Подавляющее большинство новых машин в наших автосалонах собраны в России. Таков актуальный закон рынка: собирать в России выгоднее. И рабочие места поддерживаются, и налоги в казну идут, и покупатель платит немного меньше, чем мог бы (хотя в последний год эта сентенция уже сомнительна).
Список марок и моделей, еще недавно представленных у нас, а теперь доступных только на картинках в сети, можно расписать на пару страниц. Особенно знаковым, как мне кажется, стало закрытие российского производства Ford во Всеволожске: ведь именно Ford Focus, в своё время, стал для многих первой «доступной мечтой»: эту современную, даже прогрессивную модель начали делать у нас и она стала доступна многим офисным работникам среднего звена. Focus заменил нам «восьмёрки» и «девятки», если позволите, открыв российским автолюбителям мир нормальных машин, которые правильно ездят и при этом не стоят, как квартира на Маяковской.
Тоскливое ощущение испытал, когда незадолго до нового года заезжал в салон Mitsubishi. По сути, у «трех бриллиантов» сейчас в России всего 5 моделей: ASX, Ecliose Cross, Outlander, Pajero Sport и L200. Классический Pajero себя изжил, Lancer можно встретить только в Люберцах близ бывшего авторынка, а названия вроде Galant или Grandis и вовсе знают единицы. Да, кроссоверы вытеснили многие классы, вобрав в себя черты сразу всего: проходимость чуть выше, кузов чуть просторнее, имидж чуть престижнее… Но я, например, никогда не забуду Lancer Evolution VII на «механике». Взял его как-то на тест зимой, вечером, в снегопад, поехал домой где-то около 19 часов, а приехал только под утро просто потому, что весь вечер и всю ночь катался. И не хотел ехать домой и парковать это чудо японской техники.
Немногим более радужная картина в салонах Nissan: легковушек в модельном ряду у них нет. Ну хоть Pathfinder новый скоро появится, а так – уже 6 лет без ярких новинок. Даже Murano, один из моих любимых кроссоверов всех времен, не обновлялся аж с 2017 года. Где Tiida? Где глазастый Juke, в конце концов? Неужели на него не было бы спроса? Вот не поверю. Хотя, вывод из гаммы, например, седана Almera в том виде, в котором он пристутвовал последнее время – с кузовом от Bluebird Sylphy образца 2005 года, да на тележке от Renault Logan – не может не радовать. Да и эксперименты с эксгумацией марки Datsun, вернее, то, как это сделали у нас (продавали Lada Kalina под «японским» брендом)– это вообще за гранью понимания.
Мои коллеги, чьи реплики вы можете прочитать в продолжении этой статьи, вспоминают Alfa Romeo, SEAT – и это ожидаемо и понятно. Я же по-настоящему грущу, когда вспоминаю Honda Accord. Многие удивятся: как же, мол, так? Вон CR-V и Pilot до сих пор продаются… А вот и нет: в 2022 году Honda прекратит поставки вообще любых легковых моделей в РФ, оставив только мотоциклы и силовую продукцию. Сейчас выжившие дилеры распродают остатки, новых моделей Honda в России не будет. А какой был седан Accord… Даже в 8-м поколении, которое к нам решили привозить из США – это был потрясающий семейный автомобиль с просторным салоном, убаюкивающе мягкой подвеской и управляемостью, которой могли позавидовать многие европейские топ-марки. И чем дальше, тем тоска сильнее: я до сих пор помню, как нарезал повороты на крупном, тяжелом полноприводном седане Legend с системой SH-AWD (она умела направлять больше тяги на более нагруженные в повороте колеса) и никак не мог привыкнуть к тому, что уже на грани вылета надо просто добавить газу, чтобы ввинтить машину в вираж…
Конечно, многие могут подумать, что это – возрастное. Но постойте: мне всего 41 год и я уверен, что впереди у меня еще много интересного. Только вот будет ли это все связано с новыми автомобилями – даже для меня вопрос…
Меня спрашивают, о каких брендах и моделях, когда-либо ушедших с российского рынка, я сожалею. Вот уж никогда не думал на эту тему. А чего тут думать? Все идет, как идет, следуя простой и одновременно сложной логике черной дыры, в которую неумолимо затягивает все более «обесточенную» отсутствием свобод и здоровых инвестиций российскую экономику.
