По данным Ассоциации Европейского Бизнеса (АЕБ), продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России по итогам 2020 года так и не вышли на позитивную динамику. Падение составило 9,1 % по сравнению с результатом 2019-го. Несмотря на это, наш рынок по объему продаж занял в Европе почетное 4-е место. Хотя большой радости от этого не ощущается.
Вместе с публикацией этой статистики АЕБ также сделала и свой прогноз на следующий год. С осторожным оптимизмом ожидается небольшой рост - чуть больше 2-х процентов. Если считать в штуках, то это означает дополнительно всего 33 000 проданных автомобилей. Общий объем продаж, таким образом, должен составить 1 632 000 новых машин.
Мы, в редакции Motorpage, пришли к общему мнению, что цифра 2%, находясь в рамках статпогрешности, скорее указывает на возможную стабилизацию на этом уровне, чем рост. Тут мы наблюдаем ситуацию, когда нет оснований ни для ожидания роста, ни для излишнего пессимизма.
Да, в прошлом году сильно подросли продажи китайских марок, но остальные, за исключением единичных случаев, их не поддержали. Есть ли потенциал у «китайцев» расти и дальше, да еще более стремительными темпами? Вряд ли, ведь для этого им понадобилось бы поддерживать прежние высокие темпы развития дилерских сетей, расширения модельных рядов, совершенствование логистики и т.д. Пандемия совсем этому не способствует.
Недавно было объявлено, что продлеваются программы господдержки - льготного кредитования и льготного лизинга на автомобили российского производства. Это очень хорошо, но ничего пока не предвещает усиления их эффективности в плане продаж. Весь прошлый год те же программы были доступны, но рынок продолжал снижаться.
Теперь о ценах. К сожалению, и здесь нельзя ждать улучшений. Уже с начала 2021 года некоторые компании увеличили стоимость своих автомобилей. Как обычно это происходит, дальше, за «первыми ласточками», потянутся и другие. Надеяться можно лишь на то, что уже наступает некий предел эластичности, а говоря проще - спрос не резиновый, поэтому сильно повышать цены не имеет смысла. Это приведет только к еще более активному уменьшению объема продаж.
При этом, если раньше проблема повышения цен немного сглаживалась доступностью кредитования, то сейчас все чаще мелькает информация об ужесточении требований к заемщикам со стороны банков. То есть, цифра потенциальных кредитополучателей будет снижаться.
Немного улучшить статистику продаж могла бы массовая закупка автомобилей в каршеринги. Но, во-первых, «массовая» - это громко сказано. Весь парк российского каршеринга на конец 2020 года составлял порядка 45 000 автомобилей, а с начала прошлого года пополнился всего на 5 000 машин. А, во-вторых, в каршеринговых компаниях уже поговаривают о том, чтобы приостановить расширение парков и заняться, наконец, повышением рентабельности, которая пока у них серьезно хромает.
Запущенные в прошлом году несколькими компаниями сервисы подписки на автомобили показали скромные результаты и явно в обозримом будущем не будут делать погоды на автомобильном рынке. Тем более, что, по сути они предполагают аренду, а не продажу.
Что может поспособствовать росту продаж новых автомобилей? В текущем году единственным фактором, который может привести к определенному всплеску продаж, видится только вероятный выход из состояния пандемии со снятием всех ограничений и возвращением к нормальной жизни. При таком развитии событий более сильно, чем после возобновления поставок летом-осенью 2020 года, сработает эффект отложенного спроса, и за покупкой нового автомобиля в автосалоны придет значительно больше людей.
В прошлом году, как и обычно в непростые времена, неплохо чувствовал себя вторичный рынок. Дело в том, что после случившегося весной-летом сокращения поставок новых автомобилей, имеющийся - пусть и небольшой - спрос удовлетворялся во многом благодаря продажам б/у машин. В это время многие вместо нового автомобиля принимали решение купить его не сильно подержанный аналог. С этим, кстати, был связан и рост цен на ходовые бэушки.
На этот год можно с большой долей вероятности прогнозировать стабильную ситуацию на вторичном рынке автомобилей, возможно даже некоторый его рост по итогам года. В случае снятия ограничений и нормализации обстановки объем предлагаемых к продаже подержанных машин возрастет, что должно привести к определенному снижению цен.
