Кажется, технари из “Arctic Cat” наконец услышали глас вопиющих в пустыне поклонников ATV. А может, сами поняли, что нехорошо издеваться над своей же классно сделанной ходовой, состыковывая ее с убогой “пятисоткой”.. Так или иначе, в раме двухместного четырехколесника появился достойный ее 650-кубовый мотор, с которым не стыдно показаться на люди. Знакомьтесь – “Arctic Cat 650 H1 TRV plus”.
ЕСТЬ мнение, что журналист в оценке техники, взятой на тест-драйв, должен быть беспристрастен, как калькулятор. Тысячу раз с этим согласен! Но если читатели заметят, что мои симпатии склоняются в сторону двухместных ATV (независимо от фирмы-производителя), возражать не стану. Ваш покорный слуга перепробовал все ныне существующие четырехколесники, за исключением разве что детских. Каждый из них хорош по-своему, но двухместные хороши вдвойне. А какие есть еще основные типы ATV?
Спортивный. Мощный, с приводом на заднюю ось – это чуть прикрытая легкими крыльями ярость на трассе. Здорово! Но вот позади пара зубодробительных километров по окаменевшим на морозе грядкам какого-то поля, между тем масло в амортизаторах только начало прогреваться до своей рабочей температуры, а стрелка спидометра – подползать к цифре “100”. А руки от жуткой вибрации уже перестали чувствовать руль – такое ощущение, что они распухли и стали в два раза толще.
Со стороны посмотреть – AT V бабочкой порхает над трассой. На самом деле впечатление легкости достигается титаническим трудом. Бесконечные тренировки, многокилометровые пробежки, бассейн, диета… и еще много чего. Вы к этому готовы? Или купленный сгоряча спортивный четырехколесник обречен пылиться в дальнем углу вашего гаража?
Утилитарный ATV. Хорош в большой компании себе подобных, в дальнем походе или дружеских покатушках. Можно кататься и без друзей.. если вы по характеру волк-одиночка. Если нет – вряд ли долго выдержите, просто наскучит. Делить с друзьями радость от общения с хорошей техникой, от той красоты, что вы видите вокруг, – это совсем не то, что рассказывать о своих впечатлениях дома.
И вот тут на сцену выходит двойка ATV. Отмахал километров 200, остановился посреди дремучего леса, словно сошедшего с картины Шишкина, выключил двигатель, снял шлем, обернулся к своему спутнику, а лучше – спутнице… Даже говорить ничего не надо, просто послушайте вместе голоса птиц и тишину..
В СЕДЛЕ двухместного “Arctic Cat” я впервые оказался в прошлом году в Финляндии. Там удалось достаточно много проехать на модели “TRV500”, причем большую часть пути – с пассажиром. Ладно скроенный и добротно сработанный четырехколесник, отменная ходовая, но двигатель оставлял желать лучшего. В крепкой раме AT V стояла надежная, проверенная временем “пятисотка” водяного охлаждения от “Suzuki”. Мотор с хорошими характеристиками, но, с моей точки зрения, для ATV-двойки маловат. Спор на эту тему я всенепременно затевал при каждой встрече с разработчиками подобной техники.
Двухместный четырехколесник тяжелее одноместного и везет двоих седоков – водителя и пассажира. Так почему он должен ущербно чувствовать себя в такой, скажем, простой ситуации, как преодоление подъема? Почему не снабдить его приличным мотором? У производителей на это был, как правило, один ответ: “Опасно”.
Помилуйте, для кого опасно? Для пассажира? Вы что, боитесь потерять его, стартуя с немыслимой скоростью? Вряд ли это возможно – ведь “мощный” мотор объемом 650 куб. см, которым – наконец-то! – стали оборудовать двухместные ATV от “Arctic Cat”, развивает не больше 50 л.с. Я до сих пор не потерял ни одного пассажира на своем спортбайке, у которого мотор в три раза сильнее и нет такой комфортабельной спинки на заднем сиденье, как у “650 H1 TRV plus”.
Может быть, есть риск, что машина опрокинется, встав на задние колеса? Нет такого риска! Не так давно я тестировал одноместный “Arctic Cat” с самым мощным в линейке фирмы “700-м” впрысковым мотором. Так вот, чтобы поднять этого “Арктического кота” (по просьбе фотографа) на задние колеса, мне пришлось очень постараться. И не всегда получалось, даром что короткобазная “семисотка” раза в два охотнее встает на дыбы, чем длинный двухместный четырехколесник.
Главное препятствие для водителя AT V – это подъемы, которые обязательно встретятся на вашем пути. Двухместный “Arctic Cat 650 H1 TRV plus” лазает по горам лучше, чем обычный ATV. Все очень просто: его колесная база (1.470 мм) на 200 мм длиннее, чем у короткой модели, а ход подвески на 50 мм меньше, поэтому опрокинуть его гораздо сложнее, чем короткобазный четырехколесник. Двойка, подобно кошке, распластывается по склону, и кажется, нет такой силы, которая оторвет ее от крутой горы. Помогает в этом и более низкий клиренс. У “650го” он составляет 255 мм – на те же 50 мм, что и ход подвески, меньше, нежели у короткобазного собрата.
Хотите знать, чем отличается на подъеме двойка ATV с достойным мотором от менее мощной?