Согласен, раньше, в начале и середине двухтысячных, когда мы ощущали рост всего – перспектив, безнеса и зарплат – было о чем поговорить. Например, почему раз за разом на рынке проваливается вторичный до оскомины во рту квази-Фольксваген – SEAT? Или в очередной раз не может зайти и крепко встать на якорь неоправданно дорогой псевдопремиальный бренд Alfa Romeo? Мы копались в мировом опыте, по незнанию зачем-то еще примеряя его на себя, искали логичное объяснение нелогичным вещам. Думали-гадали, почему наши соотечественники предпочитают тогда еще унылый южно-корейский модельный ряд европейским или американским прелестям?
И, кстати, однозначных и понятных ответов на те вопросы мы так и не нашли, прикрываясь демагогией о неправильном ценовом позиционировании брендов и теориями о слабых дилерах без соответствующих истории и традиций. А между тем, уже тогда отечественные внутрирыночные законы начали затачиваться под элементарную схему. Нам нужен дешевый транспорт для смердов – тот, который не важно как выглядит и из чего сделан. И дорогой транспорт для чиновничьей- и бизнес-аристократии. Здесь не важна только цена, зато имеют значение имидж, престиж и местами даже, не поверите, качество. А еще у нас часто необъяснимой любовью и доверием пользуются рамные японские внедорожники. Все остальные, как не трудно догадаться, кандидаты на вылет.
И все же были харизматичные модели, об уходе которых стоило бы сожалеть. Из тех, что искорками скрашивали уныние прагматичного отечественного рынка. Грущу без Ford Focus RS или Renault Clio Sport. Из тех, что еще как-то можно было себе позволить. Ведь одно дело – быть ярким и быстрым, а другое – банально придушить окружающих авторитетом AMG. На фоне ныне правящего бал в своем сегменте Largus до смерти обидно за казалось бы тогда безальтернативные для России и не признанные в полной мере ушедшие универсалы Chevrolet Lacetti или Cruz. Непонятно, как не стали бестселлерами «сараи» Focus или ныне премиум-отщепенец универсал Octavia, укативший, словно бы покинув рынок, по ценам в стратасферу.
Немного обидно за южнокорейский SsangYong, так и не сумевший подкрепить свое правильное полноприводно-рамное начало человеческим дизайном. Ясно, что ему выбили зубы крымскими событиями, когда после 2014 года очередным обвалом рубля завалило последнюю логику в развитии экономики. Как дальше вести бизнес, тогда не понимал никто. Но почему-то самым непонятным и обидным лично для меня демаршем стал отказ Honda – на тот момент чуть ли не 6-го по объемам продаж бренда в мире – от борьбы за существование на российском рынке. Видимо, дикие отечественные бизнес-прихваты до глубины души ранили тогдашнее руководство японского бренда, не пожелавшего прогибаться под наши странные законы и понятия. Вспомните, японцы даже не захотели адаптировать под доналоговую планку свое премиум-крыло Acura, мелькавшее на российском рынке не более 2-х лет. Чего уж говорить за локализацию в стране более доступных моделей…
Российский рынок сокращается и это понятно, ведь вместо свободного рынка и здоровой конкуренции у нас во всю развивается государственная плановая экономика советского типа, в которой о потребителе думают в последнюю очередь.
Так что грустить можно не только о тех, кто ушел, но и о тех кто никогда не придет - например, новый Ford Bronco. Ну а из тех, кто нас оставил, мне жаль в основном оригинальные, но давно забытые автомобили - маленького "проходимца" Fiat Panda 4x4, вагон - зажигалку Seat Altea Freetrack 4x4, мощного и очень красивого конкурента "Хайлаксу" - Ford Ranger, и соперника "двухсотого/трехсотого Круизера" - Nissan Patrol.
Прежде всего, хочется вспомнить (точнее, помянуть) покинувшие Россию немецкий Opel и американский Ford. Но если под покровительством французского PSA первый таки вернулся, пусть и не став столь массовым брендом, как это было раньше, то второй, похоже, исчез навсегда, оставив нам лишь коммерческого назначения Transit. А между тем, «Астры» и «Фокусы» в свое время радовали нас и ценой, и ресурсом. Пусть и иногда. Что ж, было и прошло. Неумелая политика заокеанского General Motors, вечно едущего на подножке государства, как и исконно русский АвтоВаз, загубила немало прекрасных проектов. Помимо Opel американцы отправили на свалку истории SAAB и Hummer. По нишевым моделям и поныне скучает автомобильное сообщество. И восставший из мертвых электрический «Хаммер» вряд ли вернет себе популярность за кругом любителей «Гринписа». Про SAAB говорить не приходится и вовсе.