Несмотря на отрицательную динамику продаж, радует то, что автокомпании не планируют снижать своей активности по выводу на рынок новых и обновленных моделей. Не успел еще 2021-й как следует начаться, как одна за другой пошли презентации новинок. По подсчетам редакции Motorpage, до конца года нас с вами ждет приблизительно 50 премьер и обновлений.
Характерной особенностью нашего времени становится «проба» российского рынка электромобилями. Пока они немногочисленны, встречаются на дорогах значительно реже электробусов и прогнозировать по ним какой-то заметный рост не приходится. Их продажи начнут расти не раньше, чем мы увидим развитие инфраструктуры зарядных станций и ощутимые налоговые и прочие льготы для владельцев электромобилей. Это явно случится не в текущем году.
По данным агентства «Автостат» общее количество дилерских центров за последние 6 лет уменьшилось на 15% - с 3798 до 3210. Дилерские сети в прошлом году все же приросли новыми центрами, в основном у китайских автомобильных марок - Haval, Geely, Changan, FAW, GAC, JAC. Другое дело, что постоянно идет и процесс закрытия ДЦ, который, судя по статистике, опережает по динамике появление новых. В текущем году можно прогнозировать продолжение этой тенденции. Одной из причин происходящего будет влияние последствий перебоев с поставками новых автомобилей из-за весенне-летнего закрытия автозаводов в прошлом году. Многим дилерам будет проблематично восполнить выпадающие из-за дефицита автомобилей доходы.
Позитивные новости связаны с тем, что государство продолжает активно вкладываться в строительство и восстановление автомобильных дорог. По сообщению АНО «Национальные приоритеты», в прошлом году в 83 регионах в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги» было отремонтировано, реконструировано и построено 16,5 тысяч километров дорог.
Ждем продолжения государственных инвестиций в дорожную инфраструктуру и в этом году. Из наиболее значимых проектов можно упомянуть продолжение строительства платной трассы М-12 Москва-Казань, которое полностью планируется завершить в 2024 году.
Совсем недавно дан старт проекту, который можно условно назвать «права в смартфоне». Предполагается, что в скором времени не будет необходимости возить с собой водительское удостоверение. Вместо этого достаточно будет воспользоваться специальным мобильным приложением и, скачав QR- код, предъявить его по требованию инспектора ДПС. Пока проект планируется тестировать в нескольких городах (Москва и Санкт-Петербург), а также на территории Татарстана.
Вообще, одной из самых заметных тенденций прошлого года стал стремительный перевод окружающего нас автомобильного пространства на «цифру». Можно вспомнить электронный ПТС, возможность купить электронный полис ОСАГО, оформить электронное извещение о ДТП через приложение «Помощник ОСАГО» или в онлайн зафиксировать данные об аварии с помощью приложения «ДТП. Европротокол».
Да, возможность купить, например, полис ОСАГО в электронном виде существует уже сравнительно давно, но именно особенный 2020 год сильно мотивировал людей взаимодействовать со страховыми компаниями бесконтактно и удаленно.
Результат: по данным РСА, около 50% всех проданных полисов обязательной автогражданки составляет е-ОСАГО. Москва - в лидерах по количеству купленных онлайн полисов – 1,6 миллиона штук, или 9,1% от всех продаж в России. Далее следует Московская область (950 тыс. полисов), Свердловская область (721 тыс. полисов) и Санкт-Петербург (520 тыс. полисов).
В этом году легко прогнозируем дальнейший рост онлайн-продаж полисов ОСАГО, тем более, что помимо очевидного удобства, это нововведение положительно восприняло большинство автовладельцев. По данным опросов, цифровизацию автострахования гражданской ответственности поддерживают до 65% респондентов.
А вот с онлайн-продажами новых автомобилей пока не удается даже близко подобраться к аналогичным цифрам е-ОСАГО. Начиная с 2016 года, о начале продаж своих новых автомобилей через Интернет сообщили несколько автопроизводителей.
