Планка в 3 млн, применимо к автомобилям, на тот момент выглядела разумно: самые популярные модели стоили в пределах 2 млн, за 3 можно было приобрести действительно престижные, модные машины – Mercedes E-класса в хорошей комплектации, например. Но с тех пор цены на новые автомобили выросли, по данным АЕБ, на 60% и в конце 2021 года планка в три миллиона ничего, кроме саркастической ухмылки, не вызывает
Судите сами: под формальное действие повышающих коэффициентов попали такие семейные «блокбастеры», как Skoda Kodiaq или Subaru Forester. И здесь начинается самое интересное: установленный порог превышают только самые оснащенные версии чешского кроссовера, которые к нам импортируют. Считать ли это сверхпотреблением? Если учесть, что есть хорошо «упакованные» модификации, собранные в России – да, можно подискутировать. Едва ли разумно называть комплектацию Laurin&Klement «жизненно необходимой». С Subaru Forester же ситуация абсолютно однозначная: роскошным этот достойный кроссовер назвать нельзя ни при каких условиях. Впрочем, это же справедливо и в отношении Kia Sorento с дизельным мотором. Всего в обновлённом списке моделей, облагаемых «престижным побором», уже более полутора тысяч позиций.
Как это часто бывает, список Минпромторга не включает несколько моделей, цены на которые колеблются около 3 млн рублей. Так, в этом году к рубикону вплотную подобрался Hyundai Tucson. Да, в высшей комплектации Visioner, но сам факт: на момент написания статьи рекомендованная цена (улыбаемся и машем) составляла 2 984 000 рублей за машину с бензиновым 190-сильным мотором и 3 084 000 за 186-сильный турбодизель. Всем понятно, что за обозначенную на сайте сумму никто новый Tucson не продаст, но всё же. Вполне возможно стечение обстоятельств, что кто-то купил этот кроссовер, допустим, прошедшим летом, а к марту 2022-го года Минпромторг, не подняв порог входа в роскошный перечень, внесёт Tucson в свой список. В этом случае счастливый обладатель топовой версии модного корейского автомобиля уже через год вынужден будет заплатить больший транспортный налог: 10 450 рублей против 9 500 за «нероскошный» аналог.
Ещё один момент: расчет ставки транспортного налога ведётся ФНС на основании списка Минпромторга. Даже если вы сможете уговорить дилера сделать скидку в миллион и итоговая сумма будет проставлена в договоре купли-продажи, ФНС всё равно пришлёт вам расчёт по повышенной ставке. Схитрить не получится.
Мнения коллег в этот раз однозначны: если и сохранять этот налог (что само по себе не все поддерживают), надо пересмотреть нижнюю планку цены. Менее 5 миллионов даже разговаривать не о чем – это в 2021 году не та сумма, за которую вам предложат что-то поистине комфортное. Куда более разумной выглядит отметка в 10 млн – причем за эту сумму даже Mercedes S-класса в наши дни не купить…
Я всегда знал, что Россия не только родина слонов и заборов. С недавнего времени я начал осознавать, что Россия еще и страна с самыми высокими налогами. Мы платим буквально за все. Вот, к примеру, налог на «роскошные автомобили», который ввели в 2014 году. Тогда в этом совсем небольшом списке был 191 автомобиль. Причем стоимость этих, недоступных большинству россиян, машин равнялась 3 миллионам рублей. Впрочем, в то время за Mercedes S-class дилеры «просили» примерно столько. И это было правильно. Человек, который мог позволить себе отдать за транспортное средство не малую, по тем, досточтимым временам, сумму мог считаться богатым. Тот же хэтчбэк МВ А-class стоил 800 тысяч рублей. При этом достаточно дорогой VW Touareg в этом списке не значился. Там присутствовали лишь премиальные(!), что очень важно, марки.
Шли годы, список Минпроторга, не учитывая рост цен на автомобили, постоянно пополнялся новыми моделями. И вот сегодня там значится уже 1400 автомобилей. В этой солидной организации никто и не задумывался о том, что за почти десять лет стоимость выросла на 60 процентов, что курс доллара, к которому традиционно привязаны цены на машины, менялся сотню раз. Чиновники скрупулезно, день изо дня, просто вносили в реестр все новые и новые машины.
