Внешне “Outlaw” очень похож на хищную птицу, готовую взлететь в любой момент. На все в этом мире есть своя мода. На мебель, одежду, фильмы, часы, шампуни, способы похудеть и так далее. И на конструкцию четырехколесников тоже. Спрашивается, что может быть модным в спортивном АТV – агрегате на четырех колесах и с мотором посередине? А вот этот самый мотор и может. Такое теперь веяние: ставить на шасси одного бренда двигатель другого, что идет на пользу и им самим, и поклонникам их продукции. Знакомьтесь – первый спортивный квадроцикл “Outlaw” (буквальный перевод – “Вне закона”), созданный в стратегическом альянсе американской фирмы “Polaris” и австрийской компании КТМ. Наш корреспондент опробовал его первым после заводских испытателей.
Смешать, но не взбалтывать
КАК СДЕЛАТЬ из хорошего превосходное? Есть простой способ: взять все самое лучшее, что создано человечеством в данной сфере, и собрать воедино. Главное – правильно выбрать ингредиенты, поскольку сотня второстепенных деталей не компенсирует отсутствие одной основной. Представьте, скажем, мотоцикл, на котором стоят карбюраторы “Микуни”, тормоза “Брембо”, рычаги тормоза и сцепления “Магур”, передняя вилка и задняя подвеска “Елинс”. Но если ваш мотор плохо везет, то всему этому великолепию грош цена.
Нечто подобное лет 35 назад, еще в СССР, выпустили под названием “ИЖ Планета-спорт”. Мотоцикл и вправду был красив по тем временам. Японские рычаги управления, японский карбюратор, “поворотники” и стоп-сигнал от “Хонды”.. А вот мотор, колеса и тормоза – наши, отечественные. Будь наоборот, возможно, я на нем ездил бы до сих пор. А так уже через месяц продал себе в убыток, лишь бы с глаз долой – настолько этот “Планета-спорт” был отвратителен на дороге.
Совсем иной коктейль получается, когда за дело вместе берутся такие мэтры, как “Polaris”, который более полувека присутствует на мировом рынке четырехколесников, и КТМ, несколько лет подряд удерживающая пальму первенства в “Дакаре”. Результат – классный АТV. Надежная американская ходовая и выдающийся австрийский мотор-“пятисотка”, на котором неоднократно выигрывались мировые чемпионаты в кроссе и гонках эндуро, – сочетание получилось отменное.
Рецепт хорошего четырехколесника: просто берешь надежную ходовую и добавляешь к ней классный двигатель.
Череп на бензобаке
НЕ УДИВЛЯЙТЕСЬ обилию снега на фотографиях. Тест проходил в начале апреля в финском местечке Куусамо, а это за Полярным кругом. Ваш покорный слуга был приглашен компанией “Brand” на презентацию новых снегоходов и четырехколесников. Снегоходы там оказались в своей стихии, ну а хорошим АТV, так сказать, по барабану – что снег, что грязь, что бездорожье.
Возле этого квадроцикла я остановился, привлеченный видом пары глушителей, многозначительно выглядывающих из-под сиденья. Положим, две трубы на один цилиндр двигателя – это происки экологических норм “Евро-4”, которые совсем задушили западную технику. Вот и приходится увеличивать общий объем выхлопной системы, чтобы мотору было чем дышать… И все равно – нестерпимо, до зубной боли, захотелось услышать звук выхлопа из этих глушителей.
Надо заметить, два “ствола”, нацеленные на любого, кто едет сзади, весьма гармонично сочетаются с ухмыляющимся черепом и дымящимися револьверами, изображенными на черном обтекателе “Outlaw”. И впрямь, “Вне закона” – удачное название для АТV, который явно создан для агрессивного вождения. Это невооруженным глазом видно: очень длинноходные, регулируемые амортизаторы (и передние, и задние) прямо таки кричат понимающему человеку, что готовы погасить любой удар на бездорожье. Зрительно кажется – “Outlaw” стоит на таких длинных ногах, что колеса не теряют контакта с землей, даже когда четырехколесник на полной скорости подкидывает вверх.
Задней подвеске “PRO IRS” – особое внимание. Она независимая, с торсионом поперечной устойчивости для снижения крена в повороте. Привод – цепью со звездочкой. Тормозной диск защищен от неизбежных на рытвинах ударов. Удлиненные А-образные рычаги из кованого алюминия обеспечивают подвеске рабочий ход в 25,4 см. А дорожный просвет равняется 27,9 см – очень прилично для спортивного АТV. Амортизаторы задней подвески, если посмотреть на четырехколесник сбоку, установлены, как говорят спортсмены, в противоход. То есть их нижнее крепление стоит ближе к центральной части четырехколесника, чем верхнее. При наезде на препятствие такой амортизатор среагирует раньше, чем обычная подвеска.
И главное – мотор “КТМ 525”. Известная во всем мире “пятисотка” объемом 510 куб. см, король в мотокроссе и гонках эндуро. В двигателе сочетаются малый вес и огромный крутящий момент, который возникает в середине рабочего диапазона оборотов. У него мгновенная реакция на курок газа. Поэтому у “Outlaw” (это я рассуждаю теоретически, еще не испытав квадроцикл) должна быть завидная динамика.