Компании, которая стала первой в этом начинании, удалось за эти годы довести общий объем продаж до пары десятков тысяч за весь период. Те автокомпании, которые пришли в онлайн-продажи позже, имеют еще более скромные результаты.
Хотя мы и слышим оптимистичные прогнозы относительно будущего развития этого направления, говорить о каком бы то ни было массовом переходе покупателей автомобилей на приобретение их онлайн очень преждевременно. В данном случае ожидания некоторых экспертов, что в условиях пандемии этот канал продаж серьезно прибавит в объемах, не оправдываются.
А вот в дилерском сообществе такое внимание автопроизводителей к продажам через Интернет вызвало заметное беспокойство. Очевидно, что подавляющее большинство новых автомобилей в ближайшем будущем будет по-прежнему продаваться через сети дилерских центров. Однако владельцы ДЦ призывают уже сейчас договориться о четких правилах работы с каналом онлайн-продаж, которые учитывали бы интересы всех участников - автокомпаний, дилеров и государства.
Если дилеров волнует проблема потенциального перехода продаж из их центров в онлайн, то автопроизводители, в лице АЕБ, озадачены проектом нового Федерального закона, которым должны в будущем регулироваться вопросы сбора, обработки и хранения данных, получаемых с каждого автомобиля. Принять этот закон планировалось еще в прошлом году, но его согласование затянулось.
В настоящее время данные с автомобилей собираются автопроизводителями, дилерами, станциями техобслуживания и с этой информацией можно делать все, что угодно, например, использовать ее в коммерческих целях. Без закона любые такие действия никак сейчас не регулируются. В новом законе будет прописан вопрос о принадлежности этих данных, их передача под контроль владельца, который сможет пользоваться ими по своему усмотрению. То есть, предлагается сделать владельцем цифровых данных собственника автомобиля.
Полное название закона - «О государственной информационной системе «Платформа «Автодата»». На этой платформе аккумулируется большой объем статистических и аналитических данных о каждом автомобиле с момента его выпуска и до утилизации, включая данные о работе бортовых систем, поведении водителя и взаимодействии с инфраструктурой. В будущем есть планы создать на ее основе цифровую среду для поддержки движения транспортных средств с различными степенями автоматизации по дорогам общего пользования.
После изучения законопроекта компаниями-автопроизводителями, входящими в АЕБ, у них возник целый ряд вопросов. В специально распространенном по этому поводу пресс-релизе сообщается, что проект "не содержит положений, регулирующих состав данных, порядок передачи, цели обработки информации и порядок предоставления доступа к ней. В этой связи составить корректное представление о предлагаемом регулировании и его реализации проблематично...".
Пока сложно судить о том, вступит ли в силу этот Федеральный закон в ближайшем будущем или нет. Тут остается только следить за развитием событий.
Чего еще ждать российским автомобилистам в 2021 году? Ответить на этот вопрос, дать прогнозы и высказать свое мнение мы попросили наших коллег, представителей автомобильных СМИ.
2020 й год был тяжелый, как, в принципе и многие года до этого, нам это часто будут напоминать в новогоднем обращении и, к сожалению, поменяется ситуация не скоро.
Разумеется, на авторынок, как и на другие рынки, оказывается огромное давление неразумным налогообложением, в том числе массой скрытых косвенных налогов или же поощрений, которые вывели с рынка целые корпорации с мировым именем.
Поэтому наиболее продвинутые корпорации из Китая, которые сейчас показывают уверенный рост, полностью отказались от производства автомобилей на территории РФ, что помогло наладить поставки и обеспечить количеством автомобилей в период повышенного спроса. Так же китайские бренды, могу точно сказать про Chery, проводят активную работу с дилерской сетью для повышения лояльности клиентов, а именно, говоря простым и всем понятным языком, используя рычаги давления на дилеров не позволяют "разводить" клиентов.
А вот множество "закрепившихся" производителей не уделяют этой ситуации должного внимания, и зачастую такая ошибка оказывается фатальной, поскольку, если человек, к примеру, не смог купить ту же самую Крету или Киа Соренто из-за навешанных "допов" и некорректной работы дилеров и, в итоге пересел на тот же Cheryexeed Haval H9 Tiggo 8 и т.д., то, как показывает практика, обратно он уже не вернется, и, скорее всего, "пересадит" на "китайцев" друзей.
