Всего лишь за последние полгода я обжегся дважды. Сначала, когда купил страховку онлайн.
Вроде бы механизм прост: на сайте оставляешь заявку с данными, дожидаешься звонка оператора, которому сообщаешь дополнительную информацию, оплачиваешь и получаешь вожделенный полис. Ровно так я и поступил. Правда, получив документы, выявил ошибку. Как выяснилось, оператор, внося данные по автомобилю, перепутал кодировку. В итоге в полисе вместо ВАЗ 212300 (Lada Niva) стоял ВАЗ 212140 (классическая пятидверная «Нива»). И эта ошибка автоматически сделала полис недействительным. А когда я попросил исправить, мне выдали убийственный ответ: сделать это… невозможно. Оказывается, в систему такой функционал просто не внесен. Пришлось расторгать договор, ждать возврата денег и оформлять все заново. В то время как при классической, «бумажной» процедуре все куда надежнее – приходишь, заполняют бланк, проверяешь. Если обнаружится ошибка, тут же поправят! С электронными ПТС вышло еще интереснее. Конечно же, их стали внедрять с благими целями – чтобы упростить процесс регистрации, сделать историю автомобиля максимально прозрачной и защитить документы от мошенников. На деле же моя история чуть не закончилась судом! Вернемся к той же Lada Niva – приобретал ее я новой пару лет назад, когда систему ЭПТС только запустили. И мне выпала честь в числе первых получить электронный документ. Хотя в тот момент я не придал ему какого-то особого значения – выдали до говор купли-продажи, выписку того самого ЭПТС и пожелали хорошей эксплуатации. На учет машину поставил без проблем и забыл обо всем ровно до того момента, когда решил автомобиль продать. Продавал тоже частному лицу, и покупатель, отдав деньги, попросил внести его в электронный ПТС как нового собственника. При этом система выстроена так, что данные о новом владельце вносит старый собственник. Я зашел на портал, открыл свой личный кабинет, но… ПТС там не обнаружил. Бред какой-то: собственник машины я, договор купли-продажи на руках, так почему же не могу получить доступ к документу? Звонок на горячую линию вообще огорошил – выяснилось, что по ЭПТС собственником числится не гражданин Овчинников, а автодилер, который два года назад продал мне автомобиль. Ладно, думаю, потом разберемся, тем более что и сам хорош – не досмотрел. А сейчас надо сделку завершать. Прошу оператора системы внести меня в собственники (все документы выслал заранее в службу поддержки) и получаю ответ: «Мы не имеем права вносить изменения, мы только собираем данные – идите к дилеру и требуйте, чтобы именно он внес вас самостоятельно. Если будут упрямиться, обращайтесь в суд». Разумеется, перед походом к дилеру я изучил проблему в Интернете и выяснил – мой случай не единственный! Причем большинство схожих ситуаций действительно окончились в суде. И хотя покупателя всегда признавали правым, я все-таки готовился к серьезной схватке. Настал час икс – разговор с дилером. Увы, первый принявший меня менеджер не понимал, что нужно сделать (либо не хотел понять) и настоятельно предлагал мне звонить операторам системы ЭПТС. Лишь вскоре появившийся его начальник принял у меня запрос на смену собственника.
Думаете, хеппи-энд? Как бы не так! Через три дня пришел официальный ответ от юристов дилера. Они сообщили, что я сам должен подать заявление в службу поддержки системы ЭПТС и попросить внести изменения в документы. То есть ровно то, что я уже пытался безуспешно сделать. Получился замкнутый круг, разорвать который удалось лишь после гневного звонка авторам отписки: спустя еще пару дней я наконец получил официальное уведомление от системы, что собственник в ПТС изменен. Тогда уже мне удалось внести данные о новом покупателе, и я окончательно продал машину. В итоге переоформление заняло доб рую неделю, не считая нервов. Выходит, что попытки облегчить и упростить все процедуры, связанные с машинами, по факту лишь запутали автовладельцев, а заодно создали им множество проблем, нередко решаемых только через суд. Притом что по старинке вносить изменения в тот же бумажный ПТС намного проще – приехал в ГИБДД, отдал сотруднику документы и через десять минут получил обратно со всеми необходимыми отметками! Так для чего же было затевать всю эту кутерьму, готовиться к новациям не один год, тратить столько денег, времени и сил? Когда я спрашивал у сотрудников дилерского центра, как, дескать, братцы, вы допустили такой промах, не внеся меня в документ сразу, мне честно ответили: «А мы тогда не понимали, как всем этим пользоваться». Практика показывает, что и сейчас многие не понимают! Поэтому хочу обратиться к всевозможным реформаторам: если вы создаете что-то новое, не поленитесь тщательно протестировать продукт, и лучше всего на себе. Чтобы обычным людям потом стало и в самом деле лучше. А пока выходит так, что я, например, из ярых сторонников электронных сервисов начал тихонько дрейфовать в стан их противников
«Цифровые технологии кардинально меняют наш образ жизни. Во многих случаях жить в цифровую эпоху становится комфортнее – достаточно упомянуть, например, новые сервисы по вызову такси, которые оставили в прошлом стоявших у обочины людей с поднятой рукой
Вот и с электронным ПТС – новация эта, безусловно, должна быть в конченом итоге удобной для рядового автовладельца хотя бы потому, что не надо будет возить с собой бумажные документы о праве владения транспортного средства.