Зажигалка
ТАК я услышу сегодня голос этой “пятисотки”? Куда пропал тот финн, что ходил с большим полиэтиленовым пакетом ключей от техники “Polaris”, которая стоит вокруг? Или я напрасно проделал неближний путь на четырех поездах и двух самолетах, не говоря уже об автобусах?!
Похоже, так и есть – “Вне закона” здесь исключительно для визуального знакомства. Устроители пытаются объяснить скандальному русскому, что даже просто посмотреть на “Outlaw” – редкостная удача, его еще никто не видел, это выставочный образец..
Но раз уж затеял этот спектакль, надо играть роль до конца. И я задаю вопрос, который сразил оппонентов наповал:
– А может, у него внутри и нет никакой “пятисотки”? Может, это просто макет из пенопласта? Может, он вообще не заводится?
Организаторы обиделись и клюнули на наживку. Тут же нашелся тот самый сотрудник с пакетом. Правда, поиски ключа в пакете затянулись – видимо, хозяева не теряли надежды, что я плюну на это дело и уйду. Но я ждал непоколебимо, как памятник. И дождался! Ключ наконец нашелся, и финн повернул его в замке зажигания.
Нет, не зря я шантажировал устроителей! Звук из двух глушителей стоил того. Из “двухстволки” жахнуло так!. Если закрыть глаза, вполне можно вообразить, что находишься не в заснеженной Финляндии, а на соревнованиях по мотокроссу, где перед стартом прогревают “пятисотку”, причем, судя по богатому звуку, не одно-, а двухцилиндровую.
Финн понял (по глазам, наверное), что ради возможности попробовать “Outlaw” я уже и сам готов преступить все законы и что никто не сможет мне в этом помешать. А еще – что я заражен техникой не меньше, чем он сам.
– Ладно, – гораздо мягче, чем до сей минуты, произнес финн. – Только сначала я ее прогрею, а потом уж ты..
Мне достаточно посмотреть, как человек садится в седло, чтобы понять, как он поедет. Этот парень был явно не прост. Как он прогревал четырехколесник! Дай бог каждому из нас когда-нибудь научиться так ездить. Финн подождал, пока мотор начал достаточно ровно работать на холостых оборотах (а “Outlaw” так и норовил заглохнуть – обычное явление для спортивных АТV. У них ведь холостых оборотов в привычном понимании нет: завел, прогрелся на средних – и старт). Прогрев двигатель, он начал прогревать ходовую. Об этом стоит рассказать подробнее. Представьте небольшую квадратную площадку, на которой стоит тент 3х5 м на тонких алюминиевых штангах. Так вот, парень начал вертеться вокруг этих штанг, играючи разворачивая четырехколесник то влево, то вправо – и ни разу при этом не повернув руль! Он управлял “Outlaw” одним газом. Задние колеса вертелись в постоянной пробуксовке так, что зубастая резина с квадратными грунтозацепами визуально превратилась в слик. Здорово! Даже не знаю, кому аплодировать в первую очередь – финну или квадроциклу. Искренне аплодирую обоим.
– Попробуй, – передает он мне руль. – Только…
– Я понял! – держу курок газа, стараясь не потерять обороты.
У “Outlaw” по-мотоциклетному классическое управление. Отжимаю рычаг сцепления, первая передача вниз, остальные четыре вверх. Коробка работает безупречно четко и, судя по жесткому звуку включаемой передачи, явно рассчитана на грубые негнущиеся мотоботы кроссмена. Сам не пробовал (все-таки выставочный образец), но не удивлюсь, если она выдержит в пылу гонки варварские включения без выжима сцепления.
Ну конечно – на потрясающий голос мотора мгновенно набежала непрошеная публика. Пришлось выезжать из технического парка через “коридор” между двумя рядами зрителей. Поначалу не мог набрать скорость, пока не понял: колеса, бешено вращаясь вхолостую, не цепляются за снег. Сброс газа, чувствую – колеса “схватили”, открываю дроссель и… задние колеса тут же ставят машину правым боком по ходу. Сбрасываю газ и вновь открываю – теперь лечу мимо зрителей уже левым боком. Но как бы “Outlaw” ни разворачивало, правится он безупречно, мгновенно откликаясь на мои команды. Причем почувствовал я это сразу, лишь только тронулся. Такое ощущение – верный признак правильно сделанной машины.
Выезжаю на оперативный простор, открываю газ и по привычке машинально отсчитываю передачи. Вернувшись из короткой поездки, соображаю, что выше третьей не поднимался. Конечно, и места было мало, и финну обещал не разгоняться.. но все равно – быстро едет эта маленькая черная бестия с веселым черепом на пластике. А тихо на ней ехать совсем не хочется. Она с первых тактов своего “525-го” мотора начинает вас так заводить, что все время хочется на ней отжечь по-хорошему. Настоящая зажигалка.
- Автор
- Вячеслав КИЦИС
- Издание
- Клаксон №9 2007 год