На нашем рынке в принципе не работает стратегия моментальной прибыли, это видно и из экономического положения страны в целом и в частности из-за авторынка, а попытка ввести новые налоги или повысить старые делает ситуацию еще хуже. Ведь никто не думает, что, если страна заработает за год на 1 млрд больше, но при этом из-за общего сокращения, вызванного отъемом этого миллиарда у рынка, потеряет 5 то это плохо. Всем у нас главное отчитаться и получить премию.
На вторичном рынке ситуация меняется не только в общей динамике, росте цен, но и в смене лидеров. Очень сильно под удар попали "корейцы" из-за проблем с ДВС. Если ранее их автомобили считались ликвидной и сильной позицией, то сейчас, ввиду популярности YouTube и появлению рынка честных автоподборщиков (не тех, у кого есть популярные каналы на YouTube), наружу вылезли именно проблемы с двигателями (задиры, катализаторы и т.д. ). Поэтому в большинстве автосалонов по Санкт-Петербургу запрещено покупать "корейца" в трейд-ин без предварительной "эндоскопии", поскольку, в случае выявления брака, речь идет о скидке в 200 000-250 000 рублей, что является для дилера весьма существенной суммой ущерба, если вообще в итоге ему не возвращают машину после продажи новому собственнику. Лидерами по ликвидности как были так и остаются "японцы" и Автоваз.
Ну а самыми приятными с точки зрения удержания роста цен и вывода хороших и достойных автомобилей на рынок остаются "французы" (настоящие французы-PSA,а не продающие платформу Klio Symbol третье десятилетие).
В общем и целом, нормальный автомобиль становится снова роскошью, а доступный-средством передвижения, причем совсем не безопасным. Весьма печально, что у нас представители власти как всегда заботятся о новых камерах с целью пополнения бюджета, а не предотвращения ДТП, при чем в открытую уже. О новых налогах и поборах, а не о том, как сделать безопасный автомобиль доступным. Ведь человеческая жизнь одновременно и бесценна и имеет вполне реальную экономическую стоимость. В среднем 1 человек за год приносит казне сумму около 240.000 рублей, за 3 года 720.000 рублей. Согласитесь - сумма не сопоставима с той выгодой, которую получила казна за счет поднятия пошлин, акцизов и т.д. В то же время не позволив одному человеку купить, к примеру, ту же базовую Oсtavia, которая в большинстве случаев спасла бы ему жизнь, вместо Solaris. Вот такая печальная математика.
Наши эксперты считают, что при оптимистичном сценарии рынок новых легковых автомобилей в 2021 году может вырасти на 4%, при пессимистичном – упадет примерно на 12%, то есть вернется на уровень 2009 года (1,3 млн шт.). Базовый сценарий – «минус» 5,5%.
Что касается коммерческого транспорта, то прогноз по рынку новых автобусов на 2021 год предусматривает «вилку» от -8% (по пессимистичному сценарию) до +2% (по оптимистичному сценарию). В сегменте LCV (легкие коммерческие автомобили) рынок может показать динамику от -8% до 0%, в сегменте MCV (среднетоннажные грузовики) – от -6% до 0%, а по HCV (крупнотоннажные) – от -6% до +2%.
Тренд последних лет неумолим – для жителя крупного города личный автомобиль становится скорее проблемой, чем желанным приобретением или объектом мечтаний. Камеры, платные парковки, дорогущие гаражи и машиноместа – об этом сказано настолько много, что вряд ли есть смысл повторяться.
Такси и каршеринг будут и дальше понемногу вытеснять личный транспорт. Как представляется, хорошие перспективы есть и у сервисов подписки на автомобили – они позволяют ездить на такой машине, которую не можешь себе позволить. Это всегда подкупает. Сейчас компании, которые этим занимаются, прощупывают рынок, но рано или поздно на рынке появится предложение, от которого многие тысячи людей не смогут отказаться (неужели, это опять будет Яндекс?).