Франция. Горная трасса. Компания на четырехколесниках одной известной фирмы подобралась весьма серьезная, все не новички. Перед нами гора такой крутизны, что, если честно, я бы ее объехал.. только вот другого пути нет. Я шел в группе третьим, двое уже на вершине, за мной – супружеская пара на двухместном ATV с “500-м” мотором, за ними – остальные. Отступать некуда. Разгоняюсь – и до середины подъема долетаю без проблем. И тут на каменистой тропе попадаю правым колесом на большой камень. Передние колеса моего ATV отрываются от земли (вот что значит короткая база!). Всем своим весом падаю на руль и, слава богу, полный привод вытаскивает меня на вершину. Гора и впрямь непростая, даже для профи.
Теперь разгоняется двойка. На середине склона она начинает терять ход – мощности “пятисотки” не хватает. Мы замерли: все хорошо представляют, чем это может кончиться. Двойка вот-вот замрет на крутом склоне и обязательно покатится вниз. На одноместной машине это плохо, но при хорошем раскладе можно успеть бросить руль, оттолкнуться подальше от подножек и попытаться докатиться до подножия отдельно от тяжелого четырехколесника. Но здесь двое, к тому же пассажирку держит спинка сиденья – она хороша в дальнем походе, но может сыграть роковую роль при опрокидывании. А катапульту для четырехколесников еще не придумали..
В воздухе повис противный запа х жженого ремня вариатора – это водитель терзает трансмиссию. Буквально по миллиметру двухместный ATV все же одолел подъем. За счет мастерства водителя. Дохлый двигатель на таком склоне – вот что по-настоящему опасно! Если кто-то желает доказать, что запас мощности четырехколеснику ни к чему, я его приглашаю на ту гору!
У ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ четырехколесников почемуто не принято озвучивать мощность мотора. Точных цифр для “Arctic Cat 650 H1 TRV plus” я тоже не нашел. Но над двигателем поработали основательно. За основу взяли все ту же знаменитую своей надежностью “пятисотку” от “Suzuki”. Но теперь у нее другой коленвал с увеличенным ходом поршня (98 мм) и больший диаметр цилиндра (85 мм). Проще говоря, на старый картер нахлобучили новый цилиндр с поршнем, получив объем 650 куб. см. Между прочим, цилиндр и поршень – от известной немецкой фирмы “Mahle”, занимающейся тюнингом двигателей.
Непонятно только, почему при переделке поскупились на впрыск – оставили карбюратор, правда, не забыв снабдить его функцией автоматического запуска холодного двигателя. В современном кроссовом мире (к нему относятся и AT V) карбюратор – вчерашний день: едва начинаешь переходить в более-менее спортивный режим, как бензин в поплавковой камере от вибрации взбивается в эмульсию. А это, мягко говоря, не способствует правильной работе двигателя..
Так случилось, что тестировать “Arctic Cat” с 500- и 650-кубовым моторами выпало на снегу. Что ж, четырехколесники – техника всесезонная, и зимнее испытание AT V, на мой взгляд, даже интереснее, чем летнее. Снег достаточно глубокий, поэтому отключать полный привод не рискую. Тяга 650-кубового мотора отменная – “Arctic Cat” лезет по сугробам с настырностью снегохода. В голове держу только одну цифру: 254 см – клиренс двухместного ATV. Как только глубина снега переваливает за эту величину, скорость начинает падать. Если не успеваешь включить блокировку передней оси, то через минуту “Arctic Cat”, сев на брюхо, беспомощно вращает всеми четырьмя колесами. Большой зеленый жук на белом снегу..
По укатанной снежной дороге на заднем приводе “Arctic Cat 650 H1 TRV plus” правится просто замечательно. Длинная база и новый мотор, у которого появилась ярко выраженная тяга на низких и средних оборотах, сделали для меня двухместный AT V особенно привлекательным. Всегда полезно освежить навыки вождения на заднем приводе в управляемом заносе.
Подъем. Не столь крутой, как на той французской трассе, зато заснеженный. Еду с пассажиром, поэтому экспериментировать не рискую. Разгоняюсь на полном приводе и уже около вершины успеваю включить крайне неудобным рычажком (он так и не изменился по сравнению с “500-м” и “700-м” “Arctic Cat”) на руле блокировку передка. Неохотно, словно делая мне одолжение, ATV выгребает на вершину. Я не в обиде. Не июль месяц. Колеса по ступицу в снегу, но мотор тянет непрерывно, не в пример вялому “500-му”.
Теперь вниз – проверить, как работает автоматическая трансмиссия CVT с горным тормозом EBS. Стараясь не думать о рычагах тормоза, бросаюсь вниз, тормозя только двигателем. Чуть повиливая кормой, “Arctic Cat 650 H1 TRV plus” без какихлибо проблем нежно спускает нас с пассажиром к подножию горы. Благодаря длинной базе этот ATV обладает потрясающей курсовой устойчивостью. С удовольствием ставлю ему по пятибалльной системе твердые “четыре с плюсом”.
Краткая техническая характеристика Arctic Cat 650 H1 TRV plus | |
Габаритные размеры | 236х119х124 см |
Двигатель | 4-тактный, 1-цилиндр., водяного охлаждения, 641 куб. см |
Трансмиссия | автоматическая CVT с ЕВS |
Привод | 2/4 WD с блокировкой передней оси |
Колесная база | 147 см |
Дорожный просвет | 25,4 см |
Сухая масса | 330 кг |
Запас топлива | 20,8 л |