Учитывая тенденции к постоянному росту стоимости, мне кажется, что вскоре в этот документ могут попасть буквально все модели, даже бюджетного класса, типа VW Polo. Новое предложение должно, по идее, облегчить налоговое бремя. Но это мера не более чем временная. Если сегодня тот же VW Tiguan в топе стоит почти пять миллионов рублей, пора за голову хвататься. Ведь покупатель масс-сегмента очень чувствителен к дополнительных расходам. И лишнее налоговое ярмо для него хуже красной тряпки для быка. Люди просто перестанут покупать новые машины. Тут и государство потеряет и автопроизводители. Ведь нет спроса, не будет и предложения.
Но в Минпроторге решили снова пойти по проторенной дорожке. Кто-то решил, что а давайте-ка повысим порог до пяти «лямов». Господа, вы что не ходите в автосалоны? Впрочем, скорее ходите, но не в те, в которые захаживает, и будет захаживать все реже и реже, 90 процентов россиян.
Поэтому повышение порога в реестре ничего не даст, тем более опубликовать его грозятся лишь в марте 2022 года. За это время цены еще подрастут. А значит и идея обернется «пшиком».
Не проще ли было включить в реестр автомобили определенных марок и моделей и дифференцировать их согласно статусу? Мне кажется, что заплатив по максимуму потенциальный потребитель Bentley или Lamborghini этого и не заметит. Но если обложить аналогичным, максимальным налогом, владельца Mercedes или Audi, для них это будет уже слишком.
Даже странно, что в необходимости отмены налога на роскошь сегодня кто-то сомневается. Если не ошибаюсь вводили его еще в 2014 году, когда 2,5 миллиона рублей стоил, например, Porsche Boxster. В 2021-м столько просят за хорошо оснащенную "Октавию" российской сборки...
Увы, покупательская способность населения и цены на автомобили в нашей стране движутся в противоположные стороны. Конечно, ставка «налога на роскошь» требует пересмотра. Всех проблем это не решит, но во всяком случае снизит градус абсурда, когда чуть ли не каждый новый автомобиль официально становится роскошью. Мне кажется на данный момент справедливой будет отметка от 7 миллионов рублей.
Ребят, а о чем шумим-то, собственно? Страшный, ужасный налог на роскошь захватывает наш несчастный рынок, и скоро даже за «Гранту» без кондиционера придется доплачивать, словно вы купили позолоченный Rolls-Royce? Звучит возмутительно, но давайте посчитаем в абсолютных цифрах. Вот есть, например, Mazda CX-9 – машина за 4 миллиона рублей, да еще и с «дорогим» 231-сильным двигателем. В Москве, с учетом налога на роскошь, за нее придется платить 19 058 рублей в год, а без него… 17 325 рублей! А с владельца условного 150-сильного VW Tiguan, коли тот попадет в список, жадный Минпромторг сможет урвать лишних рублей 500, если не меньше. Катастрофа. Грабеж.
Другой вопрос, что сам факт соседства слов «роскошь» и «Тигуан» абсурден, и в этом плане перечень неплохо бы актуализировать. Но бурлит общественность именно о формальном статусе, о навешивании обидного ярлыка, напрочь забывая о сути. Бурлит, а потом идет и покупает ту же «Гранту» без кондиционера, отдавая дилеру тысяч эдак 100 сверх официальной цены. Добровольно, а не по требованию злого государства! И сразу же заливает в эту «Гранту» бензин по 50 рублей за литр. Я это к чему: может, стоит как-нибудь за реальные проблемы повоевать, а уже потом переключиться на абсурдные издержки неповоротливой системы? Кажется, так может получиться намного выгоднее.
Для меня налог на «роскошь» не имеет никакого значения, ведь, как и большинство россиян я не могу, а с нынешним дилерским беспределом и не хочу покупать новый автомобиль. Но все же залез в ценники и… Субару Аутбэк, о котором я мечтаю, стоит больше трех миллионов, но позвольте, с каких пор Аутбэк считается роскошным авто? Можно привести еще массу примеров несоответствия понятий о роскоши и этого самого налога.
Повышение планки до 5 млн – временная мера, цены на автомобили догонят и этот рубеж. Так что налог на роскошь, на мой взгляд, абсолютно несправедлив в любом случае, ведь он во многом задевает ту часть «среднего класса», которая еще способна заработать честным трудом, а чиновникам и прочему ворью любые налоги по карману. Куда лучше было бы победить коррупцию, вывести доходы «в белую» и брать прогрессивный налог с заработка. Но в этой стране такого не случится никогда, а до «Прекрасной России Будущего» доживут разве что нынешние «зумеры», и то не факт.
