“IQ” хорош не только на снегу, но и в воздухе. Однако оценить это можно лишь после длительных тренировок. Знакомьтесь – “IQ”. Новый снегоход от “Polaris”. Аппарат с двухтактным двухцилиндровым мотором объемом 600 куб. см, мощностью 130 л.с., характер которого устроит и начинающего, и опытного водителя. И его тень. Загадочный черный “IQ Shift” – для тех, кто хочет иметь снегоход не такой, как у всех.
МОСКВА провожала нас по-октябрьски голым асфальтом, зато в северной Финляндии, за Полярным кругом, были уже все условия для теста снегоходов. Не иначе организаторы дали взятку местному родственнику Деда Мороза…
Впереди 50-километровая трасса. Наш проводник на ней – давний знакомый (впервые встретились с ним восемь лет назад) Мика Хейно, молодой, но очень опытный пилот, еще 18летним юношей cтавший чемпионом Финляндии в гонках на снегоходах. Ездит парень великолепно, с присущей только финским гонщикам неповторимой грацией и мягким изяществом..
Итак, “IQ”. Среди его технических изюминок – система регулировки “Rider Select”, позволяющая перемещать руль вперед или назад, поворотные кулаки новой конструкции, а также задняя подвеска “Fast M-10” с самым большим ходом в своем классе – 256 мм. Подвеску, между прочим, предлагается считать интеллектуальной. На том основании, что она, во-первых, регулируется по вкусу владельца, а во-вторых, как уверяют поларисовцы, по-умному отрабатывает неровности трассы. Так находчиво они ответили на мой вопрос: почему снегоход называется “IQ”, то бишь “коэффициент интеллекта”? Что касается уже упомянутого мотора-“шестисотки”.. Так и вижу скептические улыбки бескомпромиссных снегоходчиков, признающих исключительно литровые двигатели. Вам кажется, что 600 “кубиков” на снегу – это мало? Прокатитесь на “IQ”, господа, а после поговорим. По моему скромному мнению, этот мотор действительно здорово везет. По крайней мере на той заполярной трассе его хватало на все – на прыжки, на преодоление длиннейших тягунов и крутых подъемов, на хороший разбег по укатанной гусеницами снегоходов замерзшей глади озер. Я быстренько разобрался в тонкостях управления мощностью двигателя и понял главное: чтобы получить от него полную отдачу, не надо деликатничать с курком газа.
Я уже говорил: машина утилитарная, и ее создатели предусмотрели, что за рулем могут оказаться люди с разным опытом и разным складом характера. Хотите в меру неспешно покататься, любуясь зимними пейзажами? Сколько угодно! Двухцилиндровый двухтактный мотор с впрыском топлива “Cleanfir Injection-4” на удивление мягко и плавно, без рывка, трогает “IQ” с места. Подвеска откровенно жесткая, но когда едешь в прогулочном темпе, это практически не чувствуется. К тому же ходовую, напомню, можно сделать помягче. Всего-то дел – позвенеть ключами, изменить преднатяг пружин…
А если есть желание потешить свои спортивные амбиции? Пожалуйста! “IQ” способен и на резкий старт. Для этого курок газа надо утопить не менее чем на 2/3 его хода. Тогда все 130 “лошадей” дружно впрягаются в снегоходную упряжь и старт получается ярче… ну, скажем, чем у четырехтактной “восьмисотки”. Все-таки, что ни говори, злее двухтактного мотора для подобной техники еще ничего не придумали.
Жесткое приземление
МЫ, РАЗУМЕЕТСЯ, ехали в спортивной манере. Не знаю, право, как насчет интеллекта, но зубодробительности жесткой ходовой “IQ” не занимать. На трассе, весьма удачно имитирующей стиральную доску, не обойтись было без дополнительных амортизаторов, роль которых исполняли ноги водителя. Проще говоря, почти всю дорогу пришлось ехать стоя. Иначе хода подвески, даже столь большого, могло не хватить, и тогда реален был риск, что снегоход “раскидает” из стороны в сторону или поставит боком, а на скорости 100 км/ч это гарантирует полет пилота в неизвестность, причем отдельно от машины. Расслабиться, то есть присесть на сиденье, удавалось только на длинных прямиках замерзших озер.
