Ведущие производители АТV меряются силами, увеличивая объемы двигателей своих машин. Например, “600-й” силовой агрегат “Yamaha Grizzly” за последние несколько лет поправился на 100 куб. см; его ближайший конкурент “Outlander” от ВRP щеголяет 800-кубовым мотором.. Кто больше? Компания “Arctic Cat” ответила на этот вопрос, оснастив свой вездеход V-образным двигателем объемом 1 л. Модель получила название “Thundercat”, в переводе – “Громовой кот”.
К ЭТОМУ мотору “Arctic Cat” шел, я бы сказал, мучительно долго. Весьма удачная ходовая “арктических котов” требовала достойного партнера-двигателя, а его не было. К примеру, три года назад я тестировал четырехколесник этой марки в Финляндии, на вдрызг разбитой трассе. Его одноцилиндровой “пятисотке” от “Suzuki” явно не хватало мощности в тяжелой мешанине из земли и снега. Отвратительное ощущение, когда в голове гвоздем сидит одна лишь мысль: как там колеса – еще крутятся или уже нет?. Заметно лучше были появившийся позже 650-кубовый двигатель от тюнинговой фирмы “Маlе” и “семисотка” от той же “Suzuki”, но все равно – литр есть литр!
Вообще я как мотоциклист и водитель с большим стажем предпочитаю крупнообъемные двигатели. Будь то автомобиль, мотоцикл, гидроцикл или АТV. Конечно, техника шагнула так далеко вперед, что нынче снять с 250-кубового мотора 60-70 л.с. ничего не стоит. С одной оговоркой: эти лошадиные силы вы получите от форсированного двигателя на 12.00014.000 об/мин, то есть на самом пике. И силы-то скорее виртуальные, нежели реальные. Мотор, добывая их, кажется, готов взорваться, завывая на диких оборотах, но стоит сбросить газ, как в вашем распоряжении останется едва ли треть декларированной мощности. О крутящем моменте я даже не заикаюсь – вы его просто не найдете в нужный момент в малообъемном двигателе. А что прикажете делать без “низов” в тяжелой грязи, засосавшей колеса АТV по самую ступицу?.
Теперь должно быть понятно, почему я с энтузиазмом воспринял возможность эксклюзивно протестировать четырехколесник “Arctic Cat” с новым V-образным двухцилиндровым мотором водяного охлаждения объемом 1 л. Ну, не совсем – до полного литра ему все же не хватает 50 куб. см.
Причем этот двигатель разрабатывался специально для “Thundercat”. Не как у некоторых четырехколесников, которые получили свои “сердца” донорским путем от какого-нибудь мало-мальски подходящего мотоцикла. Мотор “Arctic Cat” максимально прост, а значит, надежен. По одному распредвалу в каждой из двух четырехклапанных головок и, конечно, впрыск топлива. Между двигателем и вариатором стоит гидромуфта, ограничивающая крутящий момент – для более плавной передачи усилия.
ЗАГЛАВИЕ известного “шпионского” романа Богомила Райнова я вспомнил не случайно. Плохая погода – лучший друг не только разведчика, но и испытателя ATV. Впрочем, то, что творилось за окном в день тест-драйва, даже непогодой назвать можно было лишь приблизительно. Ноль градусов и дождь со снегом. Мерзость. Зато для проверки четырехколесника – то, что доктор прописал.
Фотограф Алексей Барашков спешит сделать несколько снимков нового “Arctic Cat”, пока он еще девственно чист, а я пытаюсь разглядеть при сомнительном дневном свете, что отличает “Громового кота” от его собратьев. Пластик весь новый, но даже в мелочах поразительно узнаваем, если его сравнивать с прошлогодним четырехколесником. В головном обтекателе приборы такие же, как у предыдущей модели “Arctic Cat” с “700-м” мотором марки “Suzuki”. Аналоговый спидометр плюс дисплей, на который выводятся показания тахометра, общий и суточный пробег, данные счетчика моточасов, и в правом углу – сегменты накопительного указателя уровня топлива. Между прочим, в прежней модели этот датчик вызывал нарекания у многих, поскольку в течение десяти минут мог показать десяток разных уровней в бензобаке, вплоть до нуля. Очень неприятно в какой-нибудь тмутаракани, вдали от АЗС, гадать – то ли опять датчик глючит, то ли и впрямь бензин кончился… Но у “Thundercat” с этим – тьфу-тьфу! – кажется, все в порядке.
Изменилась конструкция заднего моста. Теперь перед ним стоит муфта, препятствующая его поломке при передаче большого крутящего момента. Чрезвычайно полезная вещь, особенно когда буксуешь в песке или тяжелой глине, которая буквально склеивает колеса..
Из того, что меня насторожило: необслуживаемые А-образные рычаги подвески (передней и задней) с капроновыми, как и у предыдущей модели, втулками. У четырехколесников прошлых лет при хорошей эксплуатации их хватало от силы на 600 км пробега. Будем надеяться, что у нового “кота” эти злосчастные втулки более долговечны. На руле на прежнем месте остался крайне неудобный рычажок блокировки переднего моста: чтобы до него дотянуться, надо снимать руку с руля…
Межосевая база у нового “кота” стала больше, он как бы вытянулся в длину, что заметно даже невооруженным глазом. И даже несмотря на это, на небольшом отрезке мокрого асфальта, который мне предстояло преодолеть, чтобы добраться до кроссовой трассы, литровый мотор играючи отрывал передние колеса от земли. Для этого не требовалось ни дергать АТV газом, ни искать маленький пригорок, который помог бы задрать колеса в воздух. Посильнее нажать на гашетку газа – и все, едешь на задних колесах. Здорово! Вот что значит литр! И вот что значит тяга на “низах”: показания тахометра при этом едва успели перевалить за холостые обороты.
А на самой трассе, которую развезло так, что на ней прекратили тренировки мотокроссмены, у меня ни на секунду не возникало вопроса – проедет здесь “Thundercat” или спасует. Разумеется, проедет! Вопрос был в другом: насколько чистым я ухитрюсь выбраться из этой жуткой грязи. Передние крылья еще как-то спасали, но мои очки и шлем были безнадежно заляпаны грязью. Причем грязью, поднятой задними колесами: она летела из-за спины через голову.
Но это, право, сущие мелочи по сравнению с удовольствием, которое доставляет езда с литровым двигателем. Он позволяет от души порезвиться, особенно на заднем приводе. На другом участке трассы был сплошной лед, залитый водой и присыпанный сверху кое-где снегом и почему-то опилками. “Арктический кот” отлично правился одним только газом. Тормоза здесь дисковые – два на передних колесах и один перед задним мостом, но я про них забыл напрочь. Да и где прикажете тормозить – на льду, что ли?! Когда колесам удавалось зацепиться за некое подобие грунта, АТV разгонялся мгновенно. Так, что пришлось быстренько усвоить: если стоишь на ногах, то при разгоне надо крепче держать руль – тяга такая, что его запросто можно “потерять”. А когда тормозишь двигателем, резко сбрасывая газ, надо постараться не перелететь через руль – замедление очень резкое. К такому характеру крупнообъемного мотора требуется привыкнуть. Впрочем, много времени это не занимает. Зато, как только привычка появится – полный кайф от общения с литровым мотором гарантирован.
Краткая техническая характеристика ATV “Thundercat” | |
Габаритные размеры | 215х121х125 см |
Двигатель | V2, 4-тактн., 950 куб. см, жидкостного охлаждения |
Тип | трансмиссии вариатор |
Запас топлива | 26,6 л |
Вес | 325 кг |