Вряд ли автомобильный рынок в России будет расти. На данный момент ни единой значимой предпосылки к тому нет, и непонятно даже, откуда они в принципе могли бы появится.
1. Касательно общих продаж
Тут как посмотреть. В 2020 году определяющим фактором влияния на авторынок была пандемия и введенный локдаун. Зависимость тенденции продаж от отмены введенных ограничений была стопроцентная, учитывая, что следом на нее тут же наложился отложенный спрос и традиционная боязнь российских покупателей за сбереженные средства, которые люди бросились вкладывать в дорогостоящие товары. В результате отрицательный результат в 9,1% по рынку зависел исключительно от времени разблокировки бизнеса — сними государство ограничения на месяц раньше, и результат по году вполне мог быть положительным.
2. Касательно прогнозов развития
К сожалению, ситуация на авторынке России уже много лет является достоверно непрогнозируемой, на чем сходится большинство экспертов отрасли. Указанные проценты тех или иных специалистов колеблются либо в околонулевой зоне, либо же эксперты, наоборот, дают максимальный разброс по цифрам, оправдывая любую ситуацию неопределенностью.
Связано это с тем, что продажи автомобилей, а вернее экономическая ситуация в России находится в полной зависимости от внешних факторов и уровня реагирования на них властей страны: стоимость нефти, которая в течение года показывает полярные цифры, зависящий от нее курс национальной валюты, всевозможные внешние санкции, например, банковской системы, меняющееся налоговое регулирование, отсутствие или наличие государственной поддержки отрасли, а также добавившиеся проблемы с мировой логистикой из-за перекрытых границ практически похоронили возможность строить долгосрочную стратегию. Глобальные игроки, имеющие достаточную финансовую подушку, стараются придерживаться какого-то бизнес-форватера, а вот розничные игроки, например, дилеры перестали загадывать более, чем на полгода.
3. Касательно цен
На сегодняшний день повышение цен — это единственный инструмент компенсации понесенных расходов игроками отрасли от чего бы то ни было. Улучшений в этом направлении ждать не стоит точно, потому что отсроченных факторов, на которые всегда ссылаются автопроизводители и ритейлеры, хватит на десятилетие вперед. То есть, при любом колебании спроса - как вниз, так и вверх - цены на автомобили всегда будут расти, что и показывает статистика — в допандемийном 2019 году продажи автомобилей упали на 2,1% при этом общая выручка возросла на 7% именно за счет увеличения цен. Такую же зависимость можно проследить и в долгосрочном промежутке: начиная с кризиса 2014-2015 года, когда авторынок упал фактически вдвое при двукратном же повышении цен авто. В результате в деньгах ситуация в среднем мало в чем изменилась, а по некоторым показателям даже улучшилась. Если грубо объяснять «на пальцах», сегодняшний покупатель нового автомобиля платит не только за себя, но и за того парня, который новую машину купить уже не смог.
4. Касательно вторичного рынка
Вторичный рынок полностью зависит от ситуации на первичном, особенно что касается деятельности профессиональных продавцов. Дефицит новых машин в 2020 году немедленно перекинул спрос на бэушные автомобили, самые лучшие из которых были немедленно выметены с площадок трейд-ин.
Собственно, закрытие автосалонов и ограничение их деятельности также заморозило поступление «трейд-иновских» машин на рынок, а потеря работы и сокращение доходов населения вынудили автовладельцев отложить обновление авто до лучших времен. Все это потянуло за собой дефицит хороших предложений и на вторичном рынке, а также, как следствие, все тот же рост цен. Ситуацию спасает тот факт, что объем рынка подержанных машин в России втрое превосходит объем первичного, так что какие-то варианты всегда можно найти.5. Касательно дилеров
Ситуация в это области крайне неоднозначная. Во-первых, стоит сказать о панике, которую устроили ритейлеры весной 2020 года: тогда представители РОАД заявляли об угрозе закрытия от 30% до 50% дилерских предприятий, если всем и немедленно не будет предоставлена государственная финпомощь. По факту оказалось, что по итогам 2020 года свою работу прекратили около 3% предприятий, что показало, мягко скажем, некоторые лукавство со стороны представителей отрасли.