В результате примерно к середине 50-километрового маршрута не только ноги, но и руки понемногу начали наливаться свинцом. Я даже поймал себя на сожалении, что не слишком регулярно занимаюсь физкультурой…
Еще раз повторю: “IQ” подходит и начинающим, и опытным пилотам. Но уточню: упаси бог начинающего возомнить себя опытным и открыть газ на полную! Ошибка может дорого обойтись. Ваш покорный слуга к категории “чайников” отнюдь не относится, но и то…
Финн, возглавлявший колонну, ехал так быстро, что я, ехавший вторым, временами терял его из виду. Вот и на том участке – подъем, прыжок, “стол” для комфортного приземления, все легко и просто. Еще подъем, все повторяется, только лыжи чуть отрываются от снега, потому что скорость больше. Третий подъем, Мика пропал из виду, я легкомысленно прибавляю ходу, выскакиваю на гребень и… лечу с приличного обрыва, как с трамплина.
Приземление было жестким. Настолько, что сверкающий снег на мгновение стал черным, а мой бедный позвоночник едва не осыпался в мотоботы. Кто в этой ситуации проявил себя молодцом, так это “IQ”. Снегоход не завалился набок, у него не перевесила во время прыжка ни гусеница, ни мотор – он просто ударился плашмя всей своей ходовой и замер, впечатавшись по самые подножки в глубокий снег.
Остальные члены группы промчались (медленнее, а потому удачнее) мимо меня, как мимо конного памятника. Чуть погодя замыкающий вернулся с наивным вопросом: что я делаю по пояс в снегу? “Да так, – с достоинством ответил я, незаметно потирая поясницу, – красиво тут.. Вы езжайте. А я птичек послушаю и догоню”.
Сделай сам
…НА СНЕГУ он выглядел загадочно, как засекреченный объект боевой техники. Никаких шильдиков, никаких наклеек на пластике. Просто черный снегоход. В этом был свой шарм. Этакий таинственный незнакомец.
– Узнали? – поинтересовались организаторы.
– С большим трудом, – сказал я чистую правду. Если бы только что не покинул седло “IQ”, то запросто мог не опознать его близкого родственника в черной машине.
– Это наш бюджетный “IQ Shift”, – сказали организаторы.
“Бюджетный” – значит, изначально дешевле основной модели. А почему безо всяких опознавательных знаков? А это для того, объяснили поларисовцы, чтобы ничем не ограничивать фантазию потенциального владельца, который может достраивать снегоход в соответствии со своими предпочтениями. Не зря в названии присутствует слово “Shift”, что можно перевести, в частности, как “изменение”, а то и “сдвиг”.
Например, передняя подвеска на этом снегоходе самая простенькая. В предвидении, что, немного покатавшись, покупатель пожелает заменить ее, предположим, на спортивную “Ohlins”. Владельцу обычного снегохода в такой ситуации бывает жаль выбрасывать очень приличную стандартную подвеску (в комиссионку подержанные детали снегохода не сдашь). А хозяину доступного “IQ Shift” жалеть не о чем. То же и с задним амортизатором. Хочешь регулируемый газовый? Будьте любезны! А как насчет форсировки двухтактного двигателя со 125 сил до, скажем, 150? Легко! Можешь отдать в руки механиков или приобрести тюнинговый кит, если сам любишь повозиться с железом. А уж по части художественного оформления снегохода – вообще полное раздолье. Множество вариантов наклеек, а еще можно заказать аэрографию, хоть с портретом себя, любимого. Словом, конструктор “Сделай сам”, с той особенностью, что исходное изделие уже собрано, а тебе предлагают его переделать, как душе угодно.
А велика ли разница в цене межд у “бюджетным” и обычным “IQ”?
– Если честно, на эту разницу спортивную подвеску не купишь, – немного смущенно признаются мои собеседники. – Зато какова мотивация! Ты ведь делаешь снегоход индивидуально под себя, а это дорогого стоит.
Краткая техническая характеристика “Polaris IQ” |
Габаритные размеры | 292,1х121,9х129,5 см |
Двигатель | 2-цил., 2-такт., жидкостного охлаждения |
Объем двигателя | 599 куб. см |
Мощность | 130 л.с. |
Тип трансмиссии | вариатор |
Запас топлива | 44,3 л |
- Автор
- Вячеслав КИЦИС
- Издание
- Клаксон №24 2007 год