, и теперь автомобиль быстрее и отзывчивее реагирует на команды водителя. На мой взгляд, оптимальный вариант для передвижения по городу с плотным и нервным потоком транспорта, когда зачастую требуется быстро ускориться или совершить резкий маневр.
Режим “Sport+” – для настоящих экстремалов. При таких настройках водитель остается практически один на один с очень мощным автомобилем, ведь порог срабатывания системы стабилизации становится выше, и электроника даже позволяет машине немного скользить. Чуть переборщил с газом на мокрой дороге – и “семерку” сразу начинает разворачивать поперек трассы. Спору нет, даже в этом случае баварский флагман ведет себя очень уверенно и способен доставить опытному автомобилисту немало удовольствия. Так что теперь “семерку” по праву можно назвать как представительским автомобилем, так и машиной, что называется, “для водителя”.
На втором ряду сидений есть все атрибуты представительского автомобиля – пассажиры не будут разочарованы.
Между прочим, отточенной управляемостью BMW 7-й серии во многом обязана не только измененной подвеске (спереди теперь обычная для спортивных моделей “двухрычажка” вместо стоек McPherson), но и модернизированной системе “Active Steering”. Она может в зависимости от режима движения изменять передаточное число рулевого механизма и подруливать задними колесами с помощью электропривода (максимальный угол поворота – до 3 градусов). Причем на скорости до 60 км/ч они поворачиваются в противофазе с передними для улучшения маневренности, а при более быстром движении задние и передние колеса отклоняются в одну сторону ради пущей устойчивости. В результате по достаточно узкой извилистой трассе громадный седан длиной более 5 м носился с проворством маленького “горячего” хэтчбека и на скоростном слаломе очень стабильно держался заданной траектории.
Этим список инновационных систем не исчерпывается. К примеру, новая BMW 7-й серии умеет отслеживать дистанцию до впередиидущего автомобиля и при опасном сближении зажигает на панели приборов предупреждающий символ – увеличь дистанцию, иначе даже при экстренном торможении аварии не избежать!
Еще “семерка” заботится о кошельке владельца. Специальная камера, размещенная за салонным зеркалом заднего вида, следит за дорожными знаками, ограничивающими скорость, и высвечивает их в комбинации приборов. Так что водитель всегда знает, какой скоростной режим разрешен на данной трассе. Эта система работает совместно с навигацией и учитывает любые изменения в ограничении скорости на данном участке (например, из-за дождя или ремонта). Жаль, что в нашей стране такая функция успешно работать скорее всего не будет, поскольку столь подробных карт России для систем навигации до сих пор нет.
Также заслуживает внимания модернизированная система ночного видения. Она устанавливалась и на “семерку” предыдущего поколения, но теперь электроника способна не только видеть в темноте, но и распознавать пешеходов или велосипедистов на обочинах дорог в пределах 300 м впереди. Правда, система пока умеет определять только людей, и если вдруг ночью на дорогу выбежит какое-либо животное, то аварийного предупреждения не последует. Поэтому в любом случае для оценки дорожной ситуации на монитор придется время от времени поглядывать.
НОВАЯ “семерка” BMW стала, скажем так, ближе и понятнее водителю, нежели модель предыдущего поколения. Но все же сейчас я управляю длиннобазной версией автомобиля, а немалая часть покупателей таких машин не собирается садиться за руль самостоятельно. Поэтому, уступив место коллеге, пересаживаюсь на заднее сиденье.
О комфорте, который дарит пассажирам второго ряда новая “семерка”, можно и не говорить. Само собой, здесь очень просторно и есть практически все известные на сегодня блага автомобильной цивилизации – от электропривода сидений до DVD-плейера и контроллера фирменной системы “iDrive”. Поэтому сосредоточусь на впечатлениях от езды. Прежде всего отмечаешь, что в салоне очень тихо даже на большой скорости. Не слышно ни двигателя, ни шин, ни даже свиста ветра. К аэродинамике машины немцы подошли основательно. Об этом говорит, например, такая деталь: за декоративной решеткой радиатора расположены специальные жалюзи, которые открывают доступ воздуха к радиатору только тогда, когда это действительно необходимо, а все остальное время остаются закрытыми, снижая аэродинамическое сопротивление.
С плавностью хода на первый взгляд тоже полный порядок. Правда, оценить комфортабельность подвески на грунтовом участке, предложенном организаторами, не получилось – столь ровному покрытию позавидуют многие российские дороги. Поэтому я попросил коллегу поездить по трассе, специально наезжая на поребрики в поворотах. Что ж, трясет не очень сильно и во всяком случае явно меньше, чем в машине предыдущего поколения. Причем, что интересно, даже в режиме “Sport+” на заднем диване чувствуешь себя вполне комфортно.
Теперь оценим фирменное блюдо BMW 7-й серии – информационно развлекательную систему “iDrive”. Она дебютировала на прошлом поколении “семерки”, и тогда на единственный контроллер-джойстик возложили практически все второстепенные функции, начиная от настройки музыки и заканчивая управлением климатической установкой. Решение оказалось спорное. Кому-то столь передовое устройство пришлось по душе, но большинство экспертов все же склонялось к мнению, что проще выучить китайский язык, чем научиться быстро находить в хитром меню “iDrive” нужную функцию.
И похоже, баварцы с этим согласились. Во всяком случае, на нынешней “семерке” эта система заметно изменилась. На мой взгляд – в лучшую сторону. Теперь контроллер окружен несколькими кнопками, которые позволяют быстро попасть в нужный раздел меню. Затем надо лишь выбрать джойстиком необходимую функцию. И что самое важное, отныне климатическая установка управляется по старинке – кнопками на передней панели. Что для большинства потребителей проще и удобнее. Так что и здесь традиции оказались сильнее.