Вот что обидно. Понятно, конечно, что люди - новая нефть, но!.. За что мы должны платить налог «на роскошь»?.. За еле ездящий четырёхколёсный почти любой автомобиль Я бы платил. Но у меня перед глазами пример: у одного моего знакомого была Audi. Шикарный аппарат. Оформлен на юрлицо. И вот, когда пришла пора его продавать, все штрафы и налоги за много лет на эту машину мистическим образом обнулились... Как-то мне довелось покупать себе очень приятную машину - спецы поймут - дизельную полноприводную Volvo S90. Когда я был в Финляндии, обратил внимание: там это такси.
Мы все понимаем: надо давать очередной кредит дружественному руководителю братской страны, восстанавливать Сирию и ЦАР и что-то ещё, типа Боливии и Венесуэлы. Это, конечно, важнее собственного населения. А по реестру Минпромторга, выходит, что практически любой нормальный автомобиль - роскошь. Получается, если ты не собираешь валежник и можешь купить себе что-то слегка лучше «Нивы», ты должен платить всё больше и больше?
В целом налог на дорогие автомобили я не могу назвать драконовской мерой - все же технически в настоящий момент это транспортный налог, который относится к региональным и теоретически идет на строительство и модернизацию дорожной сети. Дело полезное. Однако я бы все же тихонько рекомендовал (громко советовать наверх сейчас может быть чревато) все же обратить внимание на настоящую роскошь, а не на стоимость автомобилей. Если динамика событий в мире и стране сохранится, сегодня они поднимут планку до 5 миллионов, на следующий год придется до 7, а там и до 10. Хотя на сегодняшний день поднимать планку точно надо.
Эффективнее было бы обратиться к экспертам, желательно не из исследовательских институтов, и составить список действительно роскошных автомобилей, которые покупают по-настоящему богатые люди. Rolls-Royce, Bentley, топовые версии автомобилей премиум-сегмента, спорткары, суперкары и эксклюзивные версии от известных тюнинг-ателье. Тогда это будет называться если не справедливым, то хотя бы обоснованным налогом на сверхдоходы. Если государство не готово ввести дифференцированную шкалу НДФЛ, как это реализовано в некоторых развитых странах, то хотя бы будет понятно, что за настоящую роскошь придется платить. Хотя кого это когда пугало…
Стоит ли менять планку налога? Конечно стоит, но на это вряд ли кто сейчас пойдёт, ведь вот оно, попёрло!
Автомобили подорожали настолько, что если раньше повышенный налог можно было брать только с более-менее богатых граждан, теперь можно «стричь» практически всех. Социальная справедливость? Нет, не слышали! Кто же будет перелопачивать огромные таблицы, думать о людях, когда касса заполняется сама собой, да ещё и без бюджетных трат. Копили на «Соренто», брали кредиты и занимали у родственников? Да вы, товарищ дорогой, у нас богатый человек, поэтому и должны страдать как богатый, и всё равно, что вы «страдаете в кредит» в то время, как владельцам «Майбахов» на это налог на роскошь вообще плевать.
И не надо сказок, что рынок поменялся слишком быстро, а Минпромторг не смотрит телевизоры и не читает интернеты. Да, косность, бюрократия, прилёт синих обезьян с планеты Нибиру, санкции выжившего из ума деда из-за океана – это всё мешает повернуться к гражданам собственной страны лицом. Главное – деньги в кассе.
На мой взгляд минимальный порог надо повышать не до 5, а, как минимум, до 7 миллионов.
С учетом того, что за последний год новые автомобили официально подорожали на 20%, а судя по ценникам в салонах, так и на все 50, даже повышение планки налога на роскошь до 5 миллионов рублей ничего не изменит. А если нижний порог оставят, как есть, скоро Hyundai Solaris станет роскошным автомобилем, и я не шучу.
Кроме того, давно пора привлекать ФАС к ситуации с наценками в дилерских центрах – там творится форменный беспредел. Не исключаю и вовсе абсурдного развития: производители, видя как дилеры взвинчивают цены, перепишут свои прейскуранты, а покупатели просто закончатся, потому что мы с вами не богатеем. Ситуация с накрутками продавцов на новые автомобили требует вмешательства государства и это куда важнее всяких там налогов…