Конечно, как с любой трансформацией сложного бюрократического процесса тут возможны сбои: кого-то ошибочно могут записать не в ту графу, перепутать данные автомобиля. Но со временем работа системы должна отладиться, можно надеется, что сбоев будет меньше.
Важный вопрос, который хочется задать в связи с развитием схемы электронной регистрации машин – кто будет владельцем этих новых получаемых данных? Говорят, что информация – это нефть нового века. И данные о регистрируемых машинах будут предоставлять всё более высокую ценность. Они будут важны, например, для продавцов запчастей, которые теперь будут более четко понимать, какие модели и модификации становятся более распространены на дорогах. Или, скажем, представители сети автосервисов будут понимать потенциал рынка услуг технического обслуживания в конкретных регионах, где вовремя можно будет отследить всплеск регистрации авто определенных марок.
Кто будет иметь возможность обрабатывать данные ЭПТС? Доступ к такой информации должен быть прозрачно регламентирован. С одной стороны, разрешать пользоваться ею не стоит каждому встречному. Но с другой – излишне было бы полностью запирать на замок доступ к таким ценным сведениям. На все эти вопросы регулятору придется отвечать в ближайшем будущем, конечно, после того, как сама по себе система ЭПТС заработает без досадных и вопиющих сбоев».
Все новое и электронное в России у меня почему-то после внесения данных в базы в течение суток вызывало шквал звонков от всякого рода “служб безопасности банков” и прочих мошенников. Но я к этому всегда готов, даже забавляет. Вопрос в другом по части ЭПТС: А можно пред тем как в очередной раз “облегчать” жизнь водителям спросить, наконец, их мнение? Поскольку есть много вариантов реально облегчить жизнь водителям (спилить часть камер, убрать допотопную меру о налоговой отчетности в случае продажи автомобиля, которым собственник владел менее трех лет, починить, наконец, дороги для разнообразия, убрать платные парковки итд ) естественно выбрали самое не нужное для самих водителей. Перестать печатать заветную бумажку ПТС и сделать его “Модным” электронным. Выписку из этого модного ресурса надо делать при сдаче автомобиля в трейд-ин. А при продаже, оказывается, не сотрудник МРЭО а я сам с какой-то бороды должен взять и вписать нового владельца. Да, для этого я наверняка должен пройти 7 кругов ада, чтобы зарегистрироваться, как это был с «Госуслугами», которым до сих пор с какого-то ананаса не нравится мой СНИЛС. И я не пещерный человек, который не умеет пользоваться компьютером, я типичный житель России, который при фразе сверху “Мы упростили вам жизнь вы будете довольны” хватается за голову и идет в магазин за коньяком, чтобы хоть как то понять – какой очередной гемморой нас ожидает. Но общая идея понятна: задушить рынок частной торговли (без лоббирования не обошлось, ибо одна интересная ассоциация уж громче всех кричала, что весь рынок вторички должен работать только через дилеров ). Ну значит мы, как блогеры, научим людей как в новых условиях продавать автомобили самостоятельно и не обогащать сторонние организации.
К сожалению все наши онлайн-удобства пока таковыми не являются в полной мере.
Мы всё ещё староверы и уверенность внушают только физическое присутствие, равно как оформление всевозможных документов.
Навигатор ведёт хуже человеческой памяти, страховку лучше оформлять по старому и желательно через страхового брокера - это надо уяснить раз и на долгое время!
Ярким примером кривой работы онлайн-платформ были ещё 6 лет назад всевозможные "Карфиксы" и "РЕмонтисты", которые записывали людей в сервисы онлайн. На словах всё было просто шикарно, а на деле матерились все - от автовладельца до мастеров сервиса. Именно поэтому все эти "Альфреды" с "Уремонтами" и упомянутыми выше агрегаторами успешно загнулись!