Правда, нюансы здесь в другом: те самые 30-50% дилеров действительно находятся в сложном финансовом положении, порой реально на грани выживания. Только вот причины этого кроются совсем в другом, а именно в неправильном прогнозе деятельности всего авторынка и собственной финансовой несостоятельности, усугубленной плохо просчитанной кредитной нагрузкой. Большая часть из сегодняшних игроков отрасли строили (в том числе, даже автопроизводили!) новые центры (и даже заводы) под авторынок в 3,5-4 млн штук ежегодных продаж, которые были рассчитаны, исходя из ошибочных прогнозов по России мировых аналитических агентств (возвращаемся к пункту №2).
В результате при текущих показателях рынка в 1,6-1,7 млн проданных авто в год и потенциальной его емкости около 2 млн штук в отдаленной перспективе, до половины дилерских центров сегодня просто не нужны. То есть, тенденцию закрытия центров надо воспринимать положительно — это оздоровление авторынка.
Средний показатель реализации машин на один автосалон сегодня составляет около 40 машин в месяц, что не обеспечивает никаких перспектив развития бизнеса конкретного предприятия ни в плане продаж, ни в плане сервисного обслуживания. Отсюда, кстати, в том числе и сегодняшняя беспрецедентная ситуация, когда дилеры не отдают покупателям проданные машины без обязательной установки на них дополнительного оборудования на сотни тысяч рублей, фактически занимаясь коммерческим шантажом.
6. Касательно цифровизации
Это необратимая тенденция развития мировой индустрии, к которой все-таки нужно относится с головой. Цифровизация в философском плане — это такой же инструмент как, например, молоток: им можно построить дом, а можно убить. Так же и со всеми новыми технологиями, которые с одной стороны помогают сделать нашу жизнь проще, с другой - порождают массу новых рисков, когда неверно нажатая клавиша может оставить автовладельца без законно приобретенного автомобиля, а не вовремя севший смартфон не позволит доказать инспектору полиции наличие документов или страховки.
7. Касательно онлайн-продаж авто
Здесь, опять же, состояние российского авторынка и российской действительности не совпадает с мировыми тенденциями, которые нам стараются навязать извне. Первый из них — финансовый: в России люди готовы без проблем покупать вещи через интернет, но только до определенной суммы. К переводу не совсем известно куда и не особо понятно кому миллионов рублей отечественные покупатели оказались не готовы. Большая часть сделок, которую дилеры и производители называют интернет-продажами авто, по факту являются просто переводом предоплаты за машину 10-50 тыс. рублей. Все остальное как было так и происходит офф-лайн.
Второй фактор — психологический: выбор нового автомобиля для многих россиян является иногда событием жизни, а потому это превращается в целый творческий процесс, длящийся порой несколько месяцев. Заменить его бездушным тыканием в экран и рассматриванием фотографий в конфигураторе невозможно, особенно, что касается регионов.
Однако, с течением лет все это действительно может кануть в лету, но только под давлением производителей, которые все чаще и откровеннее заявляют о том, что дилерские центры — это пережиток прошлого, причем очень затратный. С учетом новых цифровых возможностей автобрендам проще общаться с покупателем напрямую, а дилерские центры могут превратиться просто в некие службы поддержки с функцией автосервисов.
Бурного роста спроса на автомобили, мне кажется, не стоит ждать еще как минимум по одной причине: автомобиль – атрибут человека семейного, у которого рождаются дети. А в стране по этой части проблема: согласно данным Росстата в 2020 году естественная убыль населения увеличилась больше чем в два раза – до 688,7 тысячи человек с 316,2 тысячи человек в 2019 году, а число родившихся детей, наоборот, стало минимальным с 2002 года.
Автовладельцы просто вымирают, и в прямом, и в переносном смысле. У меня перед глазами живой пример, мой внучатый племянник. Когда ему исполнилось 18, он, тогдашний студент «Бауманки», отправился в автошколу, и мы присматривали ему первый автомобиль – подержанную «трешку» BMW или Volvo C30. Сейчас он, высокооплачиваемый IT-шник в банке, про покупку автомобиля даже не думает, ездит на метро. И, кстати, жениться пока не планирует.