А вот про коллаборацию Infiniti и Mercedes-Benz с их Q30, Q50 и QX30, так и не пробивших сердца поклонников а-ля премиума, вспоминать приятно хотя бы потому, что они пытались. Пытались, но не смогли. Куда печальнее ностальгия по «зажигалке» Mitsubishi Lancer Evolution X. Да, японскому «снаряду» было явно далеко до соотечественной Toyota Supra, которая, впрочем, и после звонкого тандема с BMW в своем новом амплуа тоже «смотала удочки» из России.
Спасибо, что нам позволили хотя бы Volkswagen Golf, который тоже неоднократно уходил и тихо возвращался. Ждем, хотя и не хотим очередного бегства восвояси этого прекрасного немецкого хэтчбека. А еще умыться собственной слезой пришлось после ухода Arteon, того самого наследника роскошного Volkswagen Passat CC. Модель ушла так быстро, что не все успели даже узнать, что она продавалась. Впрочем, и обычный «Пассат» в обозримом будущем, увы, канет в Лету. Немцы заказали по нему панихидку, постепенно изживая модель на разных рынках. Россия станет последним. Что ж, с грустью проводим в последний путь, как некогда отправили мы Mazda3 и родственную ей Mazda CX30. Аминь.
Не вижу резона тосковать по каким-то конкретным моделям. В смысле, это же слишком легко: сказать, что нехорошие маркетологи больше не дают нам россыпь зажигательных хот-хэтчей, не везут деликатесов от Alfa Romeo или, скажем, Lotus. Но дело-то не в предложении, а в нас с вами: вот привезли как-то корейцы Hyundai i30 N, тогда даже по очень заманчивой цене, и где он теперь? Многие ли купят актуальный Volkswagen Golf GTI? Часто ли встречаете на улицах истинно европейские, самобытные Peugeot и Citroen? А ведь они стоят в салонах, и даже без жутких «допов».
Но даже это не повод для тоски: сложно ругать за скучную рациональность людей, живущих в условиях постоянно густеющего кризиса. Сложно ругать и импортеров, которые на эту рациональность реагируют так, как и должны. А вот от чего реально больно, так это от фактически перекрытых каналов «вторички».
Не видите смысла держать на нашем рынке слишком дорогие и заведомо нишевые модели? Да и не надо, мы не гордые – сами привезем через годик-другой, с небольшим пробегом и бережной эксплуатацией под итальянским солнцем. Только пускай государство не сдирает на границе половину цены, ладно? Рациональных покупок не станет сильно меньше, кучка сумасшедших энтузиастов не обрушит продажи «Дастеров» и «Кароков»: мантра о том, что нет ничего лучше нового автомобиля, даже если он такой, слишком сильна. Но петролхеды все равно не пересядут на «Солярисы», а продолжат донашивать стареющие Megane RS просто потому, что так устроены. Поэтому просто дайте нам выбор.
В первую очередь для меня главная потеря – это «горячие хэтчбэки». Да, вы все еще можете купить Golf GTI и Mini JCW, но вот такие бойцы, как Ford Focus ST, Opel Astra OPC, Honda Civic Type-R, Cupra Leon, Renault Megane RS и еще куча бойких малышей, в Росии недоступны. Да, в условиях кризиса полупроводников и общего экономического упадка рассчитывать на продажи таких нишевых продуктов глупо, но скажите это продавцам G63 AMG и они рассмеются вам в лицо. Такая потеря сказывается на трек-днях. Все чаще можно увидеть там старые Хонды, и все реже новые быстрые машины, которые в это время разрывают европейские рекорды на разных треках.
К слову, о трек-днях. Самая главная нехватка тут – это Subaru BRZ (Toyota GT86). Маленькое купе второго поколения должно было разорвать рынок трек-тулов, но видимо не в нашей стране. Маленькое заднеприводное купе оказалось не востребованным, как и актуальное поколение Mazda MX-5 и соплатформенного Abarth 124. Климат не располагает к большим продажам кабриолетов, а культуры любительского автоспорта, как таковой, у нас нет. Да и сложности в установке различных тюнинговых компонентов тут не в помощь. Чуть доработанные для трек-дней машины сразу попадают под статью 12.5.1 КоАП РФ.
Да, все описанные выше машины привозят в Россию в частном порядке, что неоправданно задирает их стоимость. И их владельцы мучаются с поставкой запчастей, но счастливы от обладания эксклюзивным автомобилем. Например Toyota Yaris GR. В Россию официально не привозится, но несколько машин уже колесят по дорогам и трекам. Где и как обслуживать, где брать запчасти – не понятно, но очень интересно!