К зиме-2011 “Polaris” приготовил гурманам снежного экстрима новое лакомство – мощный спортивный снегоход “800 RUSH PRO-R”.Его предшественник “600 RUSH”с мотоциклетной задней подвеской наделал много шума в прошлом году. У дебютанта не только мотор мощнее, но и ходовая стала совершеннее.А значит, от него стоит ждатьеще больше удовольствияна снежных трассах.
ДЛЯ ТЕХ, кто не знает: за поведение снегохода на добрых 70% отвечает задняя подвеска. От нее зависят плавность хода, отработка неровностей, прыжки и даже правильное прохождение поворотов. Конечно, форма скользящей поверхности лыж, твердосплавные направляющие и два передних амортизатора тоже имеют значение, но по сравнению с задней подвеской они – на вторых ролях. Вот почему принципиально новая подвеска а-ля “птичья клетка”, увидевшая свет на “Polaris 600 RUSH”, так всколыхнула снегоходный мир.
У “800 RUSH PRO-R” задняя подвеска в принципе такая же, но более продвинутая и выглядит немного иначе. При взгляде сзади, когда лыжи не видны, кажется, что смотришь на спортбайк с маятниковой подвеской. Она, кстати, и здесь работает так же – как маятник. Если прокрутить видео-запись ее работы в замедленном темпе, очень похоже на эластичный гибкий хвост какого-то механического монстра, методично смахивающий снежную пыль с малейших неровностей трассы.
Но имейте в виду: найти с этой подвеской общий язык не так просто. Уж очень она любит тонкую регулировку.
Вот почему, прежде чем нажать на курок газа “800 RUSH PRO-R” и отъехать в поля, я лезу настраивать подвеску под свои параметры. Для этого в наборе инструментов снегохода имеется специальная линейка, размеченная в килограммах (до 130 кг). Надо выбрать на линейке свой вес (без одежды) и по этому делению откорректировать предварительный натяг пружины заднего амортизатора. Большая регулировочная гайка заворачивается без ключа, просто рукой в перчатке, хотя и с некоторым усилием.
Сам амортизатор газовый, с баллоном регулировки, для удобства вынесенным в сторону. Закручиваю до конца регулировочный винт на баллоне и отпускаю его назад на два-три клика. Потом увеличиваю жесткость газовых передних амортизаторов рюкзачного типа “Pro-Ride”, щелкнув по три раза регулировочными винтами, и на один оборот закручиваю большие круглые гайки предварительного натяга их пружин, опять же в сторону жесткости. Вот теперь можно ехать. Хотя полной уверенности в том, что я точно попал в настройки ходовой нового аппарата, все-таки еще нет. Ведь у “800 RUSH PRO-R” в отличие от знакомой мне “шестисотки” стоят более продвинутые амортизаторы “Walker Evans Piggyback” спереди и “Walker Evans Comp Adj” – сзади.
ЗАЛИВАЮ двухтактную синтетику в бачок раздельной смазки 154-сильного мотора “Liberty” и энергично дергаю за шнур кикстартера. Процедуру пришлось повторить три раза. Это нормально для первого пуска мощного двухтактного двигателя. Позже, прогревшись, он заводился, что называется, с полпинка. Кстати, электростартер у “800 RUSH PRO-R” тоже есть, но это для неженок. А у настоящих снегоходчиков пользоваться кнопкой стартера считается дурным тоном. Не верите – спросите при случае у финнов, которые знают толк в езде на сноумобилях. И потом, на морозе, лишний раз разогреть верхний плечевой пояс, подергав за кик, – это только на пользу организму.
Дури (в хорошем смысле слова) в этом “Liberty” – за глаза. У “шестисотки” мотор 125-сильный, и за весь сезон, что я на ней отъездил, ни разу не возникало мысли о дефиците “л.с.”. А “табун” у новой “восьмисотки” посолидней – 154 “лошади”. Почувствуйте разницу.
Потихоньку привыкаю к звериной злости двухтактника. Пробую совместить две пустячные манипуляции – открыть газ и одновременно скосить глаза на спидометр. Но взгляд не желает отлипать от кончиков лыж, которые все время почему-то повисают в воздухе, едва нажмешь курок газа. Только не подумайте, что этот снегоход способен либо стоять на месте, либо лететь пулей. Инжектор “Cleantire Injection” с аптекарской точностью приготавливает смесь и очень дозированно подает ее в камеру сгорания. Благодаря этому “800 RUSH PRO-R” может отчалить с плавностью парохода, а может и сорваться с места так, словно вами пробили пенальти. И когда легким нажатием большого пальца вы пробуждаете к жизни 154 “лошади” (причем все сразу и мгновенно, на что способны только двухтактные моторы) – это настоящий праздник жизни.
А В НАСТРОЙКИ я все же попал не очень. Первый вираж, второй… что-то не то. Снегоход довольно прилично заходит в поворот, но печенкой чувствую – мог бы лучше. Зажимая заднюю подвеску, вы нагружаете переднюю часть снегохода, то есть лыжи. Аппарат становится очень чуток к рулю, даже слишком – если перебрать с жесткостью, есть риск, что перегруженные лыжи в крутом повороте воткнутся боковой кромкой в снег раньше, чем на это среагирует пилот. Тут приходит конец вашей недолгой дружбе со снегоходом, и вы его покидаете, причем не по своей воле.. А я, например, люблю, когда на вираже сначала начинает проскальзывать трак снегохода, а лишь потом и чуть-чуть – его лыжи. Тогда проще “ловить” сноумобиль в повороте, управляя им только с помощью газа. Что ж, подправить настройку несложно. Еще немного распускаю заднюю пружину подвески, а гидравлику оставляю зажатой до максимума. Вот теперь с ходовой все в порядке! Мой “RUSH” почти без сброса газа вплывает в очередной поворот с грацией венецианской гондолы.
Еще раз повторю – хорош двухтактник в своей злости. Вот только злоупотреблять этим не советую. Представьте: большой заснеженный склон, сцепления грунтозацепов трака (даром что высота у них 1,25 дюйма, или 31,75 мм) хватило только до середины горы, да и туда заехал на одной мощности мотора, подняв в небо тучу снежной пыли. Сюда бы на “маунтине” – милое дело, а у меня ведь спортивный аппарат. Явно пожадничал: если остановлюсь, никакой мотор не вытащит. Надо поворачивать назад, от греха подальше. И тут, на обратном пути… Ход с горы был приличный, снег глубокий, снегоход со своей короткой гусеницей совсем перестал меня слушаться и мчался по собственному усмотрению. А дальше как в детской песенке: “Срубил он нашу елочку под самый корешок”. Ну, не повезло растению, видно, планида его была такая – подвернуться под снегоход.
Кляня себя последними словами, бросаюсь обследовать передний радиатор. У “800 RUSH PRO-R” целых три радиатора. Один большой алюминиевый в туннеле под брюхом, еще один в самом хвосте – они охлаждаются снегом, летящим из-под гусеницы. И тот самый в передней части, охлаждаемый встречным потоком воздуха, практически ничем не защищенный. Правда, представители “Polaris” уверяли, что этот радиатор не разбить и молотком, но при таком столкновении елка может врезать хуже любой кувалды. Подхожу на ватных ногах к обтекателю, больное воображение рисует картины одна страшнее другой.. Вы не поверите. Ничего! То есть до такой степени ничего, что, смахнув с радиатора кору и хвою, я даже царапины не увидел. Действительно, прочность впечатляющая. А елка… Да она, к утешению моей совести, и так уже была вся засохшая – только на дрова.