Ситуация, складывающаяся для всех автомобилистов в нашей стране в последнее время, учитывая данные различных агентств и ассоциаций явно не добавляет энтузиазма. Что все эти цифры значат для рядового автолюбителя?
Приведу несколько примеров. Не так давно, мой давний друг решил приобрести себе автомобиль корейского производства подпадающий под налог на роскошь. Копил долго и с большим вдохновением. Конечно, он был к этому готов и морально и финансово. Но по приезду к официальному дилеру услышал слова, которые напрочь отбивают желание покупать что-либо. Мол на данные машины дефицит, ждать ещё по всей видимости долго. А предприимчивый дилер не постеснялся и допов накидал на кругленькую сумму. Выбора то нет, человек купит. В итоге удорожание автомобиля получается на 10, а то и 15 процентов. Учитывая солидную стоимость, эти цифры моментально отрезвляют. Вот и выходит так, что отложенные мечты на покупку авто разбиваются неведомой силой. И таких душещипательных историй по стране пруд пруди!
А вот другому моему товарищу действительно повезло. Буквально месяца два назад ему посчастливилось приобрести автомобиль массового сегмента. Почему ждал именно этого момента? Все банально и просто! Отменили гос. программу. Товарищ то мой старой закалки, кредиты особо не любит. А все время куда не пойди, тебе везде кредитный калькулятор стремятся включить. Его слова меня обескуражили. Хочу купить авто за наличку, но мне говорят не выгодно нам так продавать, давай в кредит бери. А уж мы тебе страховку и ещё что-нибудь под шумок положим. Недавно позвонил мне. Хвастается, взял всё-таки без кредита. И с приличной скидкой. В этой ситуации не страшно не знать, страшно не хотеть знать! Правда, ПТС то электронный у него. Вот как говорит к этому привыкнуть? А я в свою очередь говорю, цифровизация, онлайн, высокие технологии.
Возвращаясь к насущным проблемам автомобилистов, на сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что рынок новых и б/у авто проседает на глазах. Автолюбители то и дело штудируют онлайн продажи, авто по подписке, аренде, каршерингу, порою настолько безуспешно, что бегут, посчитав стоимость владения, в ближайший салон б/у авто. И берут то, что не особо хотят. Ездить то надо. И где же в этой суете простое автомобильное счастье? Судя по статистике продаж, всех сегментов и годовому обслуживанию самого бюджетного авто - автомобиль становится действительно роскошью, а не средством передвижения. Во всех случаях будь то аренда или покупка. Надеюсь, что эта ситуация изменится в лучшую сторону для большинства российских автолюбителей.
Продажи машин падают, цены повышаются, зарплаты остаются прежними. Эти фразы можно повторять почти ежегодно, и они будут актуальными в России. Для большинства кризис - это плохо, а для некоторых - это время возможностей. Большие гиганты не блещут продажами, зато некоторые китайские бренды ставят рекорды. Посмотрите только на результаты компании Chery, за начало этого года их продажи составили больше, чем за весь 2019 год!
Тут дело точно не в везении, а в удачном подходе. Цены ниже, чем у бюджетных конкурентов, огромное количество опций, наконец-то китайцы стали делать красивый дизайн и хорошее качество своей продукции. Труды маркетологов тоже отражаются на продажах. Насчет автомобильных гигантов сложно предсказать, как будут идти продажи, но у некоторых китайских однозначно ожидается аномально высокий рост.
С онлайн-продажи ситуация весьма интересная, люди все больше и больше готовы покупать автомобиль, сидя на диване, но продавцы к этому не готовы, все сводится к тому, что вам все равно нужно ехать в салон, и там ситуация чаще всего отличается от той, что у вас была на экране смартфона или компьютера.
Рынок б/у автомобилей в России ужасен. У нас нет никаких законов о скрутке пробега, а выбор машин сравним с русской рулеткой. Даже официальные дилеры могут скрутить пробег и легально продавать такую машину. Если достаточно средств на покупку новой машины, то лучше не тратить свои нервы и не рисковать с покупкой на вторичном рынке, думая, что вы сэкономите и найдете лучший вариант по сравнению с новым авто.